г. Вологда |
|
24 июля 2014 г. |
Дело N А05-5869/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 июля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,
при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Мельниковой И.В. по доверенности от 25.12.2013 N 140,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тарасовой Татьяны Федоровны на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 апреля 2014 года по делу N А05-5869/2013 (судья Звездина Л.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Тарасова Татьяна Федоровна (ОГРНИП 305290704900015) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566; далее - управление) о признании незаконным и отмене предписания от 24.12.2012 N 03.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 июля 2013 года, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2013 года, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 февраля 2014 года названные судебные акты по делу N А05-5869/2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области. Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду следует установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела; применительно к части 5 статьи 200 АПК РФ предложить управлению представить доказательства осуществления заявителем геодезической и картографической деятельности по смыслу этой деятельности, определенному нормами Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (далее - Закон N 209-ФЗ); установить, являются ли результаты выполняемых заявителем работ федеральной собственностью; принять законный и обоснованный судебный акт; в зависимости от результатов рассмотрения дела разрешить вопрос о распределении судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 июля 2013 года, принятым по результатам нового рассмотрения дела,
Предприниматель Тарасова Т.Ф. с данным решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Указывает на то, что с 01.01.2009 является лицом, приравненным к кадастровым инженерам, и занималась только кадастровыми работами, выполнение которых не требовало никаких лицензий.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Предприниматель надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в суд не явился, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя управления от 24.01.2012 N Р/289 в период с 13.02.2012 по 17.02.2012 в отношении заявителя проведена плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере геодезии и картографии.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- предпринимателем Тарасовой Т.Ф. не изготовлены журналы тахеометрической или горизонтальной съемки, план тахеометрической или горизонтальной съемки, схема съемочного обоснования, ведомости вычисления координат и высот точек съемочного обоснования, каталоги координат и высот точек, акты контроля и приемки работ, краткий технический отчет (на объект съемки), что является нарушением пунктов 15.14 и 16.30 Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. ГКИНП-02-033-82, утвержденной Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР от 05.10.1979 (далее - Инструкция по топографической съемке);
- предпринимателем при выполнении геодезических работ использованы пункты геодезических сетей сгущения и опорной межевой сети, при этом в управление не представлены сведения о состоянии этих пунктов, что является нарушением пункта 5 Положения об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.1996 N 1170 (далее - Положение N 1170);
- заявителем в период с 13.02.2009 по 12.02.2012 не осуществлялся контроль за выполнением геодезических работ, поскольку не представлено соответствующих документов, что является нарушением главы 1.2 Инструкции о порядке разработки и утверждения нормативно-технических и методических актов на производство топографо-геодезических и картографических работ, утвержденной приказом Роскартографии от 29.06.1999 N 86-пр (далее - Инструкция N 86-пр).
По результатам проверки управлением 17.02.2012 составлен акт проверки от N 10-14/1 и выдано предписание N 01 об устранении выявленных нарушений в области геодезической и картографической деятельности, которым предложено устранить указанные нарушения в срок до 17.08.2012 (получено заявителем 17.02.2012).
На основании распоряжения исполняющего обязанности руководителя управления от 20.08.2012 N Р/3108 в период с 27.08.2012 по 07.09.2012 в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка на предмет выполнения предписания об устранении выявленных нарушений в области геодезической и картографической деятельности от 17.02.2012 N 01.
В ходе проверки выявлен факт невыполнения предписания от 17.02.2012 N 01, о чем составлены акт проверки от 29.08.2012 N 10-14/18 и протокол от 29.08.2012 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Предпринимателю выдано предписание от 29.08.2012 N 02 об устранении выявленных нарушений в области геодезической и картографической деятельности, которым вновь предложено устранить нарушения в срок до 01.12.2012. Данное предписание получено предпринимателем 29.08.2012.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Вельского района Архангельской области от 15 октября 2012 года по делу N 4-535/2012 установлен факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с неисполнением ею предписания от 17.02.2012 N 01.
На основании распоряжения заместителя руководителя управления от 04.12.2012 N Р/4440 в период с 17.12.2012 по 21.01.2013 в отношении заявителя проведена внеплановая выездная проверка на предмет выполнения предписания об устранении выявленных нарушений в области геодезической и картографической деятельности от 29.08.2012 N 02.
В ходе проверки ответчиком выявлено, что предписание от 29.08.2012 N 02 не исполнено.
По результатам проверки составлены акт проверки от 24.12.2012 N 10-14/27 и протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Ответчиком предпринимателю выдано предписание от 24.12.2012 N 03 об устранении выявленных нарушений в области геодезической и картографической деятельности. Данным предписанием управление вновь предложило предпринимателю Тарасовой Т.Ф. устранить упомянутые нарушения в срок до 30.06.2013. Данное предписание получено предпринимателем 24.12.2012.
Вступившим в законную силу решением Вельского районного суда Архангельской области от 14 июня 2013 года по делу N 12-41/2013, которым оставлено без изменения постановление мирового судьи судебного участка N 1 Вельского района Архангельской области от 06.05.2013, установлен факт совершения предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в связи с неисполнением предписания от 29.08.2012 N 02.
Не согласившись с предписанием от 24.12.2012 N 03, предприниматель обжаловал его в судебном порядке.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) кадастровой деятельностью является выполнение кадастровым инженером работ в отношении объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства), в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета такого недвижимого имущества (кадастровые работы).
В силу части 1 статьи 6 названного Закона геодезической основой государственного кадастра недвижимости (геодезическая основа кадастра) являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (опорные межевые сети).
Статьей 37 Закона N 221-ФЗ установлено, что результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
В статье 1 Закона N 209-ФЗ определено, что под деятельностью в области геодезии и картографии (геодезическая и картографическая деятельность) следует понимать научную, техническую, производственную и управленческую деятельность в области геодезии и картографии. Геодезия представляет собой область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению фигуры, размеров, гравитационного поля Земли, координат точек земной поверхности и их изменений во времени; картография - это область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения.
Геодезическая и картографическая деятельность исходя из назначения выполняемых работ включает в себя геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение; геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц (пункт 1 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
К геодезическим и картографическим работам специального (отраслевого) назначения относятся, в том числе геодезические, топографические, аэросъемочные и другие специальные работы при инженерных изысканиях, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, межевании земель, ведении кадастров, иных изысканиях и специальных работах (пункт 3 статьи 3 Закона N 209-ФЗ).
Согласно статье 10 Закона N 209-ФЗ результаты геодезической и картографической деятельности являются федеральной собственностью.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 8 Закона N 209-ФЗ геодезическая деятельность, осуществляемая для федеральных нужд, финансируется за счет средств федерального бюджета. Государственным заказчиком геодезических и картографических работ федерального назначения является федеральный орган исполнительной власти в области геодезии и картографии, геодезических и картографических работ специального (отраслевого) назначения - соответствующие органы исполнительной власти. Геодезическая и картографическая деятельность, осуществляемая для иных нужд, финансируется за счет средств граждан и юридических лиц, являющихся заказчиками геодезической, картографической и топографической продукции.
Статьей 10 данного Закона определено, что результаты геодезической и картографической деятельности, в том числе геодезические, картографические, топографические, гидрографические, аэрокосмосъемочные и гравиметрические материалы, которые получены за счет средств федерального бюджета, а также ранее за счет средств республиканского бюджета РСФСР и составлявшей союзный бюджет части государственного бюджета СССР и находятся на территории Российской Федерации, включая материалы государственного картографо-геодезического фонда Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Должностные лица федерального государственного надзора в области геодезии и картографии вправе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений порядка организации и выполнения геодезических и картографических работ субъектам геодезической и картографической деятельности (пункт 3 статьи 13 Закона N 209-ФЗ).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412, принятым во исполнение части 12 статьи 38 Закона N 221-ФЗ, утверждены Требования к подготовке межевого плана (далее - Требования N 412), в соответствии с пунктом 38 которых в исходных данных межевого плана указываются сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, применявшихся при выполнении кадастровых работ.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.08.2012 N 518 утверждены Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее - Требования N 518).
Согласно пунктам 2, 3, 4 названных Требований положение на местности характерных точек описывается их плоскими прямоугольными координатами; одним из методов определения координат характерных точек является геодезический метод; исходными пунктами для определения плоских прямоугольных координат характерных точек геодезическим методом являются пункты государственной геодезической сети и геодезических сетей специального назначения (опорные межевые сети).
Следовательно, в ходе выполнения кадастровых работ используются сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ субъектами правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Как верно отмечено судом первой инстанции, из анализа указанных правовых норм следует, что деятельность, связанная с определением координат точек земной поверхности, относится к геодезической деятельности.
Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Между тем нормы Закона N 209-ФЗ являются специальными по отношению к нормам Закона N 221-ФЗ в части регулирования деятельности по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляемой в рамках кадастровой деятельности.
Следовательно, деятельность по определению координат характерных точек границ земельных участков, осуществляющаяся, в том числе в рамках кадастровой деятельности, является геодезической.
Министерство экономического развития Российской Федерации в письмах от 12.01.2010 N Д23-12, от 22.04.2011 N Д23-1687 и от 27.06.2011 N ОГ-Д23-190 отразило аналогичную правовую позицию.
В материалах дела усматривается, что в спорный период заявитель осуществлял деятельность по определению координат границ земельных участков, то есть занимался геодезической деятельностью, следовательно являлся субъектом геодезической деятельности. Кроме того, в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей в качестве одного из дополнительных видов экономической деятельности Тарасовой Т.Ф. зафиксирована геодезическая и картографическая деятельность (N 5 код ОКВЭД 74.20.3).
При новом рассмотрении дела управлением в качестве доказательств осуществления заявителем указанного вида деятельности представлены отчет предпринимателя по предписаниям плановой проверки, выездных внеплановых проверок 2012-2013 годов, технический отчет об инженерно-геодезических изысканиях, выполненных на объекте: "Строительство и последующая эксплуатация сооружения связи антенно-мачтового сооружения и контейнера с оборудованием базовой станции 13567 АрхО_Шиловская по адресу: Архангельская область, Вельский район, село Павловское, в районе дома N 21А", межевые планы, лицензии, выданные предпринимателю на осуществление геодезической деятельности, иные документы (том 5, листы 29 - 54, 95 - 124, 175 - 181; том 6, лист 33 - 93).
При этом в отчете предпринимателя по предписаниям плановой проверки, выездных внеплановых проверок 2012-2013 годов, в техническом отчете заявитель использовал специальную терминологию, которая применяется в сфере геодезии. Более того, в техническом отчете указано, что его выполнил инженер-геодезист Тарасова Т.Ф., проставлена печать и подпись предпринимателя.
Осуществление деятельности по составлению схем геодезических построений и расположения земельных участков подтверждается имеющимися в деле межевыми планами от 14.07.2011 N 29-0-1-73/3001/2011-204, от 27.10.2011 N 29-0-1-73/3001/2011-651 и от 21.05.2012 N 29-0-1-73/3001/2012-469 (том 5, листы 29 - 90, 43 - 54, 113 - 124).
Предприниматель имеет лицензии от 26.02.2007 N СЗГ-018511, СЗГ-01852К на осуществление соответственно геодезической и картографической деятельности, а также разрешение от 29.05.2007 N 200776 на производство топографо-геодезических работ (том 5, листы 175 - 179), а тот факт, что выполнение кадастровых работ не требует получение лицензий, не означает, что заявитель в спорный период выполнял только кадастровые работы, так как изготавливал межевые планы.
Согласно разделу 1 технического отчета заявитель в целях осуществления проектирования размещения антенно-мачтового сооружения и контейнера с оборудованием базовой станции производил на объекте топографо-геодезические работы. Данные работы производились с помощью тахеометра SOKKIA SET 630R с заводским номером 162984 (том 5, лист 98).
В материалы дела представлена брошюра (том 3, листы 176 - 179), в которой содержится описание технических характеристик аналогичного тахеометра и указано, что тахометр SOKKIA является геодезическим инструментом.
При наличии представленных в материалы дела доказательств, проанализированных в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предприниматель владел специальной измерительной техникой, необходимой для производства работ в области геодезии. Кроме того в материалах дела усматривается, что при первоначальном обращении в суд заявитель подтверждал данное обстоятельство.
Таким образом, суд правомерно указал, что заявитель осуществлял производственную деятельность в области геодезии, поскольку в результате такой деятельности создана геодезическая продукция, соответствующие материалы и данные.
Кроме того, 23.11.2013 предпринимателем направлено в управление заявление о частичном исполнении предписания от 21.08.2013 N 4 об устранении нарушений, выявленных в ходе плановых выездных проверок в отношении геодезической деятельности, осуществляемой предпринимателем, идентичного по своему содержанию ранее выданным предписаниям (том 6, лист 26), что свидетельствует о согласии заявителя с выявленными ранее нарушениями и признании им факта выполнения работ в сфере геодезии.
При таких обстоятельствах следует признать, что предприниматель осуществлял геодезическую деятельность специального (отраслевого) назначения по смыслу этой деятельности, установленной нормами Закона N 209-ФЗ, так как при межевании земель предприниматель получал координаты точек земной поверхности.
Как следует из материалов дела, заказчиками геодезической деятельности специального (отраслевого) назначения, осуществляемой в ходе межевания земель, являлись Вельское городское потребительское общество, граждане Ширяев В.П. и Дружинин Б.П., то есть вышеуказанная деятельность не финансировалась за счет средств федерального или иного бюджета. Следовательно, изготовленные предпринимателем материалы не включены в государственный картографо-геодезический фонд Российской Федерации и не являются федеральной собственностью. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 11 Закона N 209-ФЗ исключительные права на результаты геодезической деятельности признаются и осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно статье 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин, обладающий исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если названным кодексом не предусмотрено иное.
Как определено в пункте 1 статьи 1233 ГК РФ, правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).
Договор об отчуждении исключительного права или лицензионный договор в материалах настоящего дела отсутствует, следовательно, как верно отмечено судом, результаты геодезической деятельности являются собственностью предпринимателя.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 209-ФЗ государственный геодезический надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 N 273 (далее - Положение N 273) и пункту 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области геодезии и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1435 (далее - Положение N 1435), государственный геодезический надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Пунктом 6 Положения N 1435 установлено, что государственный геодезический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
В соответствии с частью 1, 2 статьи 10 названного Закона предметом внеплановой проверки является соблюдение индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановой проверки является в том числе истечение срока исполнения индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона N 209-ФЗ должностные лица органа государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать субъектам геодезической и картографической деятельности предписания об устранении выявленных нарушений порядка организации и выполнения геодезических и картографических работ, а также концентрации, учета, хранения, использования и реализации геодезических и картографических материалов и данных, полученных в результате проведения указанных работ или аэрокосмических съемок.
В рассматриваемом случае плановая проверка в отношении предпринимателя проведена на основании распоряжения управления от 24.01.2012 N Р/289, внеплановые проверки проведены на основании распоряжений от 20.08.2012 N Р/3108 и от 04.12.2012 N Р/4440.
Предметом плановой проверки явилось соблюдение индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а именно требований нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в сфере геодезии и картографии, предметом внеплановых - выполнение выданных заявителю предписаний.
В результате проведенных проверок управлением выявлено нарушение заявителем пунктов 15.14, 16.30 Инструкции по топографической съемке, пункта 5 Положения N 1170, пункта 1.2.1 Инструкции N 86-пр вследствие чего предпринимателю в период с 13.02.2012 по 21.01.2013 выдано три предписания.
В силу пункта 15.14 Инструкции по топографической съемке в результате производства тахеометрической съемки должны представляться, помимо прочего журналы тахеометрической съемки; план тахеометрической съемки; схема съемочного обоснования.
По топографической съемке в результате проведения работ по съемке застроенных территорий к сдаче должны представляться оригиналы планшетов на жесткой основе или на пластике и формуляры; абрисы горизонтальной и высотной съемок; полевые журналы и схемы проложения съемочного обоснования; каталог координат и высот точек; схема расположения планшетов съемки; выкопировки для производства сводок по рамкам; корректурные листы; акты полевой проверки и приемки работ; краткий технический отчет (на объект съемки) (пункт 16.30 Инструкции по топографической съемке).
Пунктом 5 Положения N 1170 установлено, что организации, использующие в своей работе геодезические пункты, представляют информацию о состоянии этих пунктов в территориальные органы Федеральной службы геодезии и картографии России.
В силу пункта 1.2.1 Инструкции N 86-пр контроль за геодезическими, топографическими и картографическими работами и приемка геодезической, топографической и картографической продукции осуществляются в процессе внутриведомственного контроля и приемки, а также в процессе государственного надзора за исполнением геодезических, топографических и картографических работ и государственной приемки продукции.
Инструкция по топографической съемке, Инструкция N 86-пр, Положение об N 1170 являются действующими и обязательными для соблюдения всеми субъектами геодезической и картографической деятельности независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности и назначения выполняемых работ: федерального (общегосударственного, межотраслевого) или специального (отраслевого), проведение которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.
В связи с нарушением указанных норм управление правомерно предписало заявителю изготовить журналы тахеометрической или горизонтальной съемки, план тахеометрической или горизонтальной съемки, схему съемочного обоснования, ведомость вычисления координат и высот точек съемочного обоснования, каталог координат и высот точек, акт контроля и приемки работ, краткий технический отчет (на объект съемки); представить в Управление сведения о состоянии пунктов геодезических сетей сгущения и опорной межевой сети, которые были использованы заявителем при выполнении геодезических работ; представить управлению документы об осуществлении контроля за выполнением геодезических работ.
Довод подателя жалобы о том, что осуществление геодезических измерений при помощи японского тахеометра позволяет не оформлять журналы тахеометрической или горизонтальной съемки оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен.
Как обоснованно указано Арбитражным судом Архангельской области, получение измерений с использованием электронного тахеометра не отменяет необходимость изготовления документов, указанных в пунктах 15.14, 16.30 Инструкции по топографической съемке, и хранения их в установленном порядке, поскольку указанный тахеометр позволяет лишь автоматизировать процесс выполнения геодезических работ, сокращать временные и финансовые затраты на их выполнение.
Заявитель направлял в управление отчет от 17.08.2012 об исполнении предписания, в котором представлены сведения о состоянии пунктов геодезических сетей, используемых при выполнении работ в неустановленный в предписаниях период, то есть за июль 2012 года. Из отзыва ответчика следует, что во исполнение предписания об устранении выявленных нарушений в области геодезической и картографической деятельности от 17.02.2012 N 01 предпринимателем представлены сведения о состоянии пунктов геодезической сети, используемых при выполнении работ в период с 13.05.2010 по 12.02.2012. Однако данные сведения были представлены не в установленный срок и только по пунктам опорной межевой сети, в то время как при выполнении работ использовались также пункты геодезических сетей сгущения.
Следовательно, представление заявителем неполных сведений в управление не может служить основанием для признания пункта 2 указанных предписаний исполненным.
Следует учесть, что предпринимателем ранее не были обжалованы предписания управления от 17.02.2012 N 01 и от 29.08.2012 N 02.
Кроме того, заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок этих предписаний органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
При этом указанные предписания и оспариваемое в рамках настоящего дела предписание N 3 касаются устранения одних и тех же нарушений, то есть, законность требований управления уже была предметом проверки мирового судьи судебного участка N 1 Вельского района Архангельской области и Вельского районного суда Архангельской области, которыми поскольку предприниматель привлечен к административной ответственности. Следует отметить, что вступившими в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Вельского района Архангельской области от 15 октября 2012 года по делу N 4-535/2012 и решением Вельского районного суда Архангельской области от 14 июня 2013 года по делу N 12-41/2013 установлен тот факт, что предпринимателем осуществлялась геодезическая и кадастровая деятельность.
Таким образом, управление правомерно предписало заявителю устранить нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области геодезической и картографической деятельности, которые предприниматель допустил в ходе осуществления своей предпринимательской деятельности по осуществлению работ в области геодезии и картографии.
Довод заявителя о том, что проверки проведены ответчиком незаконно ввиду отсутствия соответствующего административного регламента, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Действительно, административный регламент по осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии уполномоченным федеральным органом не утвержден.
Вместе с тем административные регламенты разрабатываются на основании Закона N 294-ФЗ и принимаются в целях определения сроков и последовательности процедур. Отсутствие административного регламента по осуществлению государственного геодезического надзора не может служить основанием для отмены государственного геодезического надзора, учитывая, что сроки и последовательность процедур при осуществлении данного надзора определяются на основе Закона N 294-ФЗ.
Административный регламент частично компенсирует отсутствие необходимых для реализации Закона N 294-ФЗ документов типовых форм и может применяться в части, не противоречащей Закону N 294-ФЗ.
Полномочия должностных лиц органа государственного надзора в сфере геодезии определены также Законом N 209-ФЗ, Положениями N 273, 1435.
Кроме того, Закон N 294-ФЗ не ставит возможность осуществления государственных контрольных (надзорных) полномочий в зависимость от наличия административных регламентов.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным и не нарушает прав и законных интересов предпринимателя.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда не выявлены, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 апреля 2014 года по делу N А05-5869/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тарасовой Татьяны Федоровны - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-5869/2013
Истец: ИП Тарасова Татьяна Федоровна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11257/13
24.07.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4152/14
17.07.2014 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5869/13
18.04.2014 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5869/13
11.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11257/13
24.10.2013 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7869/13
26.07.2013 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-5869/13