г. Санкт-Петербург |
|
01 августа 2014 г. |
Дело N А56-25687/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестакова М.А.
судей Кашина Т.А., Мельниковой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В..
при участии:
от истца: Пудова Т.С. по дов.от 26.12.13 г.,
от ответчика: Баркевич А.В. по дов.от 12.08.13 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24065/2013) Открытого акционерного общества "Роснефтьбункер" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2013 года по делу N А56-25687/2013 (судья Дудина О.Ю.), принятое
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
к Открытому акционерному обществу "Роснефтьбункер",
о взыскании задолженности и пени за услуги подачи и уборки вагонов,
установил:
В арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратилось Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, перевозчик) с иском к Открытому акционерному обществу "Роснефтьбункер" (далее - ответчик) о взыскании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время нахождения их на путях общего пользования.
Решением арбитражного суда от 20.09.2013 года требования иска были удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, указав следующее.
Судом не учтены доводы ответчика о том, что в подтверждении факта простоя вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, не представлены ведомости подачи и уборки вагонов, как это предусмотрено Правилами предъявления и рассмотрения претензий, входящих составной частью в Правила перевозок грузов ж/д транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.03 г. N 42 и Инструкцией по ведению на станциях коммерческой отчетности при грузовых перевозках, утвержденных Распоряжением ОАО РЖД от 01.03.07 г. N 333р.
Ведомости подачи и уборки вагонов составляются для расчетов начисления платы за время задержки вагонов на ж/д путях.
Кроме того в жалобе указано, что истцом не представлены доказательства уведомления о предстоящей передаче вагонов на выставочные пути. В случае отсутствия указанных документов, на основании ст. 34 УЖТ РФ грузополучатель освобождается от взимания платы.
Судом не были выяснены обстоятельства установления перевозчику тарифа за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Пунктом 3.2 Правил эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, утвержд. Приказом МПС РФ от 18.06.03 г. N 26, определено, что порядок передачи и приема вагонов устанавливается Правилами перевозок грузов и Правилами выдачи грузов.
Документальным подтверждением факта выдачи груза является отметка принимающей стороны в памятке приемосдатчика "вагон принял". В представленных в материалы дела памятках соответствующие отметки отсутствуют.
К отзыву на иск ответчик приложил памятки подачи и уборки вагонов, из которых видно также, что истцом нарушались сроки оборота вагонов на путях необщего пользования.
В дополнении к апелляционной жалобе указано, что судом неправомерно не приняты во внимание доводы ответчика о том, что Временное Соглашение от 23.12.10 г. N 14/м действуют до 31.03.11 г. и на его основании не может быть урегулирована спорная ситуация сторон.
Выслушав в судебном заседании пояснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, установлено судом, 23.12.2010 г. между истцом и ответчиком было подписано Временное соглашение N 14/М (далее - Соглашение) на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования, примыкающие к станции Лужская, по условиям которого временно осуществлялась подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, являющийся положением пути N 19 станции Лужская, локомотивом ОАО "Роснефтебункер".
В соответствии с пунктом 7 Соглашения, сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны, подаются локомотивом истца на один из железнодорожных выставочных путей N N 11-5, NN 10-14, являющихся приемоотправочными путями транзитно-выставочного парка "Северный" станции Лужская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Контрагента с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Вагоны должны быть убраны с железнодорожных выставочных путей локомотивом Контрагента на железнодорожные пути необщего пользования по истечении 1 часа с момента передачи вагонов на железнодорожных выставочных путях.
При задержке уборки с железнодорожных выставочных путей вагонов, не принадлежащих перевозчику, свыше одного часа, перевозчик составляет акт общей формы ГУ-23 и взимает плату за пользование вагонами за время нахождения на их путях общего пользования по правилам и ставкам, установленным пунктом 12 Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициента индексации.
Учитывая вышеназванные положения Соглашения и требования УЖТ РФ, 25.05.2012 г. истец направил в адрес ответчика претензию N НЮрег-2/9-13/695 с требованием об уплате платы за простой вагонов в размере 110 059 руб. 79 коп.
Поскольку плата за простой вагонов в размере 90 710 руб. ответчиком не оплачена, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суд удовлетворил требования иска. Апелляционный суд не усматривает оснований к удовлетворению жалобы и отмены или изменения решения суда, в связи со следующим.
Согласно ст. 62 Устава, порядок передачи вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные выставочные пути и их возвращения обратно, а также место такой передачи устанавливается договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов.
Как уже указано, между сторонами спора было заключено Временное Соглашение N 14/м от 23.12.10 г. на подачу и уборку вагонов на железнодорожные пути необщего пользования ОАО "Роснефтьбункер", примыкающие к станции Лужская Октябрьской железной дороги, локомотивом Контрагента.
Доводы подателя жалобы об истечении срока действия Соглашения, не нашли своего подтверждение.
В материалы дела представлено дополнительное соглашение сторон от 07.12.11 г. в котором также установлено технологическое время оборота вагонов с нефтепродуктами в летний период 4,7 часа на группу вагонов; в зимний период - 10,6 часа на группу вагонов.
Таким образом, судом правомерно указано, что в соответствии со статьей 39 УЖТ РФ (далее - Устав), за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Оплачиваемое время за пользование вагонами, контейнерами для погрузки грузов, выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования определяется в соответствии с положениями главы IV Устава.
Согласно статье 62 Устава, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающими грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, вносится перевозчику плата за пользование вагонами, контейнерами, которая исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожных выставочных путях до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При задержке уборки с железнодорожных выставочных путей вагонов, не принадлежащих Перевозчику, свыше одного часа, Перевозчик составляет акт общей формы ГУ-23 и взимает плату за пользование вагонами за время нахождения на их путях общего пользования по правилам и ставкам, установленным пунктом 12 Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициента индексации.
Доводы подателя жалобы о том, что в деле отсутствуют документы, подтверждающие факт и время нахождения вагонов в простое на путях общего пользования, отклоняются апелляционным судом, в связи со следующим.
Согласно ст. 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, др. лиц, при осуществлении ж/д перевозок, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно представленным в дело актам общей формы и памяткам приемосдатчика (л.д. 12 - 71), вагоны, принадлежащие на праве собственности третьим лицам, не принадлежащие истцу, не убраны на железнодорожные пути необщего пользования, по истечении 1 часа с момента передачи вагонов на выставочные пути, т.е. простаивали на путях станции.
Кроме того, истцом в материалы дела по запросу апелляционного суда представлены ведомости подачи уборки вагонов и акты общей формы об отказе от подписания памяток приемосдатчика со стороны ответчика.
В соответствии с абзацем 4 статьи 39 Устава порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, и содержатся в Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Минтранс РФ от 15.02.08 г. N 28, от 04.05.2009 N 72 (далее - Правила эксплуатации).
Согласно Правил эксплуатации, для фиксации времени задержки вагонов в пути следования, количества отставленных от движения вагонов, а также причины задержки вагонов на станции назначения составляется акт общей формы, с его последующим вручением грузополучателю.
На основании акта общей формы перевозчик на станции назначения определяет время задержки вагонов для начисления и взыскания в установленном порядке платы причитающейся с грузополучателя.
Требования к оформлению актов общей формы установлены названными Правилами эксплуатации, пунктом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС России 18.06.2003 года N 45 (далее Правила составления актов).
Акт должен содержать причину задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции.
Представленные в материалы дела акты общей формы составлены на станции назначения - Лужская Окт. ж.д., что соответствует требованиям Правил, и содержат все необходимые сведения, предусмотренные ими.
Отсутствие в актах общей формы подписи представителя ответчика не лишает его доказательственной силу, поскольку названный акт был представлен на подпись представителю ответчика, который от подписи отказался, мотивированных возражений не представил, о чем в соответствии с пунктом 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России 18.06.2003 N 45 были сделаны отметки.
Согласно пункту 4.5 Правил эксплуатации, учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Памятки приемосдатчика на подачу и уборку вагонов представлены в материалы дела, содержат все необходимые сведения: номера вагонов, количество вагонов, наименование операции, записи о подаче вагонов на выставочный путь, уведомление о завершении грузовых операций, возврат на выставочный путь.
В данном споре рассматривается задержка уборки вагонов уже переданных с путей станции назначения на выставочные пути. То обстоятельство, что информация о прибытии вагонов на станцию назначения имелась у ответчика и передача грузов состоялась, подтверждается памятками приемосдатчика.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения вышеприведенных правовых норм, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований согласно расчету истца.
Вопреки изложенным ответчиком в отзыве на иск доводам о том, что часть актов составлены не по истечении часа, как это установлено договором, а в момент фактической подачи на выставочные пути, согласно положениям Приказа МПС РФ от 18.06.2003 г. N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (далее - Правила) при несогласии с содержанием акта общей формы стороны вправе указать на свои возражения в акте. Имеющиеся разногласия должны быть направлены перевозчику в день составления акта общей формы, либо не позднее следующих суток со дня составления акта общей формы (пункт 3.2.4 Правил).
В установленный Правилами срок, ответчик не представил возражений относительно составленных актов, в связи с чем, выводы ответчика об указании в актах общей формы недостоверных сведений, отклоняется судом как несостоятельные.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2013 года по делу N А56-25687/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Шестакова |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25687/2013
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Роснефтьбункер"