город Ростов-на-Дону |
|
31 июля 2014 г. |
дело N А32-1766/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сулименко О.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоренко Я.И.
при участии:
от заявителя представитель не явился,
от заинтересованного лица представитель по доверенности Шахназарян Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Квадро"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.05.2014 по делу N А32-1766/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Квадро"
к Центральной энергетической таможне
о признании незаконным и отмене постановления,
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Квадро" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Центральной энергетической таможне (далее -ответчик, таможня) о признании незаконным и отмене постановления Центральной энергетической таможни от 30.12.2013 года N 10006000-153/2013 по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что отсутствует вина общества в совершенном административном правонарушении, а также имеются основания для применения малозначительности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель таможенного органа в открытом судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить в силе решение суда первой инстанции, считая законным и обоснованным.
В судебное заседание общество представителей не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11.04.2012 на Крымском таможенном посту Краснодарской таможни таможенным представителем ЗАО "Фирма "ГТК-Сервис" (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей от 19.03.2012 N 0055/04) в соответствии с договором от 30.01.2012 N 0055/03-798, заключенным с ООО "КВАДРО", в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (ИМ 40) подана ДТ N10309090/110412/0001224, в которой заявлен товар N 3 - сложный органический растворитель для молотковой эмали, не содержит этиловый спирт и озоноразрушающие вещества, код ТН ВЭД ТС 3814009000, вес брутто 1069,400 кг, вес нетто 920,400 кг, статистическая стоимость 1513,42 долларов США; в т.ч. растворитель "HAMMERTON THINNER", состав: толуол - 77%, ацетон -16%, бутилгликоль -2%, изобутанол - 5% в количестве 360 банок/60 упаковок, арт. 89010.YA - 360 шт.; растворитель "HAMMERTON THINNER", состав: толуол - 77%, ацетон -16%, бутилгликоль -2%, изобутанол - 5% в количестве 600 банок/10 упаковок арт. 89010.ВВ - 600шт.; растворитель "HAMMERTON THINNER", состав: толуол - 77%, ацетон - 16%, бутилгликоль - 2%, изобутанол - 5%, в количестве 100 банок/25 упаковок арт. 89010.GL - 100 шт изготовитель: ASBOYA KIMYA SANAYI VE HCARET A.S., Турция, товарный знак: PICANTE, марка: PICANTE.
11.04.2014 ДТ N 10309090/110412/0001224 выпущена таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой в свободное обращение.
В процессе камеральной таможенной проверки, проводимой в период с 15.08.2013 г. по 16.12.2013 г. на запросы ОТКПВТ ЦЭТ в ФСКН России, Росздравнадзор России и в Минпромторг России с целью установления возможности ввоза товара - растворитель сложный органический для молотковой эмали т.м. PICANTE на таможенную территорию Таможенного союза, где суммарная концентрация входящих в состав смесей прекурсоров (ацетон 16%, толуол 77%,) равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение (70%), а также получения ООО "КВАДРО" разовой лицензии на вывоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории Российской Федерации была получена следующая информация:
1. ООО "КВАДРО" должно было получить разрешение ФСКН России для последующего оформления разовой лицензии Минпромторга России на право ввоза на территорию Российской Федерации растворителя, однако ООО "КВАДРО" для получения разрешения не обращалось (исх. ФСКН России от 19.04.2013 N 2/6/6537).
2. Ввоз товара - растворитель, содержащего в своем составе ацетон (16%) и толуол (77%), осуществляется с применением ограничений, предусмотренных Положением о порядке ввоза на таможенную территорию, вывоза с таможенной территории и транзита по таможенной территории Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. По состоянию на 14.05.2013 в федеральном банке выданных лицензий информация о выдаче ООО "КВАДРО" разовых лицензий на импорт наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров отсутствует (исх. Минпромторга России от 20.05.2013 N 07-1874).
При таможенном декларировании товара в комплекте предоставленных документов и сведений отсутствовал разрешающий документ (разовая лицензия) на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Следовательно, при совершении таможенных операций в отношении товара - сложный органический растворитель для молотковой эмали, заявленного в ДТ N 10309090/110412/0001224, не соблюдены запреты и ограничения, на ввоз данного товара на таможенную территорию Таможенного союза, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 16.3 КоАП РФ.
20.11.2013 г. по данному факту главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров Центральной энергетической таможни А.П. Поляковой вынесено определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования в отношении ООО "Квадро" по факту совершения административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств- членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч.1. ст. 16.3 КоАП России.
По мнению таможенного органа, ООО "Квадро" имело реальную возможность, до ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и подачи ДТ N 10309090/110412/0001224 предпринять своевременные и действенные меры, позволившие обществу избежать нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В ходе расследования опрошен директор общества Дронова Т.В., начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля Крымского таможенного поста Краснодарской таможни Симоненко Н.А., специалист по таможенному оформлению ЗАО "Фирма "ГТК-Сервис" Петрова Н.В.
В ходе проведения административного расследования меры обеспечения к товару, являющемуся предметом по делу об административном правонарушении, не применялись.
30.12.2013 заместителем начальника Центральной энергетической таможни, рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, в результате чего вынесено оспариваемое постановление N 10006000-153/2014 о привлечении общества к административной ответственности по ч. 1. ст. 16.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Не согласившись с действиями таможенного органа, общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение установленных международными договорами государств -членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3статьи 16.2 КоАП РФ - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в несоблюдении запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация.
Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, выступает порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Субъектом данного правонарушения, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений, в данном случае таким лицом является ООО "Квадро".
Необходимость выполнения той или иной обязанности в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно ст. 11 ТК ТС таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Согласно ст. 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза. таможенное декларирование товаров производиться декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии с п. 2 ст. 180 ТК ТС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза.
В соответствии с п. 1. п. 2 ст. 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения о заявляемой таможенной процедуре, о товарах (наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок, количество в килограммах и других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость, сведения о соблюдении ограничений), а также другие сведения, необходимые для таможенных целей.
Согласно п. 5 ст. 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Согласно пп.8 п. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно пп. 17 п. 4 ст. 4 ТК ТС меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", независимо от иных положений 5 главы данного закона. К ним относятся лицензии, необходимые в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статья 24 данного закона, согласно которому лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случае реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
В соответствии с разделом 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положений о применении ограничений, утвержденных Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 19, действовавшего на момент совершения таможенных операций в отношении товара - растворитель по ДТ N 10309090/110412/0001224, смеси содержащие несколько прекурсоров (толуол и ацетон), подлежат контролю, если суммарная концентрация входящих в состав таких смесей перкурсоров равна или превышает концентрацию, установленную для одного из веществ, величина которой имеет наибольшее значение.
Согласно распоряжению Правительства РФ от 23.09.2010 N 1567-р в Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на ввоз и вывоз наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в торговле с третьими странами, является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Согласно ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС (произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС), а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Положениями ст. 12 ТК ТС определено, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
В соответствии со ст. 16 ТК ТС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза, факт совершения таможенных операций при таможенном оформлении не возлагает на таможенного представителя обязанностей, связанных с соблюдением требований и условий и заявленных таможенных процедур, а так же иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц
Согласно п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Общество не оспаривает факт допущенного им нарушения, в заявлении просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
Порядок привлечения к административной ответственности таможенным органом не нарушен, общество было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении этого дела. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, как верно установил суд первой инстанции оснований для освобождения Общества от ответственности в связи с малозначительностью правонарушения не усматриваются.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10) такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Пунктом 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 установлено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Суд апелляционной инстанции исходит из того, что Общество является профессиональным участником деятельности в области таможенного дела. Суд первой инстанции не установил, какие меры предприняты Обществом для исполнения возложенной законом обязанности, и какие чрезвычайные и объективно непредотвратимые обстоятельства и препятствия, находящиеся вне контроля Общества повлекли за собой невозможность исполнения им публично-правовой обязанности в предусмотренный таможенным законодательством срок".
Центральным таможенным органом учтены все смягчающие обстоятельства и в отношении ООО "Квадро" был назначен штраф в размере низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Отклоняются доводы Общества об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Поскольку состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ не включает в качестве признака объективной стороны наступление общественно опасных последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Заявителя к исполнению своих обязанностей.
В тоже время необходимость выполнения той или иной обязанности в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств -членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно пп. 17 п. 1 ст. 4 ТК ТС меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", независимо от иных положений 5 главы данного закона. К ним относятся лицензии, необходимые в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 24 данного закона, согласно которому лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случае реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1766/2014
Истец: ООО "Квадро"
Ответчик: Центральная энергетическая таможня
Третье лицо: Центральная энергетическая таможня
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10676/14