г. Санкт-Петербург |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А56-70920/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13848/2014) Владивостокской таможни Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2014 по делу N А56-70920/2013 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Морская спасательная служба"
к Владивостокской таможне Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы
об оспаривании постановления
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Морская спасательная служба" (далее - Учреждение) - правопреемник Федерального государственного унитарного предприятия "Балтийское Бассейновое аварийно-спасательное управление" (далее - Предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Владивостокской таможни от 28.10.2013 N 10702000-111/2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 17.03.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Представители сторон в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 06.06.2012 по 17.09.2012 Предприятие являлось фрахтователем судна "Напористый" на основании заключенного с индивидуальным предпринимателем Абдуллаевым Д.К. договора. Данное судно арендовано для доставки специализированной баржи из порта Пусан (Южная Корея) для ее участия в спасательной операции (район работ - Чукотская АО) с заходом в порт Петропавловск-Камчатский. Договором определено, что днем и временем окончания оказания услуг по предоставлению судна считается день и время его прихода в порт базирования Владивосток.
При прибытии судна в порт Петропавловск-Камчатский, Камчатской таможней в ходе проведения таможенного досмотра в буксируемой барже обнаружены не учтенные товары (8 бутылок водки, 15 блоков сигарет, 10 банок пива). Указанные товары внесены капитаном судна в декларацию о судовых припасах и помещены в каюту N 23, которая была опечатана с наложением средства таможенной идентификации.
17.09.2012 судно "Напористый" прибыло в порт Владивосток для его передачи владельцу. 26.09.2012 между фрахтователем и судовладельцем составлен акт приема-передачи судна.
26.02.2013 должностным лицом отдела специальных таможенных процедур таможенного поста "Морской порт Владивосток" Владивостокской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10702000-111/2013 в отношении неустановленного лица по части 1 статьи 16.9 КоАП России.
Основаниями для возбуждения дела явились следующие обстоятельства: 04.10.12 во Владивостокскую таможню поступило заявление ЗАО "РИМСКО" по факту нарушения средства таможенной идентификации, наложенного должностным лицом Камчатской таможни 05.07.2012 на каюту N 23 МБС "Напористый" с находящимися там товарами (спиртной продукцией, сигаретами), внесенными в декларацию о судовых припасах, следовательно, являющиеся товарами, находящимися под таможенным контролем.
В ходе проверки данного факта, 09.10.2012 должностным лицом Владивостокской таможни проведен таможенный осмотр судна "Напористый", по результатам проведения которого установлено, что средство таможенной идентификации, наложенное на каюту N 23, нарушено; товары, подлежащие таможенному контролю, отсутствуют.
Таможенным органом сделан вывод о том, что перевозчик товаров нарушил требования статей 96, 365 ТК ТС, что свидетельствует о наличии в его действиях признаков административного правонарушения, выразившегося в утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
После проведения административного расследования должностным лицом таможни составлен протокол об административном правонарушении от 26.08.2013. Поскольку сведения о субъекте административной ответственности поступили в материалы дела 26.08.2013, законный представитель Предприятия надлежащим образом не уведомлен о времени и месте составления протокола по делу об АП N 10702000-111/2013. Составленный протокол об административном правонарушении возвращен в связи с неполнотой материалов дела.
17.09.2013 таможенным органом в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 28.10.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении N 10702000-111/2013 оспорено Учреждением (правопреемником Предприятия) в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из недоказанности таможенным органом вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.
Изучив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за недоставку товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем.
Согласно статье 150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза. Для отдельных категорий товаров, в том числе припасов, товаров для личного пользования, транспортных средств международной перевозки, настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности их перемещения через таможенную границу.
В соответствии со статьей 4 ТК ТС под припасами понимаются товары:
- необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания "река - море", судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;
- предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов, воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах, независимо от того, продаются эти припасы или нет;
- предназначенные для продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
Особенности совершения таможенных операций в отношении припасов установлены в главе 50 ТК ТС.
Перемещение припасов через таможенную границу осуществляется в соответствии с положениями настоящей главы, а в части, не урегулированной настоящей главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством таможенного союза. Перемещение припасов через таможенную границу осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (статья 363 ТК ТС).
В соответствии со статьей 364 ТК ТС таможенные операции в отношении припасов при ввозе на таможенную территорию таможенного союза производятся в местах прибытия, при вывозе с таможенной территории таможенного союза - в местах начала международной перевозки либо местах убытия.
Припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры (часть 2 ст. 364 ТК ТС).
Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации при таможенном декларировании припасов, определяется решением Комиссии таможенного союза.
Статьей 365 ТК ТС определен порядок использования припасов. Припасы, предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажей водных судов, и припасы, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания этих судов, могут потребляться и использоваться на этих судах во время их нахождения на таможенной территории таможенного союза в количестве, соответствующем численности пассажиров и членов экипажей, а также продолжительности стоянки, в том числе во время ремонта водных судов в доке, на верфи или судоремонтном заводе, если экипажи на это время не покидают судна. Таможенные органы вправе обязать перевозчика принять меры, необходимые для обеспечения соблюдения условий использования припасов, предусмотренных настоящей главой, во время нахождения водных судов, воздушных судов или поездов на таможенной территории таможенного союза. По решению таможенного органа место, в котором хранятся припасы, может быть опечатано путем наложения таможенных пломб и печатей. Припасы могут с разрешения таможенного органа временно выгружаться, передаваться соответственно на другие суда или в другие поезда, осуществляющие международные перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, если соблюдаются условия, предусмотренные главой 50 ТК ТС. Использование припасов в целях, не предусмотренных настоящей главой, допускается при их помещении под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо подлежит административной ответственности за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
По смыслу данных норм для привлечения к административной ответственности, в том числе за административное правонарушение по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ, необходима совокупность доказанных фактов совершения противоправных действий (бездействия) по невыполнению требований таможенного законодательства, виновность в совершении этих действий, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) и утратой груза.
В данном случае вопросы о наличии события, состава правонарушения и виновности Предприятия подлежат разрешению исходя из совокупности имеющихся в деле документов, собранных в рамках административного расследования, представленных участниками спора в ходе судопроизводства.
Согласно пункту 3 статьи 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об недоказанности вины лица, привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
При этом суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Из объяснений капитана судна "Напористый" следует, что алкогольная продукция и сигареты были оставлены на борту судна в порту Пусан грузовым агентом, который осуществлял грузовые операции, связанные с транспортировкой спасательной баржи. В связи с этим, данные товары не были указаны ни в каких документах при переходе судна из п. Пусан до п. Петропавловск-Камчатский. Предприятие не являлось перевозчиком спорного товара. При прибытии судна в п. Петропавловск-Камчатский при таможенном оформлении судна таможенный наряд сказал заявить указанные товары в декларации о судовых припасах. Капитан судна заявил указанные товары в соответствующей декларации. После прибытия судна в порт Владивосток для его передачи владельцу (ИП Абдуллаеву Д.К.), все члены экипажа судна, за исключением капитана, покинули его. Но по сложившимся обстоятельствам собственник судна не принял МБС "Напористый". Ориентировочно 19.09.2012 капитан судна сообщил о том, что средства таможенной идентификации, наложенные таможенным органом, нарушены неизвестными лицами. При этом в каюту N 23 неизвестные лица не проникли, алкоголь и сигареты находились в неизменном состоянии. Сохранность спорного товара, находившегося под таможенным контролем, была обеспечена капитаном до его фактического списания с судна, т.е. по 26.09.2012.
В соответствии с актом приема-передачи от 26.09.2012 буксир передан судовладельцу. Только на следующий день - 27.09.2012 комиссией судовладельца составлен акт комиссионного приема-передачи МБС "Напористый", в котором зафиксирован факт повреждения пломбы таможенных властей морского порта Петропавловск-Камчатский и вскрытия каюты N 23, а также отсутствие описи бондового товара на борту.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В данном случае таможенный орган не представил бесспорных доказательств вины заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2014 по делу N А56-70920/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-70920/2013
Истец: ФГБУ "Морская спасательная служба"
Ответчик: Федеральная таможенная служба Дальневосточное таможенное управление Владивостокская таможня