г. Чита |
|
5 августа 2014 г. |
Дело N А19-5200/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 августа 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2014 года по делу N А19-5200/2014 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Областная больница N 2" о взыскании 147 066 руб. 49 коп. штрафа (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.),
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное) (ОГРН 1038500601314, ИНН 8506008175, 669001, Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, пер. Коммунальный, 11, далее - Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница N 2" (ОГРН 1028500601865, ИНН 8506004660, 669001, Иркутская область, Эхирит-Булагатский район, п. Усть-Ордынский, ул. Кирова, 41, далее - Учреждение, ОГБУЗ "Областная больница N 2") штрафа в сумме 147 066 руб. 49 коп. за непредставление плательщиком страховых взносов в установленные сроки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов за 1 квартал 2013 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение Пенсионного фонда о привлечении к ответственности было принято в отношении ОГБУЗ "Эхирит-Булагатская районная больница" после завершения процедуры реорганизации, следовательно, вынесено в отношении юридического лица, прекратившего свою деятельность. Таким образом, обязанность по уплате суммы штрафных санкций на Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница N 2" как на правопреемника возложена быть не может.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Пенсионный фонд указывает, что согласно части 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организация уплаты страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Согласно части 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединённого юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ ОГБУЗ "Областная больница N 2" 19 апреля 2013 года внесены сведения о начале реорганизации в форме присоединения другого юридического лица ОГБУЗ "Эхирит-Булагатская районная больница".
Пенсионный фонд ссылается, что ОГБУЗ "Областная больница N 2" было представлено в материалы дела распоряжение от 29 марта 2013 года N 113-рп, подписанное Губернатором Иркутской области "О реорганизации областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница N 2", где прописано одним из пунктов осуществить все юридические действия, связанные с реорганизацией Учреждения, в срок до 26 августа 2013 года, что говорит о том, что ОГБУЗ "Областная больница N 2" могла повлиять на ОГБУЗ "Эхирит-Булагатская районная больница" по сдаче отчетности.
Учреждение представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 21.06.2014. Лица, участвующие в деле своих представителей для участия в судебное заседание не направили, Пенсионный фонд известил суд о возможности рассмотрения дела в отсутствие своих представителей.
Судом апелляционной инстанции на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 29 июля 2014 года, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.07.2014. После перерыва лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Пенсионным фондом проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов - ОГБУЗ "Эхирит-Булагатская районная больница" правопреемник ОГБУЗ "Областная больница N 2", на основе представленного 30.05.2013 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС за 1 квартал 2013 года (РСВ-1).
10.09.2013 в результате проведенной проверки УПФ выявлен факт нарушения требований пункта 2 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ - непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета, а именно при установленном сроке предоставления расчета за 1 квартал 2013 года - 15.05.2013, расчет представлен 30.05.2013, о чем составлен акт от 10.09.2013 N04810630004065.
Решением Управления Пенсионного фонда от 10.10.2013 N 04810613 РК 0007505 ОГБУЗ "Эхирит-Булагатская районная больница" правопреемник ОГБУЗ "Областная больница N 2" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ, за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета в виде штрафа в сумме 147 066 руб. 49 коп.
Требованием N 04810640199854 от 22.11.2013 г. ОГБУЗ "Эхирит-Булагатская районная больница" правопреемник ОГБУЗ "Областная больница N 2" было предложено произвести уплату штрафа в добровольном порядке.
В связи с неуплатой штрафа Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о его взыскании в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.
В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Привлечение к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, осуществляется органами контроля за уплатой страховых взносов (часть 2 статьи 40 названного Федерального закона).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающим у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб.
В соответствии со статьей 18 Закона N 212-ФЗ взыскание штрафа в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам проведенной камеральной проверки представленного 30.05.2013 Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Эхирит-Булагатская районная больница" расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (Форма РСВ-1) за 1 квартал 2013 года, Пенсионным фондам установлено нарушение срока представления данного расчета, что послужило основанием для принятия решения от 10.10.2013 N 048 106 13 РК 0007505 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в сумме 147 066 руб. 49 коп.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Эхирит-Булагатская районная больница" прекратило свою деятельность 28.08.2013 при реорганизации в форме присоединения к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Областная больница N 2".
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации на правопреемника реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.
Суд первой инстанции правильно исходил из того, что, в отсутствие в ЗаконеN 212-ФЗ норм, регулирующих спорные правоотношения, указанные положения Налогового кодекса РФ подлежат применению по аналогии к рассматриваемым правоотношениям.
Как следует из материалов дела, правонарушение совершено Областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Эхирит-Булагатская районная больница" в мае 2013 года, то есть до его реорганизации в форме присоединения к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Областная больница N 2". Согласно решению Пенсионного фонда от 10.10.2013 N 048 106 13 РК 0007505 к ответственности на основании пункта 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 147 066 руб. 49 коп. привлечено Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Эхирит-Булагатская районная больница". При этом в решении пенсионного фонда указаны регистрационный номер в органе контроля за уплатой страховых взносов 048106000439, ИНН 8506004685 реорганизованного юридического лица ОГБУЗ "Эхирит-Булагатская районная больница".
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что решение Пенсионного фонда принято после завершения реорганизации и вынесено в отношении юридического лица, прекратившего свою деятельность. Обязанность по уплате суммы штрафных санкций на Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница N 2" как на правопреемника возложена быть не может.
В соответствии с пунктом 16 статьи 15 Закона N 212-ФЗ, в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Таким образом, данная норма Закона N 212-ФЗ не устанавливает ответственность правопреемника за правонарушения, совершенные правопредшественником. Она предусматривает переход к правопреемнику обязанности правопредшественника уплатить страховые взносы, а также представить расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. Таким образом, данные положения соответствуют нормам Гражданского кодекса РФ о переходе к правопреемнику тех прав и обязанностей, которые имелись у правопредшественника до момента завершения процедуры его реорганизации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 212-ФЗ, нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов, за которое настоящим Федеральным законом установлена ответственность.
Согласно пункту 1 статьи 41 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ответственность за совершение правонарушений несут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусматривает ответственности лица за правонарушение, которое оно не совершало, то есть ответственности при отсутствии вины.
На основании изложенного и исходя из системного толкования приведенных выше норм права для возникновения обязанности правопреемника по уплате штрафных санкций необходимо наличие решения о привлечении присоединяемого лица к ответственности, принятого до его реорганизации, а правопреемник обязан уплатить штраф за совершение правонарушения правопредшественником только в случае, если такой штраф был наложен до завершения процесса реорганизации.
Материалами проверки не подтверждается, что в отношении Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница N 2" была установлена вина в несвоевременном представлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (Форма РСВ-1), представленного реорганизованным лицом в орган контроля 30.05.2013 до завершения процедуры реорганизации.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для взыскания с ответчика штрафа за непредставление плательщика страховых взносов в установленные сроки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов за 1 квартал 2013 года, является законным и обоснованным.
Доводы Пенсионного фонда о том, что ОГБУЗ "Областная больница N 2" могло повлиять на сдачу отчетности ОГБУЗ "Эхирит-Булагатская районная больница", подлежат отклонению, как не влияющие на правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного у суда первой инстанции имелись достаточные основания для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы фонда являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и не опровергают правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2014 года по делу N А19-5200/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5200/2014
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в Усть-Ордынском Бурятском округе Иркутской области (межрайонное)
Ответчик: ОГБУ здравоохранения "Областная больница N2"