город Москва |
|
14 июля 2014 г. |
дело N А40-2400/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.07.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
судей Румянцева П.В., Кольцовой Н.Н., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Мерцана Сервис" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2014
по делу N А40-2400/14, принятое судьей Папелишвили Г.Н.
по заявлению ООО "Мерцана Сервис" (101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 17, стр. 1)
к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (127994, Москва, Вадковский пер., д. 18, стр. 5, 7)
третье лицо: ООО "ПродуктСервис" (115172, Москва, Гончарная наб., д. 9/16, стр. 1)
о признании незаконными действий;
при участии:
от заявителя: |
Семенов В.В. по доверенности от 07.12.2012; Калинин С.Н. по доверенности от 17.07.2012; |
от заинтересованного лица: |
Симакина Н.П. по доверенности N 1 от 14.01.2014; |
от третьего лица: |
Джангоян М.Ч. по доверенности от 01.07.2014; Пладьев С.И. по доверенности N 11 от 14.04.2014; |
установил: решением Арбитражного суд г. Москвы от 28.04.2014 в удовлетворении заявления ООО "Мерцана Сервис" о признании незаконными действий Роспотребнадзора по выдаче свидетельств о государственной регистрации RU.77.99.11.003.E.005627.06.13,RU.77.99.11.003.E.005628.06.13,RU.77.99.11 .003.E.005629.06.13, RU.77.99.11.003.E.005630.06.13, RU.77.99.11.003.E.005668.06.13 от 28.06.2013, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует ООО "ПродуктСервис".
Представители лиц, участвующих в деле в судебное заседание явились, поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Мерцана Сервис" имеет свидетельства о государственной регистрации NRU.77.99.11.003.Е.020914.06.11 от 16.06.2011, (к БАД "Морфей" таблетки 0, 5 г.), NRU.77.99.11.003.Е.041812.10.11 от 06.10.2011, (к БАД "БАЮ-БАЙ" таблетки 0, 5 г.), NRU.77.99.11.003.Е.012968.08.12 от 28.08.2012 (к БАД "Морфей" капли), NRU.77.99.11.003.Е.012969.08.12 от 28.08.2012 (к БАД "БАЮ-БАЙ" капли), NRU.77.99.11.003.Е.013457.09.12 от 07.09.2012 (к БАД "Серебряный").
Согласно информации содержащейся на сайте Роспотребнадзора ООО "ПродуктСервис" является получателем свидетельств о государственной регистрации RU.77.99.11.003.Е.005627.06.13 от 28.06.2013 (к БАД "Серебряный"), RU.77.99.11.003.Е.005628.06.13 от 28.06.2013 (к БАД "МОРФЕЙ" капли), RU.77.99.11.003.Е.005629.06.13 от 28.06.2013 (к БАД "БАЮ-БАЙ" таблетки 0, 5 г.), RU.77.99.11.003.Е.005630.06.13 от 28.06.2013 (к БАД "БАЮ-БАЙ" капли), RU.77.99.11.003.Е.005668.06.13 от 28.06.2013 (к БАД "МОРФЕЙ" таблетки 0, 5 г.).
Полагая, что действия Роспотребнадзора по государственной регистрации нескольких видов пищевых продуктов, материалов и изделий под одним наименованием, а также многократная регистрация одного и того же вида пищевых продуктов, материалов и изделий под одним наименованием или под различными наименованиями не соответствуют ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем ООО "Мерцана Сервис" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия Роспотребнадзора по выдаче свидетельств о государственной регистрации не препятствуют осуществлению деятельности заявителя и не нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив материалы дела, выслушав представителей, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, исходя из следующего.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
До 01.07.2010 производители продукции в Российской Федерации, импортеры продукции на территорию Российской Федерации были обязаны оформлять свидетельство о государственной регистрации на продукцию, перечисленную в Перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998 "О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий" (отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 N 866).
С 01.07.2010 вступили в силу п. п. 1, 2, 3 решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе", которыми утверждены, в том числе Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза, Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору и Единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров).
Согласно п. 2 ст. 3 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, информация для потребителя по содержанию и способу предоставления должна позволять идентифицировать товар и его изготовителя, удовлетворять требованиям к маркировке товаров, установленным в нормативных документах в области технического регулирования на конкретный вид товара.
В соответствии со ст. 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010 комиссией Таможенного союза принят технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), который устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.
Пунктом 2.1 ст. 2 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 установлено, что технический регламент Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) вступает в силу с 01.07.2013.
Выданные Роспотребнадзором ООО "ПродуктСервис" свидетельства о государственной регистра датированы 28.06.2013 г.
Согласно п. 2.2 ст. 2 решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 установлено, что до 15.02.2015 допускается производство и выпуск в обращение пищевой продукции в соответствии с обязательными требованиями к пищевой продукции в части ее маркировки, установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза до дня вступления в силу Технического регламента.
При этом, на момент государственной регистрации, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно 2.4. ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", утвержденного постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст (ГОСТ Р 51074-2003) пищевой продукт: продукт в натуральном или переработанном виде, употребляемый человеком в пищу (в том числе продукты детского и диетического питания, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво, безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также пищевые добавки и биологически активные добавки, реализуемые в розничной торговле).
Разделом 1 ГОСТ Р 51074-2003 установлено, что настоящий стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Таким образом, на момент (28.06.2013) выдачи ООО "ПродуктСервис" свидетельств о государственной регистрации действовал ГОСТ Р 51074-2003.
Согласно п. 3.4 ГОСТ Р 51074-2003, информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.
Информация о пищевых продуктах должна содержать, в частности, наименование продукта (п. 3.5. и п. 3.5.1 ГОСТ Р 51074-2003).
Согласно п. 3.5.1.1 ГОСТ Р 51074-2003, наименование должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других.
При этом, не допускается давать пищевым продуктам наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода изготовления пищевого продукта, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми продукт не обладает, использовать в наименованиях пищевых продуктов названия продуктов, если они или продукты их переработки не входят в их состав. При включении в состав продуктов ароматизаторов, имитирующих наличие в них пищевых продуктов (ингредиентов), в их наименовании указывают, что эти продукты являются продуктами с их вкусом и/или ароматом. Для продуктов с ароматом, не присущим конкретному натуральному продукту, или с комплексным ароматом указывают, что они являются ароматизированными (без указания конкретного аромата); давать одно наименование разным пищевым продуктам (3.5.1.4 ГОСТ Р 51074-2003).
В соответствии с п. 1 ст. 4.3 ТР ТС 022/2011 наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.
Из представленных в дело материалов, а также из сравнительной таблицы следует, что спорные БАДы близки по внешнему виду, назначению, составу, способу употребления, потребительская упаковка, рекомендации по применению, срок годности, правила хранение, противопоказания, имеют совпадающие наименования, то есть ООО "ПродуктСервис" вводит в гражданский оборот пищевые продукты (БАДы) идентичные тем, что до него начало вводить в гражданский оборот ООО "Мерцана Сервис".
В соответствии с п. 2 разд. II Единого перечня товаров специализированные пищевые продукты, утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299, биологически активные добавки к пище подлежат государственной регистрации с оформлением свидетельства о государственной регистрации по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
При оформлении свидетельств о государственной регистрации на продукцию, Роспотребнадзору следует руководствоваться Положением о порядке оформления Единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), утвержденных решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299.
Согласно п. 10 Положения, в оформлении документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, может быть отказано, в случае, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства стороны, в которой проводится государственная регистрация, а также содержащие недостоверную информацию.
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" порядок проведения государственной регистрации должен проводиться в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 ст. 10 названного Федерального закона установлено, что не допускается государственная регистрация нескольких видов пищевых продуктов, материалов и изделий под одним наименованием, а также многократная регистрация одного и того же вида пищевых продуктов, материалов и изделий под одним наименованием или под различными наименованиями.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Отменяя решение суда, и признавая действия Роспотребнадзора незаконными по выдаче свидетельств о государственной регистрации БАДов, суд апелляционной инстанции исходит из того, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Руководствуясь ст. ст. 104, 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2014 по делу N А40-2400/14 отменить.
Признать незаконными действия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по выдачи ООО "ПродуктСервис" свидетельств о государственной регистрации RU.77.99.11.003.E.005627.06.13,RU.77.99.11.003.E.005628.06.13,RU.77.99.11 .003.E.005629.06.13,RU.77.99.11.003.E.005630.06.13, RU.77.99.11.003.E.005668.06.13 от 28.06.2013.
Взыскать с Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в пользу ООО "Мерцана Сервис" расходы по оплате государственной пошлины в размере 2.000 руб. по заявлению и 1.000 руб. по апелляционной жалобе.
Возвратить ООО "Мерцана Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 18.000 руб. по заявлению и 1.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-2400/2014
Истец: ООО "Мерцана Сервис"
Ответчик: ООО ПРОДУКТСЕРВИС, Федеральная служба по надзорУ в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Третье лицо: ООО "ПродуктСервис", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве