г. Чита |
|
01 августа 2014 г. |
Дело N А19-3233/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.А. Сидоренко, Г.Г. Ячменёва, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Ангарский лес" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 мая 2014 года по делу N А19-3233/2014 по заявлению Закрытого акционерного общества "Ангарский лес" (юридический адрес: 666351 Иркутская область, Усть-Удинский район, рабочий поселок Усть-Уда, улица Лесная, 3; ОГРН 1023802770672, ИНН 3842000896) к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей" (юридический адрес: 664025 Иркутская область, город Иркутск, улица Свердлова, 1; ОГРН 1033801004049, ИНН 3808023910) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности
суд первой инстанции, судья Ермакова Е.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Сухорученко В.А., представителя по доверенности от 21.01.2014;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, закрытое акционерное общество (ЗАО) "Ангарский лес", обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению (ФБУ) "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей" о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на судно: Плавкран стр. N 899, регистровый N 232551, проект N 81040, год и место постройки: 1990 завод "Теплоход", место сборки Иркутское РЭБ 1992 год класс судна "О" в Государственном судовом реестре Российской Федерации, изложенный в письме N 1-224 от 07.02.2014 ФБУ "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей"; об обязании ФБУ "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей" совершить действия по государственной регистрации права собственности ЗАО "Ангарский лес" на судно: 1990 завод "Теплоход", место сборки Иркутское РЭБ 1992 год класс судна "О" в Государственном судовом реестре Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции 16 мая 2014 заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждается, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, пояснив, что суд первой инстанции неправомерно не применил п. 62 постановления Пленума ВАС РФ N 10/22 от 29.04.2010, а также дал неправильную оценку имеющимся в деле документам.
Представитель ФБУ "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей" в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление 67200276628303.
Представленным ходатайством ФБУ "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей" просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу ФБУ "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 27.06.2014.
Согласно пункту 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, 28.01.2014 ЗАО "Ангарский лес" обратилось в отдел регистрации судов Федерального бюджетного учреждения "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей" с заявлением о регистрации права собственности в Государственном судовом реестре (Восточно-Сибирский бассейн) на судно Плавкран стр. N 899 (т.1, л. 93).
Как следует из Расписки в получении документов на осуществление регистрационных действий заявителем были представлены следующие документы: заявление (т. 1, л. 93), платежное поручение от 18.12.2013, договор от 05.01.2005 N 01/01 (т. 1, л. 21), акт о передаче судна в собственность покупателя от 10.10.2008 (т. 1, л. 26), акт приема-передачи плавкрана от 12.05.2006 (т. 1, л. 25), заявление от 27.01.2006, протокол зачета взаимной задолженности от 07.02.2006, акт сверки взаимных расчетов от 10.10.2008 (т. 1, л. 27), платежное поручение N 495 от 06.10.2008, свидетельство о классификации от 31.07.2013 (т. 1, л. 34), свидетельство о годности к плаванию от 19.04.1999 (т. 1, л. 28), выписка из ЕГРЮЛ.
07 февраля 2017 года Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей", руководствуясь пунктом 8 статьи 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пунктом 37 Правил государственной регистрации судов (Правила), утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26.09.2001 N 144, отказало Закрытому акционерному обществу "Ангарский лес" в государственной регистрации права собственности на Плавкран стр. N899 (т. 1, л. 19).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Общество, принимая во внимание, вступившие в силу решения Арбитражного суда Иркутской области по делу от 02.07.2013 N А19-7494/2013 и от 01.11.2013 N А19-10980/2013 пришло к выводу, что указанный отказ нарушает его права и законные интересы, поскольку лишает его права на соответствующее оформление права на приобретенное в законном порядке имущество, подлежащее государственной регистрации.
Статья 130 Гражданского кодекса устанавливает, что к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Статьей 15 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, установлено, что право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов (ч. 2).
Право собственности на судно, строящееся на территории Российской Федерации, может быть приобретено с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре или Российском международном реестре судов (ч. 3).
Статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, установлено, что судно подлежит государственной регистрации, в данном случае в Государственном судовом реестре.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно (ч. 4).
Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (ч. 5).
Статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, установлено, что государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Статьей 18 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, установлено, что основаниями государственной регистрации судна и прав на него являются:
акты, изданные органами государственной власти в пределах их компетенции;
договоры и другие сделки в отношении судна, совершенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
свидетельство о праве на наследство;
вступившее в законную силу решение суда;
свидетельства о правах на судно, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1).
Проверка юридической силы представленных для государственной регистрации судна правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию судна (ч.2).
Статьей 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, установлено, что государственная регистрация судна в Государственном судовом реестре осуществляется на основании заявления правообладателя и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами государственной регистрации судов. Регистрирующий орган не вправе запрашивать у заявителя представления документов, которые находятся в распоряжении данного регистрирующего органа, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. В этом случае регистрирующий орган самостоятельно запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях (ч.1).
Порядок осуществления государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре определяется правилами государственной регистрации судов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (ч.2).
Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, в течение месяца со дня получения заявления правообладателя с просьбой о государственной регистрации судна рассматривает его и принимает решение о государственной регистрации судна или об отказе в такой регистрации (ч.3).
После внесения записи в Государственный судовой реестр заявителю выдается свидетельство о праве собственности на судно или об ином вещном праве. При внесении записей в Государственный судовой реестр о других имущественных правах лицу, по заявлению которого вносятся такие записи, выдается выписка из данного реестра, подтверждающая внесение записей (ч.5).
Орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, вправе отказать в государственной регистрации, если:
право на судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом;
заявление о государственной регистрации судна подало ненадлежащее лицо;
формы и содержание документов, представленных для государственной регистрации судна, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (ч.8).
Отказ в государственной регистрации судна может быть обжалован заинтересованным лицом в суд или арбитражный суд (ч.9).
Приказом Минтранса РФ от 26.09.2001 N 144 (ред. от 08.02.2010) утверждены Правила государственной регистрации судов.
Пунктом 40 указанных Правил установлено, что для государственной регистрации судна и прав на него в Государственном судовом реестре Российской Федерации к заявлению (приложение N 1) должны быть приложены следующие документы:
- правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие);
- мерительное свидетельство (для судов смешанного (река - море) плавания);
- свидетельство о годности к плаванию;
- классификационное свидетельство.
Для регистрации отдельного типа судов необходимы и другие документы, если они предусмотрены законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно материалам дела, обществом к заявлению от 28.01.2014 были приложены: платежное поручение об уплате государственной пошлины; договор от 01/01 от 05.01.2005 (т. 1, л. 21), акт передачи судна в собственность покупателя от 10.10.2008 (т. 1, л. 26), акт приема-передачи плавкрана от 12.05.2008 (т. 1, л. 25), платежное поручение N 69 от 07.02.2006, протокол зачета взаимной задолженности от 07.02.2006, акт сверки взаимных расчетов (т. 1, л. 27), платежное поручение N 495 от 06.10.2008, свидетельство о классификации от 31.07.2013 (т. 1, л. 28),, свидетельство о годности к плаванию (т. 1, л. 34), выписка из ЕГРЮЛ.
Оценивая указанные документы, суд апелляционной инстанции считает, что они полностью соответствуют формальным требованиям ст. 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и п. 40 Правила государственной регистрации судов.
Из материалов дела следует, что основанием отказа заявителю в регистрации права явилось то, что указанное судно не зарегистрировано в государственном судовом реестре, как и права продавца указанного судна (т.1, л. 20).
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, заявитель приобрел указанное судно по названному договору у ОАО "Ангара", которое на момент обращения заявителя в государственный орган ликвидировано. Между тем, из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что право ОАО "Ангара" на указанное судно вытекает из плана приватизации 1992 года.
В указанный период право на суда регулировалось Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, поскольку Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации вступил в действие 12.03.2001.
Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, было установлено, что эксплуатируемые на внутренних судоходных путях самоходные суда с главными двигателями мощностью не менее 75 л.с. и несамоходные суда валовой вместимостью не менее 80 регистровых тонн, кроме военных судов, спортивных судов и судов, принадлежащих гражданам, подлежат внесению в судовой реестр бассейновых судоходных инспекций Министерства речного флота РСФСР и органов управления речным транспортом других союзных республик (приписке).
Другие суда (в том числе эксплуатируемые на внутренних водных путях, не вошедших в перечень внутренних судоходных путей), находящиеся в ведении Министерства речного флота РСФСР и органов управления речным транспортом других союзных республик, регистрируются в судовых книгах указанных бассейновых судоходных инспекций.
Всем судам, подлежащим внесению в судовой реестр и судовые книги, присваиваются названия или номера (п. 26).
После приписки судна владельцу его выдается судовое свидетельство, которое удостоверяет право плавания под флагами СССР и союзной республики и право собственности на судно или право пользования им (п. 27).
Как следует из общих принципов гражданского права и Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, право собственности на суда возникшее до его введения в силу признается государством, при этом право собственности на день создания судна возникало не с момента какой-либо регистрации, а в силу гражданско-правовой сделки, приватизации, что подлежало отражению в судовом реестре, после чего судно получало номер или название, затем могло быть приписано, после чего владелец получал свидетельство о собственности.
Таким образом, на момент приобретения продавцом судна, право собственности на суда не было связано с регистрацией такого права в государственном судовом реестре. Введение Гражданским кодексом обязанности по регистрации права на суда, не лишало ОАО "Ангара" такого права возникшего ранее.
Как следует из материалов дела, право собственности на указанное судно возникло у заявителя на основании сделки, договора от 05.01.2005 года, данное обстоятельство подтверждается материалами дела и подтверждено вступившим в силу решением суда по делу N А19-7494/2013 от 02.07.2013. Указанный договор не подлежит государственной регистрации, не признан ничтожным либо недействительным.
Названная сделка сторонами исполнена, что не оспаривается сторонами по делу. При этом, как следует из материалов дела, а именно документов о реорганизации и приватизации ЛПХ Усть-Удинский, ЗАО "Ангара" и ОАО "Ангара" (т. 1, л. 88-92, 94-103), а также данных речного регистра, который вместе государственным реестром судов ранее вели Инспекции (Восточно-Сибирская), реорганизованная в Администрацию, согласно которого названное судно 09.06.1992 было поставлено на учет в ФГУ Российский речной регистр филиал Восточно-Сибирская инспекция (т. 1, л. 33, оборотная сторона), ОАО "Ангара" отражалась в документах выданных Восточно-Сибирской инспекции как судовладелец (т. 1, л. 37, 38, 84, 85,86).
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание вступившее в силу решение Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-10980/2013 от 01.11.2013 в котором суд, отказывая ЗАО "Ангарский лес" в признании права собственности на судно: Плавкан стр. N 899, регистровый номер 232551, проект N 81040, год и место постройки: 1990 завод "Теплоход", место сборки Иркутское РЭБ 1992 год, класс судна "О", сослался на пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в котором указано, что если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (часть 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать следующее. Покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя.
При этом суд по указанному делу указал, что Пленумом Высшего Арбитражного Суда в сходных обстоятельствах определен специальный способ защиты права - посредством обжалования отказа государственного регистратора.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что заявителем использованы все способы защиты нарушенных прав, считает удовлетворить требования заявителя исходя из следующего.
Обществом формальные требования ст. 19 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и п. 40 Правил государственной регистрации судов выполнены, названные документы представлены. Указанные правила, не устанавливают требований представления заявителем заявлений продавца или каких-либо иных документов, включая свидетельства о праве собственности продавца.
Имеющиеся документы в деле свидетельствуют, что указанное судно было построено и эксплуатировалось ОАО "Ангара"- стороной по сделке, ликвидированного к моменту регистрации права заявителем, что является единственным препятствием в регистрации такого права. То обстоятельство, что в государственном судовом реестре отсутствуют сведения о регистрации указанного судна в соответствии со ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не свидетельствует о том, что указанные сведения туда не могут быть внесены на основании документов представленных заявителем.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое заявителем решение нарушает его права и законные интересы в силу чего, выводы суда первой инстанции являются ошибочными, в связи с чем, апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене в порядке ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей" в пользу ЗАО "Ангарский лес" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000, уплаченной по платежным поручениям N 1893 от 26.03.2014 года (т.1,л.д.10), N 2281 от 09.06.2014 (т.1,л.д.128).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "16" мая 2014 года по делу N А19-3233/2014 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Федерального бюджетного учреждения "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей" изложенный в письме N 1-224 от 07.02.2014 в государственной регистрации права собственности на судно: Плавкран стр. N 899, регистровый N 232551, проект N 81040, год и место постройки: 1990 завод "Теплоход", место сборки Иркутское РЭБ 1992 год класс судна "О" в Государственном судовом реестре Российской Федерации, как не соответствующий Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ.
Обязать Федеральное бюджетное учреждение "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей" (юридический адрес: 664025 Иркутская область, город Иркутск, улица Свердлова, 1; ОГРН 1033801004049, ИНН 3808023910) устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Ангарский лес" (юридический адрес: 666351 Иркутская область, Усть-Удинский район, рабочий поселок Усть-Уда, улица Лесная, 3; ОГРН 1023802770672, ИНН 3842000896) путем регистрации права собственности на судно: Плавкран стр. N 899, регистровый N 232551, проект N 81040, год и место постройки: 1990 завод "Теплоход", место сборки Иркутское РЭБ 1992 год класс судна "О" в Государственном судовом реестре Российской Федерации, в течение двух месяцев с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
Взыскать с Федерального бюджетного учреждения "Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей" (юридический адрес: 664025 Иркутская область, город Иркутск, улица Свердлова, 1; ОГРН 1033801004049, ИНН 3808023910) в пользу ЗАО "Ангарский лес" (юридический адрес: 666351 Иркутская область, Усть-Удинский район, рабочий поселок Усть-Уда, улица Лесная, 3; ОГРН 1023802770672, ИНН 3842000896) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
В.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3233/2014
Истец: ЗАО "Ангарский лес"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АДМИНИСТРАЦИЯ БАЙКАЛО-АНГАРСКОГО БАССЕЙНА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ"
Хронология рассмотрения дела:
01.08.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3128/14