г. Москва |
|
31 июля 2014 г. |
Дело N А40-183247/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.,
при ведении протокола помощником судьи Марновой Ю П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу
"НОТА-Банк" (ОАО)
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.04.2014
по делу N А40-183247/13, принятое судьей Аталиковой З.А. (3-1293)
по иску ООО "Компания Сириус"
(ОГРН 5107746011852, г.Москва, ул. Самотечная, дом 11)
к "НОТА-Банк" (ОАО) (ОГРН 1027739019000, г.Москва, ул. Образцова, дом 31, 3)
о признании недействительными тарифов
при участии:
от истца: Бенедская О.А., по дов. от 09.01.2014;
от ответчика: Васюхин А.В., по дов. от 26.12.2013.
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.04.2014 удовлетворено заявление ООО "Компания Сириус" о признании недействительными тарифов расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой, в "НОТА-банк" (ОАО) (Тариф "Базовый"), утвержденные Финансовым комитетом ОАО "НОТА-Банк" и введенные в действие с 7 апреля 2014 г., в части следующих положений пункта 1.1.3, содержащихся в сноске *, "при непредставлении юридическим лицом, являющимся негосударственной коммерческой или некоммерческой организацией (счет 40702, 40703), в течение 7 рабочих дней по письменному запросу Банка документов и (или) исчерпывающих пояснений (в письменном виде) о характере операций (экономическом смысле), об источниках формирования денежных средств на счетах, об осуществлении налоговых выплат, а также непредставлении документов в случаях, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", либо представлении недостоверных и (или) недействительных документов, комиссия за перевод устанавливается в размере 10 % от суммы перевода за каждый последующий по истечении 7 рабочих дней перевод до момента предоставления Клиентом запрошенных Банком документов (комиссия применяется в отношении однотипных операций, по которым запрашивались документы/информация либо по операциям с указанными контрагентами, а также по операциям перечисления собственных средств на счет, открытый в другой кредитной организации, в том числе при подаче заявления на закрытие счета. Не применяется в отношении бюджетных платежей)".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, "НОТА-Банк" (ОАО) подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. В обоснование этого указывает о спорная комиссия установлена за определенные действия - перевод денежных средств, ст. 4 Федерального закона N 115-ФЗ не ограничивает права банков по установлению комиссий. Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемая комиссия является штрафной, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Представитель "НОТА-Банк" (ОАО) в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель ООО "Компания Сириус" в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15 декабря 2011 г. ОАО "НОТА-Банк" на основании заявления ООО "Компания Сириус" о присоединении к Условиям открытия банковских счетов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и оказания услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, утвержденных правлением ОАО "НОТА-Банк" 25 мая 2011 г., ООО "Компания Сириус" открыт расчетный счет N 40702810006000003603.
Согласно п. 1.2 Условий открытия банковских счетов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и оказания услуг по расчетно-кассовому обслуживанию заявление, поданное ответчику и подписанное собственноручно клиентом, является документом, подтверждающим факт присоединения клиента к Условиям и вместе с Условиями являются договором банковского счета, неотъемлемой частью которого являются Тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в "НОТА-банк" (ОАО).
При этом, условиями договора банковского счета (п. 3.2.4. Условий открытия банковских счетов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и оказания услуг по расчетно-кассовому обслуживанию) предусмотрено право банка в одностороннем порядке вносить изменения в Тарифы.
9 января 2013 г. "НОТА-банк" (ОАО) изменил Тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а именно добавил примечание к пункту 1.1.3.* - * "при непредставлении в течение 7 рабочих дней по письменному запросу Банка документов и (или) исчерпывающих пояснений (в письменном виде) о характере операций (экономическом смысле), об источниках формирования денежных средств на счетах, об осуществлении налоговых выплат, а также непредставлении документов в случаях, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", либо представление недостоверных и (или) недействительных документов, комиссия за перевод устанавливается в размере 10% от суммы перевода (комиссия применяется в отношении однотипных операций, по которым запрашивались документы/информация либо по операциям с указанными контрагентами, а также по операциям перечисления собственных средств на счет, открытый в другой кредитной организации. Не применяется в отношении бюджетных платежей)".
1 ноября 2013 г. Банк изменил Тарифы на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, изложив примечание к пункту 1.1.3.* в следующей редакции - * "при непредставлении юридическим лицом, являющимся негосударственной коммерческой или некоммерческой организацией (счет 40702, 40703), в течение 7 рабочих дней по письменному запросу Банка документов и (или) исчерпывающих пояснений (в письменном виде) о характере операций (экономическом смысле), об источниках формирования денежных средств на счетах, об осуществлении налоговых выплат, а также непредставлении документов в случаях, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", либо представлении недостоверных и (или) недействительных документов, комиссия за перевод устанавливается в размере 10 % от суммы перевода за каждый последующий по истечении 7 рабочих дней перевод до момента предоставления Клиентом запрошенных Банком документов (комиссия применяется в отношении однотипных операций, по которым запрашивались документы/информация либо по операциям с указанными контрагентами, а также по операциям перечисления собственных средств на счет, открытый в другой кредитной организации, в том числе при подаче заявления на закрытие счета. Не применяется в отношении бюджетных платежей)".
В процессе разбирательства по настоящему делу Банком утверждены новые Тарифы расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой, в "НОТА-банк" (ОАО) (Тариф "Базовый"), введенные в действие с 7 апреля 2014 г.
Вместе с тем, оспариваемое ООО "Компания Сириус" примечание осталось прежним.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
В соответствии с п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту, денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В силу пункта 3 статьи 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Согласно сноске * пункта 1.1.3. "при непредставлении юридическим лицом, являющимся негосударственной коммерческой или некоммерческой организацией (счет 40702, 40703), в течение 7 рабочих дней по письменному запросу Банка документов и (или) исчерпывающих пояснений (в письменном виде) о характере операций (экономическом смысле), об источниках формирования денежных средств на счетах, об осуществлении налоговых выплат, а также непредставлении документов в случаях, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", либо представлении недостоверных и (или) недействительных документов, комиссия за перевод устанавливается в размере 10 % от суммы перевода за каждый последующий по истечении 7 рабочих дней перевод до момента предоставления Клиентом запрошенных Банком документов (комиссия применяется в отношении однотипных операций, по которым запрашивались документы/информация либо по операциям с указанными контрагентами, а также по операциям перечисления собственных средств на счет, открытый в другой кредитной организации, в том числе при подаче заявления на закрытие счета. Не применяется в отношении бюджетных платежей)".
Отношения граждан, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма регулируются Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Целью названного Федерального закона является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ оставляет открытым перечень мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, отсылая к иным мерам, принимаемым в соответствии с федеральными законами, а не кредитными организациями или же контролирующими органами.
Кроме того, ни Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", регулирующий публичные правоотношения по созданию правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, ни иные нормативные акты, такой меры как установление индивидуального тарифа в отношении клиентов банка не предусматривают.
В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ).
Следовательно, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что установление в договоре банковского счета комиссии за непредставление клиентом документов и (или) исчерпывающих пояснений либо представление недостоверных и (или) недействительных документов противоречит ст. 4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а следовательно, является ничтожным в силу ст. 168 ГК РФ в редакции, действующей в период изменения банком 9 января 2013 г. Тарифов на расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей введения заключения договора, и может быть признано недействительным в силу ст. 168 ГК РФ в редакции, действующей в период изменения 1 ноября 2013 г. и 7 апреля 2014 г. Тарифов расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, занимающихся частной практикой, в "НОТА-банк" (ОАО) (Тариф "Базовый").
Автор апелляционной жалобы указывает, что ст. 4 Федерального закона N 115-ФЗ не ограничивает права банков по установлению комиссий.
Вместе с тем, Закон N 115-ФЗ, равно как и иные федеральные законы, не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение. Кроме того, взыскание комиссии за непредставление клиентом документов и (или) исчерпывающих пояснений либо представление недостоверных и (или) недействительных документов, формой контроля не является.
Также судебной коллегией отклоняется довод заявителя о несоответствии вывода суда первой инстанции о том, что оспариваемая комиссия является штрафной.
Как следует из оспоренного истцом положения Тарифов, комиссия установлена за непредставление клиентом банка документов и (или) исчерпывающих пояснений либо представление клиентом банка недостоверных и (или) недействительных документов, то есть не за какие-либо действия (деятельность), совершаемые банком, а за действия или бездействие клиента банка.
В данном случае спорная комиссия, как верно указал суд первой инстанции, является одновременно и штрафной, что противоречит существу договора банковского счета, по которому банк оказывает клиенту определенные услуги (принимает и зачисляет поступающие на счет клиента деньги, выполняет распоряжения клиента о перечислении и выдаче денежных средств и т.д.), а клиент оплачивает услуги банка за отдельные согласованные сторонами услуги банка.
Ответчик в суде апелляционной инстанции также обратил внимание на то, что заявитель неправильно сформулировал свои требования, поскольку их удовлетворение повлекло за собой обязанность для банка изменить тарифы, установленные для неопределенного круга лиц.
Вместе с тем, данный довод не свидетельствует о том, что суд принял неправильное решение, поскольку оспариваемые тарифы являются локальным нормативным правовым актом, не имеющим публичного характера, для которых предусмотрена самостоятельная процедура оспаривания (глава 23 АПК РФ).
В данном случае судом рассмотрены требования заявителя применительно к конкретному факту договорных отношений между сторонами в рамках присоединения заявителя 15.12.2011 к Условиям открытия банковских счетов.
К тому же, действующее законодательство не содержит ограничений по рассмотрению таких локальных нормативных правовых актов непубличного характера в рамках обычных исковых судебных процедур.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 25.04.2014 по делу N А40-183247/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л.Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183247/2013
Истец: ООО "Компания Сириус"
Ответчик: "НОТА-Банк"(ОАО), ОАО "НОТА-Банк"