г. Пермь |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А50-422/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г. Н.,
судей Борзенковой И.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
от истца ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738
ИНН 7708709686) - не явились, извещены надлежащим образом;
от ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН 1025900526893, ИНН 5902290900) - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица Министерства социального развития Пермского края - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 21 мая 2014 года
по делу N А50-422/2014,
принятое судьей А.В. Дубовым
по иску ОАО "Федеральная пассажирская компания"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, представляемого Управлением Федерального казначейства по Пермскому краю (ОГРН 1025900526893, ИНН 5902290900),
третье лицо: Министерство социального развития Пермского края
о взыскании убытков,
установил:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 48 070 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 21 мая 2014 года исковые требования открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, ИНН 7708709686) взысканы убытки в сумме 45 402,80 рублей, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1889,02 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Пермского края от 21 мая 2014 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам. По мнению ответчика, суд не учел, что в настоящее время льготы по бесплатному проезду льготных категорий граждан отсутствуют; национальным законодательством льготы заменены на ежемесячные выплаты; истцом не доказана противоправность действий (бездействий) ответчика; в деле отсутствуют доказательства размера убытков; суды неправомерно не приняли во внимание п. 8 Соглашения от 12.03.1993 "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, в период с апреля 2012 по декабрь 2012 общество предоставляло льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с Соглашением от 12.03.1993.
За названный период сумма неполученных обществом в связи с предоставлением льгот денежных средств в соответствии с расчетом истца составила 48 070 рублей.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд, руководствуясь ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), исходил из того, что наличие и размер понесенных истцом убытков подтверждены материалами дела. В связи с неисполнением федеральным законодателем обязанности по урегулированию порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных в соответствии с международным договором, возмещение указанных убытков должно производиться за счет казны Российской Федерации. При этом суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения в размер убытков суммы налога на добавленную стоимость.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу Соглашения от 12.03.1993 "О взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним" (далее - Соглашение) инвалидам Великой Отечественной войны 1 и 2 группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется один раз в год (туда и обратно) право бесплатного проезда по железной дороге на территории государств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Этим же Соглашением транспортные организации обязывались обеспечивать названной категории граждан льготные условия обслуживания, независимо от места проживания граждан.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах в связи с предоставлением льгот на междугородних линиях железнодорожного транспорта подлежат возмещению в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов указанным Федеральным законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения расходов, указанных в вышеназванной статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" устанавливает, что расходы, связанные с реализацией названного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся и в ст. 790 ГК РФ, где установлено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, груза, грузобагажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Таким образом, источником финансирования льгот, предусмотренных Соглашением, является федеральный бюджет, действие данного Соглашения государством не отменено и не приостановлено.
В соответствии с ведомственной классификацией структуры расходов федерального бюджета Минфин является распорядителем средств федерального бюджета по реализации межгосударственных договоров в рамках СНГ, каковым является Соглашение.
Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" для отдельных категорий граждан, в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненным к ним, предусматривались льготы по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте и в виде оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда. Расходование средств на предоставление данных льгот было возложено на органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 указанная льгота для российских граждан отменена. Между тем прежний порядок предоставления льгот для указанных категорий граждан, являющихся гражданами стран СНГ, сохранился в соответствии с действующим Соглашением.
Согласно ст. 5 указанного Соглашения транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от их места проживания.
В силу п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
С учетом изложенного, несмотря на отмену аналогичной льготы для российских граждан, при предоставлении истцом льгот инвалидам Великой Отечественной войны, а также лицам, приравненным к ним, которые являются гражданами СНГ, применяется прежний порядок предоставления указанных льгот в соответствии с действующим международным законодательством и Соглашением.
В силу ч. 2 ст. 15 ГК Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 ГК РФ).
В случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 ГК РФ).
Основанием для приобретения льготного проездного билета в Соглашении указывались удостоверение личности и лист талонов на льготный проезд, которые должны предъявляться в железнодорожную кассу (п. 7).
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила), в соответствии с которыми продажа проездных железнодорожных билетов на поезда местного и дальнего следования производится с помощью АСУ "Экспресс", в которой фиксируется вся необходимая информация о пассажире и представленных им документах, категории льготы, номере удостоверения, маршруте, по которому предоставлен льготный проезд, дате поездки, стоимости проезда и т.д.
Пунктом 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на проездной документ и прилагаемых к отчету билетного кассира.
Судом первой инстанции установлен факт предоставления Обществом льгот, что подтверждается купонами кассира и отрывными талонами в отношении граждан, которым был предоставлен льготный проезд железнодорожным транспортом, данными автоматизированной системы продажи пассажирских билетов, реестром (АСУ Экспресс).
Названные документы содержат необходимые в соответствии с требованиями Правил перевозки данные, позволяющие определить лицо, имеющее право на льготный проезд, в том числе номер удостоверения, фамилию, маршрут движения и так далее. При этом, как правильно указал суд, документы, свидетельствующие о соответствующей компенсации указанных льгот из федерального бюджета, Минфином не представлены, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Российская Федерация, подписав Соглашение, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан и тем самым приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета, но реализацию льгот не обеспечила, суд пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Минфина за счет казны Российской Федерации убытков в сумме 45 402 руб. 80 коп.
Нормы материального права применены судом по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного оснований для отмены решения Арбитражного суда Пермского края от 21 мая 2014 года не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 21 мая 2014 года по делу N А50-422/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удостоверения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-422/2014
Истец: ОАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПАССАЖИРСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю
Третье лицо: Министерство социального развития Пермского края