г. Саратов |
|
24 июля 2014 г. |
Дело N А12-30390/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Антоновой О.И., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зинченко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 января 2014 года по делу N А12-30390/2013 (судья Машлыкин А.П.),
по иску территориального объединения организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профессиональных союзов", г. Волгоград, пр. Ленина,4 (ИНН 3444047790, ОГРН 1023400000766)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области, г. Волгоград, ул. Ткачёва, 20б (ИНН 3443042326, ОГРН 1023402989235)
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, г. Волгоград, ул. Калинина, 4,
Правительство Волгоградской области, г. Волгоград, ул. Ленина, 9,
администрация Волгограда, г. Волгоград, ул. Володарского, 5,
Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 15,
об установлении кадастровой стоимости равной рыночной,
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
установил:
Территориальное объединение организаций профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профессиональных союзов" (далее - ТООП Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профессиональных союзов", истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, ответчик) с исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 65, площадью 21 634 кв.м., кадастровый номер 34:34:020100:25, равной его рыночной стоимости в размере 44 263 164 руб. и обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 65, площадью 21 634 кв.м., кадастровый номер 34:34:020100:25, равной его рыночной стоимости в размере 44 263 164 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Волгоградской области, Администрация Волгограда, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23 января 2014 года иск ТООП Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профессиональных союзов" удовлетворен.
Суд установил кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 65, площадью 21 634 кв.м., кадастровый номер 34:34:020100:25, равной его рыночной стоимости в размере 44 263 164 руб.
Обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 65, площадью 21 634 кв.м., кадастровый номер 34:34:020100:25, равной его рыночной стоимости в размере 44 263 164 руб.
Администрация Волгограда не согласилась с решением суда первой инстанции и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.
Доводы апеллянта сводятся к тому, что судом не установлен факт достоверности рыночной стоимости земельного участка, определённой в представленном в материалы дела отчёте.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Согласно отчету о публикации информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 АПК РФ, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статьи 123 АПК РФ.
На основании статьи 18 АПК РФ распоряжением председателя третьего судебного состава от 24 июля 2014 года в связи с нахождением в отпуске судьи Никитина А.Ю., произведена замена судьи Никитина А.Ю. на судью Антонову О.И., рассмотрение дела начато сначала.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд считает, что имеются основания для изменения судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 65, площадью 21 634 кв.м., кадастровый номер 34:34:020100:25, что подтверждается представленными доказательствами.
В соответствии с данными государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 65, площадью 21 634 кв.м., кадастровый номер 34:34:020100:25, составляет 485 888 823 руб.
Не согласившись с произведенной оценкой земельного участка и полагая, что его кадастровая стоимость должна быть определена как равная рыночной, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 ЗК РФ как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время правопреемником является Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии") наделены полномочиями органа кадастрового учета.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N ВАС-10761/11 указано, что датой, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость участка, следует считать дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость участка, то обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельного участка истец обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету от 24.09.2013 г. N 89-09/13, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Городской центр "Бизнес и Право", рыночная стоимость 1 кв.м. земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 65, площадью 21 634 кв.м., кадастровый номер 34:34:020100:25, по состоянию на 01.01.2010 г. составляет 2 046 руб.
ТООП Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профессиональных союзов" в суде апелляционной инстанции в опровержение довода апелляционной жалобы об отсутствии экспертизы отчета заявило ходатайство о назначении судебной экспертизы для определения действительной рыночной стоимости спорного земельного участка.
Определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2014 года по делу N А12-30390/2013 назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма "Центр Аналитик", находящемуся по адресу: 400005, г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д.21, к.230, эксперту Красюковой Майе Константиновне, производство по делу приостановлено.
Согласно экспертному заключению N 132/2014 от 09.06.2014 рыночная стоимость земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 65, площадью 21 634 кв.м., кадастровый номер 34:34:020100:25 составляет 87 119 000 руб.
Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Заключение эксперта исследуется наряду с другими доказательствами по делу (часть 3 статьи 86 АПК РФ).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
В силу положений статьи 16 указанного Закона, эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
В заключении, должны быть отражены объекты исследований, содержание и результаты исследований (пункты 6, 7 статьи 86 АПК РФ), оценка результатов исследований, выводы и их обоснование (пункт 8 статьи 86 АПК РФ).
Представленное экспертное заключение N 132/2014 от 09.06.2014, подготовленное обществом с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма "Центр Аналитик", отвечает требованиям, предъявляемым к составлению такого роду документам, содержит сведения об экспертах, описание объекта исследования, является полным, ясным, содержит однозначные выводы и их обоснование, в связи с чем принимается судом апелляционной инстанции.
Экспертное заключение представлено в арбитражный суд апелляционной инстанции 17 июня 2014 года.
Таким образом, у лиц, участвующих в деле, было достаточно времени для подготовки возражений на экспертное заключение, однако, лицами, участвующими в деле, указанных возражений не представлено.
Ответчик, третье лицо не оспорили рыночную стоимость земельного участка, установленную в заключении эксперта.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При таких обстоятельствах, с учетом проведенной экспертизы по делу в суде апелляционной инстанции и правовой позиции ВАС РФ и ФАС ПО по данной категории спора, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части удовлетворения исковых требований по установлению кадастровой стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
Таким образом, исковые требования, заявленные к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области подлежат удовлетворению в части установления кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И. Ленина, 65, площадью 21 634 кв.м., кадастровый номер 34:34:020100:25, равной его рыночной стоимости в размере 87 119 000 рублей.
В суде апелляционной инстанции ТООП Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профессиональных союзов", заявляя ходатайство о назначении по делу оценочной экспертизы, по платежному поручению N 110 от 14.04.2014 перечислило на депозитный счет Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 15 000 рублей
Поскольку согласно статьей 24.16 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ бремя доказывания рыночной стоимости земельного участка лежит на истце. Для проверки довода апелляционной жалобы о необходимости проведения экспертизы отчета, а также в связи с тем, что представленный в суд первой инстанции отчет не соответствует законодательству об экспертизе, расходы по ее оплате относятся на ТООП Волгоградской области "Волгоградский областной Совет профессиональных союзов"
В соответствии с частью 2 статьи 109 АПК РФ денежные суммы, причитающиеся экспертам и свидетелям, выплачиваются с депозитного счета арбитражного суда, в связи с чем, с депозитного счета Двенадцатого арбитражного апелляционного суда обществу с ограниченной ответственностью "консалтинговая фирма "Центр Аналитик" за проведение оценочной экспертизы подлежит перечислению денежные средства в сумме 15 000 рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23 января 2014 года по делу N А12-30390/2013 в части установления кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И Ленина, 65, площадью 21 634 кв.м., кадастровый номер 34:34:020100:25 изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, проспект имени В.И Ленина, 65, площадью 21 634 кв.м., кадастровый номер 34:34:020100:25, равной его рыночной стоимости в размере 87 119 000 рублей.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Финансово-экономическому отделу перечислить с депозитного счета суда на счет общества с ограниченной ответственностью "Консалтинговая фирма "Центр Аналитик" денежные средства в размере 15 000 рублей за проведение экспертизы в суде апелляционной инстанции, уплаченные по платежному поручению N 110 от 14.04.2014.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
О.И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-30390/2013
Истец: ТОО профсоюзов Волгоградской области "Волгоградский областной Совет Профессиональных союзов"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФПК Росреестра" по Волгоградской области
Третье лицо: Администрация Волгограда, ООО "Консалтинговая фирма "Центр Аналитик", Правительство Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ООО "Консалтинговая фирма "Центр Аналитик"