г. Томск |
|
15 июля 2014 г. |
Дело N А03-14314/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2014.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С. Н. Хайкиной
судей: Т. В. Павлюк, Л. Е. Ходыревой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. с использованием средств аудио, видеозаписи
при участии:
от заявителя: Новоженин А.И. - доверенность от 20.02.14
от заинтересованного лица: Будкеева К.В. - доверенность от 12.05.14
рассмотрев в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Алтайхимпроминвест" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.04.2014 по делу N А03-14314/2013 (судья А. В. Сайчук)
по заявлению закрытого акционерного общества "Алтайхимпроминвест" (ОГРН 1022200911985, ИНН 2224052104) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (ОГРН 1102225000019, ИНН 2225777777) о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Алтайхимпроминвест" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Алтайскому краю (далее - Инспекция, налоговый орган) N 818 от 21.06.2013.
Решением суда от 23.04.2014 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Общества.
В обоснование жалобы Общество указывает, что при расчете земельного налога Инспекцией использовалась кадастровая стоимость земельного участка, многократно превышающая его рыночную стоимость, определенную по состоянию на 01.01.2010; при расчете земельного налога необходимо использовать кадастровую стоимость земельного участка, установленную решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.06.2013 по делу N А03-4133/2013.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция не согласна с доводами Общества, считает решение суда не подлежащим отмене.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 21.06.2013 по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки N 1404 от 13.05.2013 налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2012 год Инспекцией принято решение N 818, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы земельного налога за 2012 год в виде штрафа в размере 15 606,10 рублей.
Указанным решением Обществу также предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2012 год в сумме 624 244 рублей и пени по земельному налогу в сумме 45 455,37 рублей.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю.
Решением УФНС России по Алтайскому краю от 04.09.2013 жалоба Общества оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.
В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции.
Суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводам о правомерном применении Инспекцией при расчете земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статьей 391 НК РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В положениях статьи 66 ЗК РФ закреплены две модели исчисления кадастровой стоимости земельного участка: в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи, допускающих возможность определения рыночной стоимости земельного участка.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный Порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Порядок оценки).
Согласно пункту 5 Порядка оценки государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Пунктом 10 Порядка оценки установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края утверждены Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546, опубликованным в печатных изданиях "Алтайская правда" N 415-416, "Сборник законодательства Алтайского края" N 164, ч.1-51, декабрь, 2009.
Данное постановление вступило в силу с 01.01.2010.
Согласно абзацу 4 пункта 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 N 275-О-О действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, следует, что требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости соответствующего земельного участка на его рыночную стоимость фактически не связаны с оспариванием результатов государственной кадастровой оценки. В этом случае сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания не являются, а согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости не обеспечивает исправления недостоверных сведений о земельном участке, а представляет собой вновь определенную характеристику земельного участка, подлежащую внесению в государственный кадастр недвижимости на будущее время, а правовым последствием пересмотра кадастровой стоимости земельного участка в связи с ее несоответствием рыночной стоимости этого земельного участка является то, что с момента вступления в силу соответствующего судебного акта у кадастрового органа возникает обязанность внести в кадастр установленную таким судебным актом рыночную стоимость земельного участка и только с этого момента рыночная стоимость земельного участка получает статус его кадастровой стоимости и должна применяться в новом (измененном) размере.
Следовательно, установление решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.06.2013 по делу N А03-4133/2013 кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости не означает недостоверности результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ в случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено этим законом.
По правилам части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, в случае установления судом кадастровой стоимости в размере рыночной такая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и соответствующая кадастровая стоимость подлежит применению с момента ее внесения в государственный кадастр недвижимости.
В связи с этим установленная в результате государственной кадастровой оценки стоимость спорного земельного участка, внесенная в кадастр недвижимости, изменяется только с момента вступления в силу решения суда, установившего рыночную стоимость такого земельного участка.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.06.2013 по делу N А03-4133/2013, вступившем в силу 20.07.2013, установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 22:63:050453:70 в размере 3 604 500 рублей.
До этого момента продолжает действовать кадастровая стоимость, определенная в соответствии с установленными методиками и утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546.
Арбитражный апелляционный суд отмечает, что иски об изменении кадастровой стоимости необходимо квалифицировать как преобразовательные, изменение кадастровой стоимости в этом случае направлено лишь на будущее время, новый определенный судом размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда.
Следовательно, ретроспективное внесение в государственный кадастр соответствующих сведений в результате признания кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости невозможно и во всех правоотношениях, в которых используется кадастровая стоимость земельного участка, ее новый (определенный судом) размер может применяться не ранее вступления в законную силу решения суда по соответствующему иску.
Из правовой позиции, которая изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 N 10761/11, также следует, что несмотря на то, что доказывание рыночной стоимости земельного участка и определение такой стоимости решением суда производится по состоянию на дату определения кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, это обстоятельство не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость земельного участка должна применяться в качестве его кадастровой стоимости.
Учитывая, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорного земельного участка, принадлежащего Обществу, установленная решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.06.2013 по делу N А03-4133/2013 равной его рыночной стоимости, не подлежит применению при исчислении Обществом земельного налога за 2012 год. Изменение стоимости земельного участка в целях исчисления земельного налога может быть учтено только на будущее время.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции отклоняет довод Общества о том, что кадастровая стоимость указанного земельного участка, установленная решением Арбитражного Алтайского края от 20.06.2013 по делу N А03-4133/2013, должна применяться с 01.01.2010.
Указанные выводы соответствуют выводам, содержащимся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 16485/11 и от 06.11.2012 N 7701/12.
Фактически доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно отказано Обществу в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции от 21.06.2013 N 818.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
В связи с предоставлением отсрочки уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы с Общества подлежит взысканию 1 000 рублей в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.04.2014 по делу N А03-14314/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Алтайхимпроминвест" - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Алтайхимпроминвест" в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. Н. Хайкина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-14314/2013
Истец: ЗАО "Алтайхимпроминвест"
Ответчик: МИФНС России N 15 по Алтайскому краю