город Омск |
|
26 июня 2014 г. |
Дело N А75-9709/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глухих А.Н.,
судей Еникеевой Л.И., Зиновьевой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём судебного заседания Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3495/2014) общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 24 февраля 2014 года по делу N А75-9709/2013 (судья А.Е. Фёдоров), принятое по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (ОГРН 1048600006179, ИНН 8601024089) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (ОГРН 1058600001118, ИНН 8618006063) о взыскании 1 713 745 962,63 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" - Зырянова И.А. (паспорт 6707 777991 выдан 10.04.2008, доверенность N 182 от 26.12.2013 сроком действия по 31.12.2014); Дмитриева И.В. (паспорт, доверенность N 184 от 26.12.2013 сроком действия по 31.12.2014)
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Комушев Г.Н. (паспорт, доверенность N 01 от 27.12.2013 сроком действия по 31.12.2014); Ашифина Е.Ю. (паспорт, доверенность б/н от 16.06.2014 сроком действия по 31.12.2014);
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре, истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Хантос" (далее - ООО "Газпромнефть-Хантос", ответчик) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года в размере 1 713 745 962 руб. 63 коп., из которых: за 1 квартал 2012 года - 386 716 072 руб. 09 коп., за 2 квартал 2012 года - 437 335 831 руб. 10 коп., за 3 квартал 2012 года -461 412 050 руб. 08 коп., за 4 квартал 2013 года - 428 282 009 руб. 36 коп.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.02.2014 по делу N А75-9709/2013 исковые требования удовлетворены в полном объёме. С ООО "Газпромнефть-Хантос" в пользу Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре взыскано 1 713 745 962 руб. 63 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду. С ООО "Газпромнефть-Хантос" в доход федерального бюджета взыскано 200 000 руб. государственной пошлины.
Возражая против принятого судебного акта, ООО "Газпромнефть-Хантос" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.02.2014 по делу N А75-9709/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы, ответчик указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
От Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре поступили письменные пояснения в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Газпромнефть-Хантос" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав пояснения сторон по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпромнефть-Хантос" состоит на учете в Управлении Росприроднадзора по ХМАО - Югре в качестве объекта хозяйственной деятельности, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
ООО "Газпромнефть-Хантос" представило в адрес Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 316 227 521 руб. 52 коп., из которых: за 1 квартал 2012 года - 79 427 444 руб. 21 коп., за 2 квартал 2012 года - 72 621 027 руб. 68 коп., за 3 квартал 2012 года - 85 115 598 руб. 85 коп., за 4 квартал 2012 года - 79 063 450 руб. 78 коп.
Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре, ссылаясь, что ООО "Газпромнефть-Хантос" не верно произвело расчёты, обратилось в суд с настоящим иском о взыскании 1 713 745 962 руб. 63 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 3 названного Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным федеральным платежом, предназначенным для возмещения расходов и затрат публичной власти на охрану и восстановление окружающей среды.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
При этом, в соответствии с основными понятиями, закрепленными статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Законом N 7-ФЗ и Законом N 96-ФЗ определены основные понятия гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 96-ФЗ, гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, деятельность ответчика по выбросу в атмосферный воздух загрязняющих веществ в результате сжигания попутного газа относится к негативному воздействию на окружающую среду, за которое, в свою очередь, ООО "Газпромнефть-Хантос" должно вносить плату.
Как указывалось выше, согласно расчёту истец размер платы за негативное воздействие определил в размере 316 227 521 руб. 52 коп., из которых: за 1 квартал 2012 года - 79 427 444 руб. 21 коп., за 2 квартал 2012 года - 72 621 027 руб. 68 коп., за 3 квартал 2012 года - 85 115 598 руб. 85 коп., за 4 квартал 2012 года - 79 063 450 руб. 78 коп.
Оспаривая правомерность данного расчёта, Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре утверждает, что плата за негативное воздействие должна составлять 2 029 973 484 руб. 15 коп.
В связи с чем, по расчету истца у ответчика имеется задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1 713 745 962 руб. 63 коп.
Недоплата за негативное воздействие на окружающую среду, по мнению истца, в том числе, обусловлена тем, что ответчиком при расчете платы за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды не был учтён пятикратный повышающий коэффициент.
Оценив данный довод, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа, Правительство Российской Федерации постановлением N 7 от 08.01.2009 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" (далее - Постановление N 7) установило целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа (далее - целевой показатель).
Согласно Постановлению N 7, с 01.01.2012 плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках, рассчитывается:
- для объема, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с пунктами 2 - 4 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением N 632;
- для объема, превышающего значение целевого показателя и определяемого как разница между объемом сожженного попутного нефтяного газа и объемом попутного нефтяного газа, соответствующего значению целевого показателя, - в соответствии с пунктом 5 Постановления N 632 как за сверхлимитное загрязнение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Постановление N 632) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок определения платы N 632), который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 5 Порядка определения платы N 632 установлено, что плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, ООО "Газпромнефть-Хантос" в 1, 2, 3, 4 кварталах 2012 года при сжигании попутного нефтяного газа допускало превышение значение целевого показателя сжигания попутного нефтяного газа, сжигая более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа, следовательно, плату за выбросы вредных загрязняющих веществ общество должно было рассчитывать как за сверхлимитное в соответствии с пунктом 5 Постановления N 632 с учётом пятикратного повышающего коэффициента.
При проверке арифметических расчетов, судом апелляционной инстанции установлено, что ответчиком при расчета платы за негативное воздействие был применён пяти кратный повышающий коэффициент.
Также Управление Росприроднадзора по ХМАО - Югре указывает, что при расчете платы за негативное воздействие в связи с выбросом газа - метан не применён коэффициент индексации, равный 1,67.
Суда апелляционной инстанции находи указанный довод истца обоснованным исходя из следующего.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального Закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленные Правительством Российской Федерации в 2003 году и в 2005 году, применяются в 2012 году с коэффициентом соответственно 2,05 и 1,67.
В соответствии с пунктом 19 Приказа N 204 в столбце 16 указывается коэффициент к нормативу платы, применяемый в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Постановлением N 344 установлены нормативы платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Позицией N 106 Приложения N 1 к Постановлению N 344 установлены нормативы платы за выброс загрязняющего вещества - метан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344" были внесены изменения в норматив платы загрязняющего вещества "Метан, в том числе в составе нефтяного (попутного) газа, сжигаемого факельными установками".
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" установлено, что в приложении N 1 к Постановлению N 344 позицию 106 изложить в следующей редакции: метан.
При этом норматив платы, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344", не был изменен.
Таким образом, поскольку норматив платы за негативное воздействие на окружающую среду был установлен в 2005 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2005 N 410 "О внесении изменений в приложение N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344" и впоследствии не был изменён, следовательно, за выброс загрязняющего вещества - метан, в том числе в составе нефтяного (попутного) газа, сжигаемого факельными установками, в столбце 16 расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду применяется коэффициент - 1,67.
Также суд апелляционной считает обоснованным довод Управления Росприроднадзора по ХМАО - Югре о неверном определении ответчиком норматива платы за выброс вредных веществ в составе попутного газа.
Из приведенных норм следует, что плата за сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину сверхлимитного загрязнения.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 установлены два вида нормативов платы за выброс тонны загрязняющих веществ: в пределах установленных допустимых нормативов выбросов; в пределах установленных лимитов выбросов.
Нормативы платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов составляют меньшую сумму, чем в пределах установленных лимитов выбросов.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 632 плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Из приведенных норм следует, что плата за сверхнормативное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину сверхлимитного загрязнения.
Приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 (далее - Приказ N 204) утверждена форма Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 23 Порядка заполнения Раздела 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" Приказа N 204, в столбце 19 указывается сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, и численная за сверхлимитный выброс данного загрязняющего вещества. Значение показателя по столбцу 19 определяется как произведение столбцов 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16.
В столбце 11 указывается норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов в соответствии с приложением 1 к Постановлению от 12.06.2003 N 344.
Таким образом, истцом размер платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды должен был быть определен путём умножения на норматив платы за выброс тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросов, указанный в столбце 11 Расчёта.
ООО "Газпромнефть-Хантос" в нарушение Постановления N 632 сверхлимитный выброс исчислен путём умножения на норматив платы за выброс тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов.
Таким образом, с учётом допущенных ответчиком нарушений, разница между оплаченной и начисленной суммами по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в результате сжигания попутного газа составила 1 713 745 962 руб. 63 коп., из которых: 386 716 072 руб. 09 коп. - за первый квартал 2012 года, 437 335 831 руб. 10 коп. - за второй квартал 2012 года, 461 412 050 руб. 08 коп. за третий квартал 2012 года, 428 282 009 руб. 36 коп за четвертый квартал 2012 года.
С учетом изложенного, исходя из вышеизложенных норм права, материалов дела, а также принимая во внимание то, что ответчик своих обязательств по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду не выполнил, правомерно взыскал с ООО "Газпромнефть-Хантос" оставшуюся сумму задолженности в размере 1 713 745 962 руб. 63 коп.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы - ООО "Газпромнефть-Хантос".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 февраля 2014 года по делу N А75-9709/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Глухих |
Судьи |
Л.И. Еникеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-9709/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по ХМАО-Югре, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округ - Югре
Ответчик: ООО "Газпромнефть-Хантос", ООО "Газпромнефть-Хантос"