г. Пермь |
|
01 августа 2014 г. |
Дело N А71-435/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Богдановой Р. А.,
судей Балдина Р.А., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мастель Я.И.,
в отсутствие представителей сторон
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Удмуртской Республики",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2014 года
по делу N А71-435/2014,
принятое судьей Лиуконен М.В.,
по иску ООО "Обелиск" (ОГРН 1091831002988, ИНН 1831135672)
к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Удмуртской Республики" (ОГРН 1021801511720, ИНН 1833004594)
о возмещении вреда расходов по изготовлению и установке памятников,
установил:
ООО "Обелиск" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" о взыскании ущерба в виде расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника на месте погребения умерших (погибших) участников Великой Отечественной Войны в размере 80 202 руб.
Решением суда от 19.05.2014 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" обжаловал его в апелляционном порядке, просит отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом не были выяснены сведения о последнем месте службы умерших участников ВОВ, имеющие существенное значение при рассмотрении данного спора. Законодательством требуется подтвердить факт участия в действующей армии в период ВОВ в качестве военнослужащего, а также последнее место прохождения службы военнослужащего. Отсутствие сведений о последнем месте службы может повлечь незаконное расходование федеральных денежных средств, предусмотренных на эти цели Минобороны РФ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460.
Кроме того, суду первой инстанции не было представлено ни одного из документов, предусмотренных п.38 приказа Минбороны РФ от 13.01.2008 N 5, в оригинале.
По мнению заявителя жалобы, истец не представил в суд достоверных и неопровержимых доказательств реально понесенных им расходов, соответствующие доказательства, подтверждающие оплату заказа, не были истребованы у ИП Андрианова.
При таких обстоятельствах, заявитель жалобы считает преждевременным решение суда об удовлетворении требований истца. Более того, ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" считает, основания для взыскания с него судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу иска отсутствуют, ссылается на ст.333.37 НК РФ, указывает, что органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины по делу в целом. Поскольку военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах РФ, а Министерство обороны, в свою очередь, является федеральным органом исполнительной власти, военный комиссариат Удмуртской Республики также освобожден от платы государственной пошлины.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу отклонил приведенные в ней доводы; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта части проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом и гражданами, имеющими в силу закона право на возмещение расходов на изготовление и установку надгробия их погибшим (умершим) родственникам за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, было заключено 3 договора подряда, по условиям которых истец обязуется изготовить, доставить и установить за счет собственных средств надгробные памятники.
Так, 29.07.2013 между ООО "Обелиск" и Дрожжиной Натальей Семеновной был заключен договор подряда N 104 от 29.07.2013, в соответствии с которым ООО "Обелиск" приняло обязательство изготовить и произвести установку надгробного памятника для умершего участника ВОВ Дрожжиной Екатерины Васильевны, место захоронения - г. Ижевск, кладбище "Хохряковское". Стоимость изготовления памятника составляет 21 450 руб., установки - 5 350 руб.
Датой смерти Дрожжиной Е.В., согласно свидетельству о смерти I-НИ N 501370 от 28.08.2013, значится 02.02.1995. Из справки о захоронении N 12-5/08-14 от 12.06.2013 следует, что Дрожжина Е.В. захоронена 04.02.1995 на кладбище "Хохряковское", г. Ижевск, запись N 328.
Дрожжина Е.В. в период ВОВ проходила службу в Советской Армии и награждена Орденом Отечественной войны II степени, что подтверждается красноармейской книжкой, удостоверением 00088 и орденской книжкой.
ООО "Обелиск" надлежащим образом выполнило свои обязательства по договору, что подтверждается актом приемки выполненных работ N 110 от 29.07.2013, памятник установлен 17.08.2013 на кладбище "Хохряковское" г. Ижевска.
29.07.2013 между Дрожжиной Натальей Семеновной (цедент) и ООО "Обелиск" (цессионарий) был заключен договор цессии (уступки прав требования) N 110, в соответствии с которым цедент уступил цессионарию право требования к ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны Дрожжиной Е.В.
Уведомление о состоявшейся уступке права требования было направлено в отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевска 17.08.2013.
Письмом от 17.09.2013 N П/5858 ООО "Обелиск" было отказано в возмещении оплаты по изготовлению и установке надгробного памятника, в связи с отсутствием выписок из книги регистрации надмогильных сооружений либо копии удостоверений о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении, в связи с чем документы возвращены.
18.06.2013 между ООО "Обелиск" и Третьяковым Юрием Никитьевичем был заключен договор подряда N 74 от 18.06.2013, в соответствии с которым ООО "Обелиск" приняло обязательство изготовить и произвести установку надгробного памятника для умершего участника ВОВ Третьякова Н.Н., место захоронения - г. Ижевск, кладбище "Южное". Стоимость изготовления памятника составляет 21 330 руб., установки - 5 350 руб.
Датой смерти Третьякова Н.Н., согласно свидетельству о смерти I-НИ N 501368 от 28.08.2013, значится 23.02.1994.
ООО "Обелиск" надлежащим образом выполнило свои обязательства по договору, что подтверждается актом приемки выполненных работ N 74 от 18.06.2013, памятник установлен 17.08.2013 на кладбище "Южное".
18.06.2013 между Третьяковым Юрием Никитьевичем (цедент) и ООО "Обелиск" (цессионарий) был заключен договор цессии (уступки прав требования) N 80, в соответствии с которым цедент уступил цессионарию право требования к ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику ВОВ Третьякову Н.Н.
Уведомление о состоявшейся уступке права требования было направлено в отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевска 17.07.2013.
Письмом от 17.09.2013 N П/5858 ООО "Обелиск" было отказано в возмещении оплаты по изготовлению и установке надгробного памятника, в связи с отсутствием выписок из книги регистрации надмогильных сооружений либо копии удостоверений о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении, документы возвращены.
29.07.2013 между ООО "Обелиск" и Даниловой Ольгой Владимировной был заключен договор подряда N 101 от 29.07.2013, в соответствии с которым ООО "Обелиск" приняло обязательство изготовить и произвести установку надгробного памятника для умершего участника ВОВ Малышевой Веры Михайловны, место захоронения - г. Ижевск, кладбище "Южное". Стоимость изготовления памятника составляет 21 450 руб., установки - 5 350 руб.
Датой смерти Малышевой В.М., согласно свидетельству о смерти I-НИ N 863177 от 03.07.2012, значится 29.06.2012. Согласно удостоверению о захоронении Малышева В.М. захоронена 30.06.2012 на кладбище "Южное" г. Ижевска.
Из архивной справки от 09.03.1982 N 4/279553 следует, что Малышева В.М. в период ВОВ проходила службу в советской армии и награждена Орденом Отечественной войны II степени, что подтверждается красноармейской книжкой.
ООО "Обелиск" надлежащим образом выполнило свои обязательства по договору, что подтверждается актом приемки выполненных работ N 101 от 29.07.2013, памятник установлен 19.08.2013 на кладбище "Южное" г. Ижевска.
29.07.2013 между Даниловой Ольгой Владимировной (цедент) и ООО "Обелиск" (цессионарий) был заключен договор цессии (уступки прав требования) N 107, в соответствии с которым цедент уступил цессионарию право требования к ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику ВОВ Малышевой В.М.
Уведомление о состоявшейся уступке права требования было направлено в отдел военного комиссариата Удмуртской Республики по Октябрьскому Индустриальному и Устиновскому районам г. Ижевска 19.08.2013.
Письмом от 05.09.2013 N П/5564 ООО "Обелиск" было отказано в возмещении оплаты по изготовлению и установке надгробного памятника, в связи с отсутствием выписок из книги регистрации надмогильных сооружений либо копии удостоверений о захоронении с отметкой об установленном надмогильном сооружении, документы возвращены.
Отказ ФКУ "Военный комиссариат Удмуртской Республики" в возмещении понесенных расходов, послужил ООО "Обелиск" основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что ответчику были представлены все документы, предусмотренные п.38 Приказа Минобороны РФ от 13.01.2008 N 5, кроме того, о наличии понесенных истцом расходах свидетельствует сам факт установления надгробных памятников, который ответчиком не был опровергнут.
Исследовав материалы дела, доводы истца и ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
В силу ст.24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В п.1 ст.11 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.35 Приказа Минобороны РФ от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п.2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета.
Согласно п.2 порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
На основании п.36 Приказа Минобороны РФ от 13.01.2008 N 5 родственники, законные представители или иные липа, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших па себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 настоящего Порядка.
В силу п.38 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в п. 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Таким образом, в силу вышеуказанного истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, сформированной в Постановлении Президиума от 28.07.2009 N 5622/09.
Учитывая, что обязательство по возмещению расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробия умершему предусмотрено нормами Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Порядком погребения погибших (умерших), соответственно лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона может требовать возмещения понесенных им расходов.
Из материалов дела следует, что ответчику были представлены все документы, предусмотренные п.38 Приказа Минобороны РФ от 13.01.2008 N 5.
Доводы заявителя жалобы о том, что пакет документов на возмещение расходов был представлен истцом не в полном объеме, так как не представлена информация о последнем месте службы участников ВОВ, несостоятельны.
Перечень документов для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных, памятников, изложенных в п.38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (утв. Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5), является единым, исчерпывающим и расширенному толкованию либо дополнению не подлежит.
Таким образом, истец не обязан предоставлять ответчику документы, подтверждающие, что участники ВОВ после службы в составе действующей армии не проходили службу в государственных органах. Данный вывод согласуется с положениями ст.65 АПК РФ, учитывая, что сомнения ответчика, высказанные в качестве возражений на иск, подлежат доказыванию самим ответчиком.
Учитывая изложенное, оснований полагать, что возмещение расходов, связанных изготовлением и установкой памятника умершим участникам войны, может повлечь незаконное расходование федеральных денежных средств, у суда не имеется.
В подтверждение понесенных истцом расходов в материалы дела представлены соответствующие договоры подряда с указанием цены и акты выполненных работ, подписанные заказчиком и исполнителем. При таких обстоятельствах, не может быть принят судом апелляционной инстанции и довод жалобы об отсутствии в материалах дела достоверных и неопровержимых доказательств реально понесенных истцом расходов.
В соответствии с п.8 ст.75 АПК РФ, письменные доказательства действительно должны представляться в арбитражный суд в подлиннике, либо в форме надлежащим образом заверенных копий.
Однако, ответчиком при рассмотрении дела ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции не заявлялось о фальсификации документов, представленных истцом, ответчик не требовал предоставления их оригиналов, не оспаривал соответствие копий оригиналам.
Как указано в п.11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подп.1 п.3 ст.44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно ст.110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются гл.9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.
В связи с этим, согласно п.21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (ч.1 ст.110 АПК РФ).
Следовательно, расходы по уплате государственной пошлины по иску были обоснованно взысканы судом первой инстанции с ответчика.
Таким образом, судом первой инстанции не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 мая 2014 года по делу N А71-435/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Р.А. Богданова |
Судьи |
Р.А. Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-435/2014
Истец: ООО "Обелиск"
Ответчик: Военный комиссариат Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6611/14
26.03.2015 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8170/14
13.11.2014 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6611/14
29.08.2014 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6611/14
01.08.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8170/14
19.05.2014 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-435/14