г. Томск |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А03-3928/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко Н. В.,
судей Бородулиной И. И., Журавлевой В. А.,
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Лачиновой К. А.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камень-на-Оби и Каменском районе Алтайского края
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 мая 2014 года по делу N А03-3928/2014 (судья Музюкин Д. В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алтай" (ОГРН 1102261000203, ИНН 2282004237)
к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камень-на-Оби и Каменском районе Алтайского края
о признании незаконным в части решения от 11.10.2013 N 03206413 РВ 0000927,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алтай" (далее - ООО "Алтай", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Камень-на-Оби и Каменском районе Алтайского края (далее - Управление ПФР, заинтересованное лицо) о признании незаконным в части решения от 11.10.2013 N 03206413 РВ 0000927. В окончательном варианте Общество просило признать оспариваемое решение незаконным в части требования уплаты недоимки в размере 99 762. 35 руб., в части начисления пени по состоянию на 11.10.2013 в размере 17 784,05 руб., в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 19 952,47 руб. (л. д. 87-90).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 12 мая 2014 года требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление ПФР обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что статьей 9 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлен перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Компенсация затрат на питание в вышеуказанной статье не поименована и, следовательно, является объектом обложения страховыми взносами.
Более подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статьи 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 12.08.2013 N 032064 13 ВР 0001155 Управлением ПФР была проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сведений индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов ООО "Алтай" за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
В ходе проверки был выявлен факт неуплаты страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов. В частности, на сумму 689 528,74 руб. в результате не включения в базу для начисления страховых взносов стоимости бесплатного питания работников ООО "Алтай" в 2010-2012 годах (акт проверки от 03.09.2013, л. д. 20-29).
По результатам проверки Управлением ПФР 11.10.2013 вынесено решение N 03206413 РВ 0000927 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым Обществу назначен штраф в размере 22 639,80 руб., начислена пеня по состоянию на 11.10.2013 в размере 20 840,22 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 113 199 руб. (л. д. 9-13).
Не согласившись с указанным решением в части начисления недоимки, пени и штрафов в результате неправомерного включения в базу для начисления страховых взносов стоимости бесплатного питания работников ООО "Алтай" в период: июль 2010-декабрь 2012 года, заявитель обратился в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 года N 212-ФЗ).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Из анализа данной нормы следует, что если выплаты производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, то указанные суммы не являются объектом обложения страховыми взносами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, дополнительным соглашением от 30 июля 2010 года N 1 к коллективному договору ООО "Алтай" на 2010 год, обязанности работодателя, содержащиеся в пункте 5.12 коллективного договора, дополнены следующей обязанностью: "Предоставлять бесплатное питание работникам организации на период посевных и уборочных работ, которые выполняются в полевых условиях, а также работникам животноводства в целях обеспечения бесперебойного осуществления рабочего процесса". Настоящее дополнительное соглашение вступило в силу с момента подписания (л. д. 44).
Дополнительными соглашениями от 20.01.2011 и 02.02.2012 действие коллективного договора ООО "Алтай" на 2010 год было продлено на 2011 и 2012 годы (л. д. 46-47).
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, принятом по результатам пересмотра судебных актов по делу N А62-1345/2012, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, в данном случае Управление ПФР, утверждая о необходимости включения суммы оплаты стоимости питания работников в состав базы для исчисления страховых взносов, в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказало, что названные выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа. Названные выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными Обществом с работниками.
Ссылка подателя жалобы на статью 9 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ, которая, по мнению Управления ПФР, содержит исчерпывающий перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, если согласиться с Управлением ПФР, то отсутствие прямого указания в данной статье на спорные выплаты полностью нивелирует содержание статьи 7 данного закона, императивно устанавливающей, что является объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенных в основу принятого судебного акта, в части эпизода, связанного с доначилением сумм страховых взносов пеней и штрафов с сумм выплат Общества своим работникам компенсации на питание, повторяют позицию Управления ПФР, изложенную в ходе рассмотрения дела, которой судом первой инстанции дана правильная правовая оценка.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, в кассационной жалобе не приведено.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, обстоятельства дела, а также доказательства, представленные участниками арбитражного процесса в обоснование своих требований и возражений на основании статьи 65, 70 АПК РФ, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований Общества.
При изложенных обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку Управление ПФР освобождено от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 мая 2014 года по делу N А03-3928/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
И. И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3928/2014
Истец: ООО "Алтай"
Ответчик: ГУ УПФ РФ в г. Камень-на-Оби и Каменском районе АК