г. Челябинск |
|
15 июля 2014 г. |
Дело N А76-460/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Червяковой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 апреля 2014 года по делу N А76-460/2014 (судья Каюров С.Б.).
В заседании приняли участие представители:
областного государственного бюджетного учреждения культуры "Челябинский государственный драматический "Камерный театр" - Маркин А.А. (доверенность от 23.12.2013),
государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска - Рожкова С.П. (доверенность от 09.01.2014 N 04/23).
Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Челябинский государственный драматический "Камерный театр" (далее - заявитель, ОГБУК "ЧГДКТ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 09.12.2013 N 75, вынесенного государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска (далее - заинтересованное лицо, фонд, УПФР в Центральном районе г. Челябинска).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 04.04.2014 по настоящему делу требования, заявленные учреждением, удовлетворены.
С принятым арбитражным судом решением не согласился фонд, подав апелляционную жалобу на указанный судебный акт. По мнению заинтересованного лица, арбитражным судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права при принятии решения, а, выводы арбитражного суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого в апелляционном порядке судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам. В частности, податель апелляционной жалобы указывает на то, что арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы ст. ст. 165, 169 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ), так как, в рассматриваемом случае ОГБУК "ЧГДКТ" осуществляло компенсацию работникам расходов по найму жилья, а, соответствующие выплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, как не относящиеся к компенсации, установленной законодательством, связанной с исполнением работником трудовых обязанностей.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает на то, что решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, УПФР в Центральном районе г. Челябинска, в отношении ОГБУК "ЧГДКТ" проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов, по результатам которой составлен акт от 07.11.2013 N 084/001/102-2013 и вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 09.12.2013 N 75, которым, ОГБУК "ЧГДКТ" доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в общей сумме 268 176 руб. 11 коп, начислены пени в общей сумме 62 031 руб. 98 коп., и осуществлено привлечение к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, штрафам в общей сумме 53 635 руб. 22 коп.
При этом основанием для доначисления сумм страховых взносов, начисления пеней и привлечения к ответственности, послужили выводы заинтересованного лица о неправомерном исключении из базы в целях обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование, сумм компенсации, выплаченной за наем жилого помещения.
Фонд при этом в оспариваемом обществе решении, сделал вывод о несоблюдении учреждением условий пп. "б" п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Имеющиеся в материалах дела N А76-460/2014 Арбитражного суда Челябинской области документы, свидетельствуют о том, что ОГБУК "ЧГДКТ", испытывает потребность в профильных работниках, однако, по причине отсутствия таковых в месте осуществления деятельности учреждения, вынуждено привлекать соответствующих иногородних специалистов, с которыми заключаются трудовые договоры и дополнительные соглашения к ним, предусматривающие выплату работникам ежемесячных компенсаций за наем жилого помещения (имеются в материалах дела N А76-460/2014 Арбитражного суда Челябинской области).
При этом ОГБУК "ЧГДКТ" изданы приказы об установлении соответствующим работникам ежемесячных компенсационных выплат за наем жилья.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов (организаций) определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения (подпункт "б" пункта 2 части 1); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2 частим 1) и другие.
Трудовым кодексом Российской Федерации установлено два вида выплат работникам: заработная плата (статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации) и компенсации (главы 24-28 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработной платой (оплатой труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Между тем, не все компенсационные выплаты, получаемые работниками, будут являться объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, поскольку исходя из условий ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, страховые взносов начисляются на выплаты, произведенные работнику именно, в связи с выполнением им трудовых функций.
Исключения в данном случае перечислены в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, при этом под эти исключения, подпадают, и компенсационные выплаты, произведенные работникам учреждения.
Определение компенсаций дано в статье 164 ТК РФ, а именно - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных данным Кодексом или другими федеральными законами.
Статьей 165 ТК РФ установлено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях: при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника; при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; в некоторых случаях прекращения трудового договора; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника; в других случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Обязанность работодателя возместить работнику указанные расходы предусмотрена в статье 169 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой также отражено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
В рассматриваемом случае, выплаты, производимые ОГБУК "ЧГДКТ", привлеченным иногородним работникам, заключившим срочные трудовые договоры, являются именно, компенсацией, выплачиваемой при переезде на работу в другую местность, поскольку соответствующие работники не изменяют адрес места регистрации (постоянный) на соответствующую регистрацию на территории города Челябинска (копии паспортов работников представлены в материалы дела N А76-460/2014).
В связи с этим, постановление Совета Министров СССР от 15.07.1981 N 677 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 12.06.1989 N 454) "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность", к рассматриваемым спорным правоотношениям неприменимо, поскольку единовременная и разовая компенсация, выплачиваемая при переезде на работу в другую местность, предполагает постоянное изменение места регистрации (места жительства) работника (если работник переводится или принимается на работу на срок не свыше одного года и семья с ним не переезжает, то по соглашению сторон вместо выплаты единовременного пособия ему могут возмещаться расходы, связанные с временным проживанием в новом месте).
В данном случае размер соответствующей компенсации определяется в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации.
При этом арбитражным судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что спорные выплаты на компенсацию расходов работника по самостоятельному найму жилья не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, поскольку не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не призваны компенсировать расходы, вызванные осуществлением трудовых обязанностей в соответствии с конкретной трудовой функцией, а потому у фонда отсутствовали основания для доначисления страховых взносов.
Доводы заинтересованного лица о том, что указанные выплаты осуществляются исключительно, определенной категории работников, судом апелляционной инстанции отклоняются, как не подтвержденные документально, и не нашедшие отражения по итогам проведенной фондом проверки.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04 апреля 2014 года по делу N А76-460/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-460/2014
Истец: ОГБУК "Челябинский государственный драматический "Камерный театр", ОГУК "Челябинский государственный драматический камерный театр"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе г. Челябинска