г. Москва |
|
08 июля 2014 г. |
Дело N А41-56166/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Оськиным П.П.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (ИНН: 5024022965, ОГРН: 1025002863247): Шомирзоев А.Ш. - по доверенности от 12.12.2012 N 130,
от администрации Волоколамского муниципального района Московской области (ИНН: 5004003890, ОГРН: 1025000845814): Данилов А.В. - по доверенности от 19.05.2014 г. N 952/1-1-23,
от Комитета по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области (ИНН: 5004002400, ОГРН 1025000842734): Данилов А.В. - по доверенности от 11.06.2014 г. N 1724,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Умеренко Ю.А. - по доверенности от 14.03.2014 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области и администрации Волоколамского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2014 года по делу N А41-56166/12, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению открытого акционерного общества "Красногорский завод им. С.А. Зверева" к администрации Волоколамского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области, с участием в деле в качестве третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (далее - ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Волоколамского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), Комитету по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области (далее - Комитет) с требованиями о признании незаконным бездействие администрации Волоколамского муниципального района Московской области в связи с непредоставлением в собственность ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, территории совхоза "Болычево"; об обязании принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, территории совхоза "Болычево"; обязании в месячный срок направить ОАО "Красногорский завод им. С.А.Зверева" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, территории совхоза "Болычево", общей площадью 47800000 кв.м., категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства", в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 25.02.2009, по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 года указанное решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московской области от 29 октября 2013 года решение от 15 марта 2013 года и постановление от 22 июля 2013 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
При новом рассмотрении дела в суде первой инстанции ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" уточнило заявленные требования, согласно которым просило:
- признать незаконным бездействие администрации Волоколамского муниципального района Московской области в связи с непринятием решения по заявлению ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, территории совхоза "Болычево";
- обязать администрацию Волоколамского муниципального района Московской области рассмотреть заявление ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, территории совхоза "Болычево" и принять решение в соответствии с Примечанием к статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с соблюдением требований, установленных частями 6-8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации;
- обязать Комитет по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области направить ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, территории совхоза "Болычево", категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования - "для сельскохозяйственного производства", в месячный срок с момента принятия решения администрацией Волоколамского муниципального района Московской области о предоставлении земельного участка на соответствующем праве в соответствии с Примечанием к статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с соблюдением требований, установленных частями 6-8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2014 года заявленные ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" требования были удовлетворены в полном объеме (том 3, л.д. 162-167).
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ТУ Росимущества в Московской области и администрация Волоколамского муниципального района Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом первой инстанции не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 4, л.д. 2-8, 26-30).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель администрации и Комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе администрации, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Возражал против доводов апелляционной жалобы ТУ Росимущества в Московской области.
Представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы своей апелляционной жалобы, в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт. Также возражал против доводов жалобы администрации.
Представитель ОАО "Красногорский завод им. С.А.Зверева" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Волоколамский район, был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования совхозу "Болычево", что подтверждается свидетельством серии МО-7 N 5407 от 13.04.1993 года, выданным администрацией Волоколамского муниципального района.
В соответствии с распоряжением Председателя Совета Министров РСФСР N 358-р от 02.04.1990 совхоз "Болычево" Московской области из ведения Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР передан в ведение Миноборонпрома СССР для организации подсобного сельского хозяйства.
Согласно приказу от 13.04.1990 N 154 по Агропромышленному комитету РСФСР совхоз "Болычево" передан в ведение Миноборонпрома СССР для организации подсобного сельского хозяйства с исключением совхоза "Болычево" из списка действующих предприятий и из состава агропромышленного комбината "Волоколамский".
Решением конференции трудового коллектива Красногорского ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени механического завода совхоз "Болычево" преобразован в агроцех КМЗ путем акционирования в составе КМЗ с ликвидацией юридического лица совхоза и открытием субсчета КМЗ, что подтверждается выпиской из протокола N 3 от 25.09.1992.
Из материалов дела также усматривается, что в настоящее время агроцех "Болычево" является структурным подразделением общества.
На основании Плана приватизации, утвержденного 23.12.1993 решением Комитета по управлению имуществом Московской области N 806, ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" приобрело в собственность объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0000000:48, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
26 марта 2012 года ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" обратилось к главе Администрации Волоколамского муниципального района Московской области с заявлением о приобретении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48.
В ответ на данное обращение, администрация Волоколамского муниципального района Московской области направила заявителю письмо от 26.04.2012 N 1615, в котором указала, что предоставление земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляется с приложением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
24 октября 2012 года ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" повторно обратилось в администрацию с заявлением (N Д/3888) о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48.
Письмом от 20 ноября 2012 года N 4143 Комитет по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области сообщил заявителю, что для предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка обществу необходимо провести за свой счет кадастровые работы по формированию и постановке на кадастровый учет такого земельного участка.
Полагая, что бездействие администрации, выраженное в непринятии решения по заявлению ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" о предоставлении в собственность испрашиваемого заявителем земельного участка, является незаконным, ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Целью предъявления иска является восстановление нарушенных прав.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральной собственности находятся земельные участки:
которые признаны таковыми федеральными законами;
право собственности Российской Федерации, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) (далее - ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001) дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню государственной собственности.
В соответствии со статьей 3.1 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001 в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов.
Частью 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ определено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из материалов дела следует, что ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0000000:48, приобретенные на основании Плана приватизации, утвержденного 23.12.1993 решением Комитета по управлению имуществом Московской области N 806, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В соответствии со свидетельством от 13.04.1993 серии МО-7 N 5407, выданным администрацией Волоколамского муниципального района, земельный участок с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Волоколамский район, предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (правопреемнику совхозу "Болычево").
При этом, согласно уведомлению Управления Росреестра по Московской области от 31.01.2013 N 11/001/2013-452 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером 50:07:0000000:48.
В материалы дела представлен кадастровый паспорт от 29.02.2009 N 5007/2007/09-3201, в котором нет указания на государственную регистрацию прав на данный земельный участок, а также не содержится сведений о наличии строений на земельном участке с кадастровым номером 50:07:000000:48, местоположение земель: Московская область, Волоколамский район, территория совхоза "Болычево", категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование - "для сельскохозяйственного производства", площадь 47800000 кв.м.
Кроме того, в материалах дела имеется акт обследования земель сельхозназначения агроцеха Болычево (085) ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева", расположенного в Волоколамском районе Московской области от 20.02.2014, в соответствии с которым установлено, что на земельном участке сельхозназначения агроцеха "Болычево", кадастровый номер 50:07:000000:48, общей площадью 4780 га (47800000 кв.м.), расположенном на территории сельского поселения Осташевское Волоколамского района Московской области рядом с селами Болычево, Карачарово, деревнями Бабошино, Дьяково, Макарово, Медведки, Прозорово, Румянцеве, Рысиха, Хатанки нет надземных зданий и сооружений, т.к. участок представляет собой пашни, пастбища и сенокосы. Согласно учетным данным, экспликации земельных участков и свидетельствам о государственной регистрации права, под поверхностью земельного участка, кадастровый номер 50:07:000000:48, общей площадью 4780 га (47800000 кв.м.), рядом с селом Карачарово, деревнями Бабошино, Макарово, Медведки, Прозорово, Рысиха, Хатанки имеются семь осушительных мелиоративных сетей, общей площадью 2461 га, представляющие собой подземные магистральные каналы, коллекторы, дрены, колодцы, трубы-переезды, быстротоки, быстротоки-переезды, фильтры, водоприемы, водовыпуски, принадлежащие ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" на праве собственности.
Таким образом, судом установлено, что согласно юридически значимым документам земельный участок с кадастровым номером 50:07:000000:48 в собственность Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации не передавался. Доказательств принадлежности Российской Федерации либо субъекту Российской Федерации объектов недвижимости, иных объектов, находящихся на спорном земельном участке, в дело не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 50:07:000000:48 не разграничена согласно критериям, определенным статьей 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001.
Следовательно, администрация Волоколамского муниципального района Московской области в силу части 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ правомочна по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 50:07:000000:48.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу пункта 9 статьи 3 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001 государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно пункту 12 статьи 3 ФЗ N 137-ФЗ от 25.10.2001 предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Указанная правовая позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В пункте 4 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Как уже было указано ранее, ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0000000:48, предоставленного заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Право собственности на объект недвижимого имущества, расположенный на рассматриваемом земельном участке, зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспаривается, свидетельство о государственной регистрации права не признано недействительными.
При этом, в материалы дела не представлено доказательств того, что свидетельство от 13.04.1993 МО-7 N 5407 оспаривается либо признано недействительным.
В целях реализации прав собственника объектов недвижимого имущества и приватизации земельного участка, 26 марта 2012 года ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" обратилось к главе администрации Волоколамского муниципального района Московской области с заявлением о приобретении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48.
Таким образом, как обоснованно указано судом, заявитель, являясь собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0000000:48, правомерно обратился в администрацию Волоколамского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату данного земельного участка.
Согласно части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Как усматривается из перечня приложений, указанных в заявлении от 26.03.2012, заявитель представил в администрацию все необходимые документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Вместе с тем, в ответ на заявление от 29.03.2012 администрация Волоколамского муниципального района Московской области направила заявителю письмо от 26.04.2012 N 1615, в котором указала, что предоставление земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, осуществляется с приложением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
29 октября 2012 года ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" повторно обратилось в администрацию за предоставлением в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48, о чем свидетельствует письмо от 24.10.2012 N Д/3888.
Данное обращение было рассмотрено Комитетом по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области, который письмом от 20.11.2012 N 4143 сообщил заявителю, что для предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка обществу необходимо провести за свой счет кадастровые работы по формированию и постановке на кадастровый учет такого земельного участка.
Между тем, как следует из материалов дела и по смыслу земельного законодательства, письмо администрации Волоколамского муниципального района Московской области от 26.04.2012 N 1615 и письмо Комитета по управлению имуществом Администрации Волоколамского муниципального района Московской области от 20.11.2012 N 4143 не содержат сведений о решении по предоставлению в собственность за плату испрашиваемого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Иных доказательств принятия администрацией решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении собственность такого земельного участка в материалы дела не представлено.
Кроме того, испрашиваемый заявителем земельный участок прошел кадастровый учет, сведения о данном земельном участке с кадастровым номером 50:07:0000000:48 внесены в государственный кадастр недвижимости 15.11.2005, что подтверждается кадастровым паспортом от 25.02.2009 N 5007/204/09-3201.
Поскольку по итогам рассмотрения заявлений ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" от 26.03.2012 и 24.10.2012 заявителю были даны ответы, не содержащие сведений о принятом решении, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что администрацией Волоколамского муниципального района Московской области допущено бездействие, выразившееся в нерассмотрении заявления общества о предоставлении в собственность за плату земельного участка и неисполнении обязанностей, установленных пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, чем нарушены права и законные интересы заявителя (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011 по делу N А41-13076/10).
Кроме того, суд области, установив, что ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" узнало о нарушении своих прав и законных интересов 21 ноября 2012 года, а с заявлением в Арбитражный суд Московской области обратилось 11 декабря 2012 года, пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не пропущен установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 апреля 2014 года по делу N А41-56166/12 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Епифанцева |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56166/2012
Истец: ОАО "Красногорский завод им. С. А. Зверева", ОАО "Красногорский завод имени С. А. Зверева"
Ответчик: Администрация Волоколамского района, Комитет по управлению имуществом Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, КУИ Администрации Волоколамского района МО
Третье лицо: Администрация Волоколамского муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-12959/13
08.07.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6037/14
07.04.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-56166/12
05.11.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-12959/13
22.07.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-4034/13
15.03.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-56166/12