г. Санкт-Петербург |
|
01 августа 2014 г. |
Дело N А56-65358/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Медведевой В.В.
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Некрестьянов Д.С. - по доверенности от 14.11.2013;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13154/2014) Комитета по управлению городским имуществом на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2014 по делу N А56-65358/2013 (судья Изотова С.В.), принятое
по иску Комитета по управлению городским имуществом, место нахождения: 101060, г. Санкт-Петербург, Смольный, 6, ОГРН 1027809244561,
к ООО "ЛИНДА", место нахождения: 198203, г. Санкт-Петербург, Рижский пр., д. 23, к. 2, п. 259, ОГРН 1077847120064,
3-е лицо: Комитет по энергетике и инженерному обеспечению
о взыскании штрафа и убытков, по встречному иску о признании пункта договора недействительным
установил:
Комитет по управлению городским имуществом (далее - Комитет, ответчик) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковыми заявлениями о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "ЛИНДА" (далее - Общество, ответчик) 10 000 руб. штрафа за нарушение пункта 6.2.21 договора от 01.07.2010 N 19/ЗКС-01348 и о взыскании 13 491 684 руб. убытков, причиненным ненадлежащим исполнением Обществом пункта 6.2.21 договора от 01.07.2010 N 19/ЗКС-01348.
Заявления Комитета приняты арбитражным судом к производству с присвоением номеров А56-65358/2013 и А56-5258/2014 соответственно.
В рамках дела N А56-65358/2013 Обществом подано встречное исковое заявление о признании пункта 6.2.21 договора от 01.07.2010 N19/ЗКС-01348 недействительным и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2014 дела N А56-65358/2013 и N А56-5258/2014 объединены в одно производство с присвоением номера А56-65358/2013.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по энергетике и инженерному обеспечению (далее - КЭиО).
Решением суда от 14.04.2014 исковое заявление Комитета и встречный иск Общества оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым решением в части отказа во взыскании с Общества 10 000 руб. штрафа и 13 491 684 руб. убытков, истец направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение последним норм материального и процессуального права, просит решение от 14.04.2014 в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Комитета в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении первоначального иска, поскольку факт неисполнения Обществом пункта 6.2.21 договора от 01.07.2010 N 19/ЗКС-01348 подтвержден материалами дела.
В судебном заседании представитель ответчика позицию истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которому Общество считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы Комитета несостоятельными.
Комитет и КЭиО, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.07.2010 между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор N 19/ЗКС-01348 аренды на инвестиционных условиях земельного участка площадью 19 174 кв. м с кадастровым номером 78:38:21159:41, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Солнечное, пер. Танкистов, участок 1 (юго-западнее пересечения с улицей Танкистов).
В силу пункта 1.2 договора земельный участок предоставлен для осуществления инвестиционного проекта по проектированию и строительству реабилитационного центра.
Пунктом 9.1 договора срок действия договора установлен до 28.12.2012.
Пунктом 5.2.2 договора установлено, что строительство должно быть завершено, получено разрешение на ввод результата инвестирования в эксплуатацию до 28.12.2012.
В разделе 5 договора стороны согласовали график осуществления инвестиционного проекта: началом реализации инвестиционного проекта является 29.06.2010 (пункт 5.1.); реализация инвестиционного проекта осуществляется в следующем порядке: первый этап реализации инвестиционного проекта - разработка, согласование, утверждение в установленном порядке проектной документации. Продолжительность этапа - не более 11 месяцев с даты вступления в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга, то есть до 29.05.2011 (подпункт 5.2.1); второй этап - производство строительных и иных работ, необходимых для ввода результата объекта в эксплуатацию, в том числе, строительство (реконструкция) в соответствии с техническими условиями объектов инженерной инфраструктуры. Продолжительность этапа - в течение 11 месяцев с даты вступления в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга, то есть до 29.05.2011. Окончание строительства объекта - получение разрешения на ввод результата инвестирования в эксплуатацию в течение 30 месяцев с даты вступления в силу постановления Правительства Санкт-Петербурга, то есть до 28.12.2012 (подпункт 5.2.2.).
В соответствии с пунктом 6.2.21 договора Общество за свой счет обязано обеспечить выполнение работ по инженерной подготовке и благоустройству территории на сумму не менее 13 491 684 руб. без учета НДС (затраты арендатора на подключение к сетям инженерного обеспечения в соответствии с объемами, утвержденными в заключении КЭиО от 12.11.2009 N 789), в том числе:
- водоснабжение - на основании распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 10.12.2008 N 156-р (тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе холодного водоснабжения и системе водоотведения государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" на 2009 - 2011 годы в согласованных объемах 93,75 м3/сутки ставка размера платы по ликвидации технических организаций для осуществления технологического присоединения к газовым сетям ООО "Петербурггаз" на территории Санкт-Петербурга в согласованных объемах подключения в согласованных объемах подключения 93,75 м3/час по тарифу 714 000 руб./м3/час на сумму 2 791 740 руб. и водоотведение в согласованных объемах 20,0 м3/сутки по тарифу 738 000 руб./м3/час на сумму 642 060 руб. без учета НДС.
- газоснабжение - на основании распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.02.2008 N 1-р "О ставках размера платы по ликвидации технических организаций для осуществления технологического присоединения к газовым сетям ООО "Петербурггаз" на территории Санкт-Петербурга" в согласованных объемах подключения 1 378 м3/сутки по тарифу 8 855 руб./м3/час на сумму 508 277 руб. без учета НДС;
- электроснабжение - на основании распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 28.12.2009 N 249-р об установлении платы на технологическое присоединение к распределительным сетям ОАО "Ленэнерго" на территории 38 зоны Санкт-Петербурга на 2010 год в согласованных объемах 336 кВА по тарифу 33 437 руб./КВт на сумму 9 549 607 руб. без учета НДС.
28.12.2012 Службой государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга выдано разрешение N 78-6310в-2012 на ввод в эксплуатацию результата инвестирования.
25.04.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу зарегистрировано право собственности Общества на нежилые здания, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, пос. Солнечное, пер. Танкистов, д. 6, лит. А, Б, В.
Вместе с тем, полагая, что Обществом не исполнены обязательства, установленные пунктом 6.2.21 договора от 01.07.2010 N 19/ЗКС-01348 ввиду внесения им соответствующих платежей в меньшем размере, чем предусмотрено означенным пунктом договора, что повлекло возникновение у Санкт-Петербурга убытков в виде неполученной арендной платы, Комитет обратился в арбитражный суд с вышеназванными исками.
Придя к выводу, что внесение Обществом указанной платы в меньшем размере, чем предусмотрено пунктом 6.2.21 договора, не нарушает субъективные права Санкт-Петербурга, суд первой инстанции оставил требования Комитета без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом решении, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, апелляционная коллегия не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета и отмены принятого по делу судебного акта, поскольку при его вынесении суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 2.1 заключенного между Комитетом и Обществом договора от 01.07.2010 N 19/ЗКС-01348 инвестиционная деятельность определяется как деятельность арендатора, связанная с вложением денежных средств и иного имущества в строительство результата инвестирования, а также совокупность действий по реализации инвестиций, включая исполнение арендатором инвестиционных условий, связанных с результатом инвестирования.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Так, статьей 8 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции" (далее - Закон N 282-43) установлено, что к числу инвестиционных условий относятся: 1) правовая форма предоставления объекта недвижимости и результата инвестирования: предоставление на инвестиционных условиях земельного участка с правом его застройки, в аренду, в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, на праве ограниченного пользования (сервитута) и с возникновением права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) инвестора на результат инвестирования; предоставление подлежащих реконструкции или завершению строительством зданий, строений, сооружений для осуществления инвестиционной деятельности в целях создания нового объекта недвижимого имущества с возникновением права собственности инвестора на результат инвестирования; 2) в случае, если объектом недвижимости является земельный участок, - начальная цена объекта недвижимости (при продаже земельного участка), размер арендной платы за земельный участок (при заключении договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях) или плата за пользование земельным участком (при предоставлении права ограниченного пользования); 3) в случае, если объектами недвижимости являются подлежащие реконструкции (завершению строительством) здания, строения, сооружения, - стоимость права на заключение инвестиционного договора; 4) возложение на инвестора обязанности завершить строительство (реконструкцию) объекта недвижимости и сдать его в эксплуатацию не позднее определенного срока.
При этом, в силу пункта 2 статьи 8 Закон N 282-43 к числу инвестиционных условий при заключении инвестиционного договора, договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях могут относиться: 1) возмещение убытков и иных затрат за снос движимого и недвижимого имущества, перенос сооружений и коммуникаций транспорта, связи и инженерного оборудования; 2) обязательства по предоставлению в собственность Санкт-Петербурга квартир, необходимых для расселения проживающих в объекте недвижимости граждан, либо освобождения нежилых помещений, необходимых для перемещения государственных учреждений, предприятий; 3) иные права и обязанности инвестора и Санкт-Петербурга, установленные Правительством Санкт-Петербурга на основании положений федеральных законов и законов Санкт-Петербурга, а также иные права и обязанности инвестора и Санкт-Петербурга, установленные Правительством Санкт-Петербурга и связанные с особенностями объекта недвижимости, предоставляемого для целей осуществления инвестиционной деятельности, и назначением результата инвестирования (в том числе обязательства по строительству, ремонту и реконструкции объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур).
Пунктом 3 статьи 8 Закона N 282-43 установлено, что формирование инвестиционных условий осуществляется на основе отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, права на заключение инвестиционного договора, арендной платы, выполненного независимым оценщиком.
В случае возложения на инвестора при целевом предоставлении объекта недвижимости обязанности оплатить стоимость права на заключение инвестиционного договора (либо внести арендную плату за земельный участок) иным имуществом, помимо денежных средств, работами и услугами стоимость такого имущества, работ и услуг в совокупности с денежными средствами, перечисляемыми инвестором в виде платы за право на заключение инвестиционного договора (арендных платежей), не может превышать величину, определенную по правилам подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона N 282-43.
Статьей 9 Закона N 282-43 предусмотрено, что предоставление объектов недвижимости осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 и пунктом 2 статьи 6 настоящего Закона Санкт-Петербурга, и иных случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
По решению Правительства Санкт-Петербурга платежи, взимаемые Санкт-Петербургом за предоставление объектов недвижимости, могут быть уменьшены на размер денежных средств, направляемых инвестором в соответствии с условиями инвестиционного договора (договора аренды на инвестиционных условиях): на строительство (реконструкцию) объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих передаче в собственность Санкт-Петербурга; на передачу в собственность Санкт-Петербурга квартир, необходимых для расселения граждан, проживающих в предоставляемом инвестору объекте недвижимости; на передачу в собственность Санкт-Петербурга квартир для расселения граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде; на строительство (реконструкцию) объектов физической культуры и спорта; на иные обязательства инвестора, установленные Правительством Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга вправе принять решение об уменьшении платежей за предоставление объектов недвижимости для строительства и реконструкции по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 статьи 5 Закона N 282-43, с целью реализации проектов, имеющих важное социальное, культурное или экономическое значение для Санкт-Петербурга.
В силу пункта 2 статьи 9 Закона N 282-43 размеры платежей устанавливаются при целевом предоставлении - на основе начальной цены права на заключение инвестиционного договора, рыночной стоимости арендной платы за земельный участок.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона N 282-43 за предоставление объектов недвижимости при заключении договоров аренды земельных участков на инвестиционных условиях Санкт-Петербургом подлежит взиманию арендная плата, при этом, как указано выше, в силу пункта 3 статьи 8 Закона N 282-43 указанная арендная плата не может превышать величину, определенную по правилам подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона N 282-43.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.04.2010 N 495 Обществу установлены инвестиционные условия по перечислению Обществом в бюджет Санкт-Петербурга арендной платы на период проектирования и строительства в сумме 36 100 000 руб., в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга от 15.03.2005 N 275 "О порядке перечисления инвесторами денежных средств по договорам, заключенным в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства и реконструкции", определены сроки проектирования и строительства.
Из представленного в материалы дела отчета, подготовленного Обществом с ограниченной ответственностью "АЛЬФА Консалт", инвестиционная стоимость комплекса прав на спорный земельный участок также составляет 36 100 000 руб.
При этом, из указанного отчета видно, что при определении инвестиционной стоимости комплекса прав приняты во внимание затраты инвестора на локальный источник теплоснабжения, а также затраты на подключение объекта инвестирования к сетям инженерного обеспечения, величина которых определена в соответствии с объемами, утвержденными в заключении КЭиО от 12.11.2011 N 789, и на основании тарифов, утвержденных Комитетом по тарифам.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, при определении размера арендной платы учтено отсутствие обеспечения объекта аренды и строящегося результата инвестирования объектами инженерной инфраструктуры.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены статьей 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды (далее - Закон N 210-ФЗ).
Так, пунктом 1 статьи 4 Закона N 210-ФЗ определено, что Правительство Российской Федерации утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также правила заключения и исполнения публичных договоров о подключении к сетям коммунальной инфраструктуры.
Во исполнение означенной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83/1) и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила N 83/2), действовавшие в спорный период.
Согласно пункту 1 Правил N 83/1 они регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Правила применяются и в случае, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 10 Правил N 83/1 технические условия должны содержать следующие данные: максимальная нагрузка в возможных точках подключения; срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе, в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; срок действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи.
Пунктом 7 Правил N 83/1 предусмотрено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В свою очередь порядок определения и предоставления технических условий по технологическому присоединению к электросетям регулируется статьей 26 Федерального закона 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и определен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, из означенных норм следует, что до заключения договора аренды уполномоченный государственный орган должен определить возможность подключения строящегося объекта к объектам коммунальной инфраструктуры из предполагаемой максимальной нагрузки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 210-ФЗ система коммунальной инфраструктуры определяется как совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 210-ФЗ финансовые потребности организаций коммунального комплекса, участвующих в реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, которые необходимы для реализации их инвестиционных программ, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) указанных организаций, в части установленных надбавок к ценам (тарифам) для потребителей данного муниципального образования (части территории этого муниципального образования), а также за счет платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 2 Закона N 210-ФЗ плату за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
В силу статьи 12 Закона N 210-ФЗ плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Размер платы за подключение (технологическое присоединение) определяется как произведение тарифа на подключение (технологическое присоединение) к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта. Плата за подключение (технологическое присоединение) вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта. Указанный договор определяет порядок и условия подключения (технологического присоединения) здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение (технологическое присоединение) лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Порядок заключения, в том числе определения существенных условий, изменения и исполнения договора о подключении к системам коммунальной инфраструктуры определен Правилами заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360.
В силу пункта 14 названных Правил размер платы за подключение определяется в зависимости от наличия в инвестиционной программе исполнителя мероприятий, связанных с увеличением мощности или пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства. Расчет платы производится на основании утвержденного тарифа на подключение к системе коммунальной инфраструктуры.
Вместе с тем, подпунктом 3 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, предусмотрена возможность не взимания платы за подключение, в случае отсутствия необходимости проведения мероприятий по увеличению мощности или пропускной способности сети, к которой будет подключаться заказчик.
Более того, согласно подпункту 2 указанного пункта при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которому будет подключаться объект капитального строительства, обязательства по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры, не связанному с фактическим присоединением указанных объектов к существующим сетям инженерно-технического обеспечения в рамках договора о подключении, могут быть исполнены заказчиком самостоятельно.
На основании изложенного, проанализировав указанные нормативные акты, а также исследовав представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с пунктом 6.2.21 Общество приняло на себя обязанность по финансированию мероприятий, реализуемых организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, целью которых является реализация программы развития систем коммунальной инфраструктуры, включающей в себя строительство и (или) модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, осуществляемых в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее.
Справедлив также и вывод суда первой инстанции о том, что исполнение спорного обязательства поставлено в зависимость от факта создания и введения в эксплуатацию конкретного объекта, являющегося результатом инвестирования, в связи с чем при заключении договоров о технологическом присоединении (договоров о подключении) при выдаче условий для подключения указанного объекта плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается в зависимости от объема заявленной потребляемой нагрузки для этого объекта.
Как видно из материалов дела и не оспаривается сторонами, во исполнение письма КЭиО от 12.11.2009 N 789 Общество 29.10.2012 заключило с Закрытым акционерным обществом "Курортэнерго" договор N М 530/562-12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям для электроснабжения реабилитационного центра, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Солнечное, пер. Танкистов, участок 1 (юго-западнее пересечения с ул. Танкистов).
В соответствии с техническими условиями для присоединения сетевая организация приняла на себя обязательство по проектированию и строительству новой 2БКТП, прокладке внешних сетей, предусмотренных указанными техническими условиями до границ земельного участка.
Акт оказания услуг подписан сторонами 18.12.2012.
Денежные средства за технологическое присоединение в размере 7 707 105 руб. 34 коп. перечислены Обществом закрытому акционерному обществу "Курортэнерго" платежными поручениями от 11.12.2012 N 64 и от 15.11.2012 N 58.
02.11.2012 между Обществом и Обществом с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" заключен договор об оказании услуг по ликвидации технических ограничений для осуществления технологического присоединения к газовым сетям объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1.3 названного договора Общество приняло на себя обязательство по финансированию Программы мероприятий на 2012 год по ликвидации технических ограничений для осуществления технологического присоединения к газовым сетям новых потребителей пропорционально указанному в заявке объему потребления газа и в сумме, рассчитанной в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.02.2008 N 1-р "О ставках размера платы по ликвидации технических ограничений для осуществления технологического присоединения к газовым сетям ООО "ПетербургГаз" на территории Санкт-Петербурга" для обеспечения возможности подключения объекта к городским газораспределительным сетям с расходом газа 57,4 куб. м/час и заключения договора газоснабжения со сбытовой компанией.
Денежные средства за подключение по указанному договору перечислены Обществу с ограниченной ответственностью "ПетербургГаз" платежными поручениями от 05.03.2013 N 20 и от 13.11.2012 N 55.
26.11.2012 Обществом с Цейтлиным Олегом Яковлевичем заключен договор на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ.
На основании изложенного, следует констатировать факт, что Общество надлежащим образом исполнило принятые на себя в соответствии с пунктом 6.2.21 договора от 01.07.2010 N 19/ЗКС-01348 обязательства.
При этом, как указано выше, поскольку плата за технологическое присоединение (плата за подключение) направлена на возмещение затрат организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения на строительство и (или) модернизацию, вывод суда первой инстанции о том, что внесение Обществом указанной платы в меньшем размере, чем предусмотрено пунктом 6.2.21 договора, не нарушает субъективные права Комитета следует признать правомерным, а потому у последнего не имелось оснований для удовлетворения требований истца и взыскания с Общества убытков и штрафа.
Доводы подателя жалобы об обратном со ссылкой на наличие в рассматриваемом случае оснований для взыскания с Общества убытков основаны на ошибочном толковании положений статьи 15 ГК РФ, а потому отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Вопреки позиции истца нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, при вынесении решения судом первой инстанции также не допущено.
Таким образом, принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2014 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а жалобу Комитета - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 апреля 2014 года по делу N А56-65358/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению городским имуществом - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Л. В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-65358/2013
Истец: Комитет по управлению городским имуществом
Ответчик: ООО "ЛИНДА"
Третье лицо: Комитет по энернгетике и инженерному обеспечению