г. Санкт-Петербург |
|
11 июля 2014 г. |
Дело N А56-67088/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Горбик В.М., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Колокольцевой О.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Ефременко А.А. (доверенность от 15.04.2014 г.)
от ответчика (должника): Зиятдинова Р.А. (доверенность от 10.01.2014 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11211/2014) ООО "Гамма-Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2014 по делу N А56-67088/2013 (судья Константинова Е.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "Гамма-Сервис"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
о признании незаконным отказа,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Гамма-Сервис" (далее- Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным отказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Служба), изложенного в письме от 01.07.2013 г. N 26-14950-10537-О, в принятии и учете Отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2012 года (далее - Отчётность) ООО "Гамма-Сервис" в уведомительном порядке.
Решением от 27.03.2014 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Обществом, заявитель просит решение отменить и принять новый судебный акт, полагая, что мотивы, изложенные в оспариваемом отказе Службы в принятии и учете Отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) за 2012 года, не подтверждают факт нарушения заявителем п. 8 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.02.2010 N 30.
Службой отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества апелляционную жалобу поддержал, доводы жалобы подтвердил, представитель Службы возражала против удовлетворения жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
При этом Законом N 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (пункт 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) (далее - Порядок), который предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно пункту 3 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Порядка отчетный период составляет один календарный год, отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Из материалов дела следует, что письмом от 01.07.2013 г. N 26-14950-10537-О Служба отказала Обществу в принятии и учёте поступившей документации в качестве Отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистических данных) в связи с несоответствием комплектности содержанию п. 8 Порядка, в частности указано на отсутствие документов, подтверждающих факты размещения отходов в четвёртом квартале 2013 года. (представленные копии актов выполненных работ за октябрь, ноябрь, декабрь 2012 года по договору N 54090 от 04.10.2012 г. не содержали отметки полигона о размещении отходов).
Ссылаясь на незаконность названного отказа Службы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) государственных органов, иных органов и должностных лиц обладают лица, которые таким способом защищают свои права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если полагают, что они нарушены оспариваемым актом или действиями (бездействиями) в связи с его несоответствием закону или иному нормативному правовому акту.
В силу ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ в ходе судебного разбирательства арбитражный суд должен проверить оспариваемые акты и действия, установить соответствуют ли они закону или иному нормативному правовому акту.
Суд также должен установить нарушают ли оспариваемый акт, решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается вероятность признания акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемый Обществом отказ Службы не носит распорядительный характер, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы заявителя.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что Общество относится к субъектам малого предпринимательства, в связи с чем у последнего отсутствует обязанность по разработке лимитов на размещение отходов в порядке статьи 18 Закона N 89-ФЗ.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ на Общество возложена обязанность по представлению в уполномоченный орган исполнительной власти отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу пункта 3 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Пунктом 5 Порядка установлено, что отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Из заявления следует, что Общество 11.01.2013 г. в электроном виде направило Отчёт об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год (электронный идентификатор отчёта в информационной системе Росприроднадзора 8BLTB3EH), а 15.01.2013 г. направило данный отчёт в Службу в бумажном виде.
Согласно пункту 8 Порядка отчетность включает:
1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства;
2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период;
3) сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы;
4) приложения.
В соответствии с пунктом 12 Порядка приложения к отчетности включают в числе прочего копии договоров на передачу отходов другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям или на прием отходов от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за отчетный период и копии актов приема-передачи отходов по указанным договорам. Копии указанных договоров и актов заверяются печатью отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства (подпункт 2).
Из материалов дела следует, что Обществом был представлен договор на вывоз и размещение твердых бытовых отходов от 04.10.2012 г., заключенный с ОАО "Автопарк N 1"Спецтранс" (перевозчик), ООО "Новый Свет-ЭКО" (полигон), акты приема-передачи с указанием количества переданных отходов для перевозки на полигон для размещения.
В представленных актах (стр. 55-57 Отчетности, Акт выполненных работ N 54090/9251747 от 31.10.2013 г., акт выполненных работ N 54090/9276587 от 30.11.2012 г., Акт выполненных работ N 54090/9276809 от 31.12.2012 г.) к трехстороннему договору N 54090 от 04.10.2012 г. (стр. 7 Отчетности) не содержится отметки полигона о размещении отходов (в актах отсутствует подпись и печать уполномоченного представителя полигона).
Иных подтверждающих факт передачи отходов на полигон документов по указанному договору организацией не представлено.
Поскольку документов подтверждающих вывоз отходов на полигон по указанному договору (на размещение) не представлено, тем самым установление лимитов без подтверждения факта передачи отходов на полигон не представляется возможным.
Кроме того, как правильно указал в решении, оспариваемый Обществом отказ, изложенный в письме от 01.07.2013 г. N 26-14950-10537-О, не носит распорядительный характер.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2014 г. по делу N А56-67088/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-67088/2013
Истец: ООО "Гамма-Сервис"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу