город Омск |
|
17 июля 2014 г. |
Дело N А46-415/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-4615/2014) Министерства природных ресурсов и экологии Омской области
на решение Арбитражного суда Омской области от 18.04.2014 по делу N А46-415/2014 (судья Пермяков В.В.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговая Группа "Омскторгсервис" (ОГРН 1025500528943, ИНН 5502047227)
к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области
о признании незаконными и отмене постановлений N 7/31-ПР от 17.12.2013, N 7/32-ПР от 17.12.2013,
при участии в деле, - Прокурора Саргатского района Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства природных ресурсов и экологии Омской области - Шувалова Татьяна Юрьевна (паспорт серия 5205 N 320082 выдан 23.05.2006, по доверенности N ИСХ-14/МПР-3300 от 03.07.2014 сроком действия до 31.12.2014);
от общества с ограниченной ответственностью "Торговая Группа "Омскторгсервис" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Прокурора Саргатского района Омской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая Группа "Омскторгсервис" (далее - ООО "Торговая Группа "Омскторгсервис") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Минприроды Омской области) о признании незаконными и отмене постановлений N 7/31-ПР от 17.12.2013, N 7/32-ПР от 17.12.2013.
Решением от 18.04.2014 по делу N А46-415/2014 требования заявителя были удовлетворены, поскольку материалами дела не подтвержден факт совершения Обществом вменённого ему административного правонарушения, а именно в материалах дела отсутствуют доказательства выброса Обществом, посредством использования газового отопительного котла, вредных веществ в концентрациях, позволяющих квалифицировать такие выбросы как загрязняющие вещества в смысле закона "Об охране окружающей среды".
В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что согласно положениям Закона N 7-ФЗ и Закона N 96-ФЗ отнесение вещества к вредному (загрязняющему) не поставлено в зависимость от количества (концентрации) такого вещества. Концентрация имеет значение лишь для того, чтобы не допустить ее превышение, поскольку в случае, если она будет превышена, то вредные (загрязняющие) вещества окажут негативное воздействие и на здоровье человека, и на окружающую среду.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Торговая Группа "Омскторгсервис", Прокурора Саргатского района Омской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой Саргатского района Омской области была проведена проверка соблюдения ООО "Торговая Группа "Омскторгсервис" требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, в ходе которой установлено, что Общество в процессе осуществления торговой деятельности по адресу: Омская область, Саргатский район, р.п.Саргатское, ул.Октябрьское, д.6, эксплуатирует источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - отопительный котел, в качестве топлива использует газ. Котел отапливает помещение магазина. Плата за негативное воздействие на окружающую среду за 1,2, 3 квартал 2013 года Обществом внесена не была.
25.11.2013 прокуратурой Саргатского района Омской области были вынесены постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 8.1 КоАП РФ и 8.41 КоАП РФ.
17 декабря 2013 года главным специалистом межрайонного сектора управления государственного экологического надзора Минприроды Омской области Мотайловым В.А. были вынесены постановления:
- N 7/31-ПР о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 50 000 рублей,
- N 7/32-ПР о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде взыскания штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая Группа "Омскторгсервис", полагая, что данные постановления являются необоснованными и незаконными, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об их отмене.
Решением от 18.04.2014 по делу N А46-415/2014 требования заявителя были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.
Статья 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность должностных лиц за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из содержания оспариваемых постановлений следует, что Обществу вменяется несоблюдение экологических требований при эксплуатации здания и невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Минприроды Омской области связывает обязанность заявителя по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду с выбросом Обществом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарного источника - газового котла. Как следует из пояснений заинтересованного лица, стационарный источник производит выбросы вредных веществ в атмосферный воздух: оксид азота, диоксид азота, оксид серы, бенз(а)пирен и прочее. Согласно дополнительного соглашения к договору поставки газа от 15.12.2010 N 36-4-1246 в 2012 году ООО "Торговая Группа "Омскторгсервис" потребило 6000 куб.м. газа.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Согласно статье 28 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", за загрязнение окружающей среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с действующим законодательством.
В силу статьи 16 Закона "Об охране окружающей среды", негативное воздействие на окружающую среду, к видам которого относится, наряду с иными, выбросы загрязняющих веществ и иных веществ в атмосферный воздух, является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Пунктом 9 названного постановления предусмотрено, что перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет понятие "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая вышеназванные законоположения, суд первой инстанции правомерно указал, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих, необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы. Выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.
В противном случае факт выброса хозяйствующим субъектом вредных веществ в атмосферный воздух в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха нельзя считать доказанным.
Приведенная выше правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.05.11 г. N 17254/10 по делу N А03-3457/2010. В этом же Постановлении Президиум ВАС РФ указал, что содержащееся в названном Постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Административный орган в любом случае обязан установить, что конкретное выбрасываемое в атмосферный воздух вещество подпадает под приведенное в статье 1 Закона N 96-ФЗ определение понятия: "загрязняющее вещество", и что выброс этого вещества соответствует тому, что законодатель понимает согласно статье 1 Закона N 96-ФЗ под: "загрязнением атмосферного воздуха".
В ходе проверки ООО "Торговая Группа "Омскторгсервис" было установлено, что последнее осуществляет деятельность магазина. Теплоснабжение помещения осуществляется с помощью газового котла. При этом административным органом не установлено, связана ли деятельность Общества по оказанию услуг магазина с воздействием на окружающую среду. Вывод Минприроды Омской области о том, что от отопительного котла происходит выброс загрязняющих веществ, надлежащими доказательствами не подтвержден.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что Общество осуществляет деятельность, в результате которой происходит воздействие на окружающую среду, подпадающее под виды негативного воздействия, постольку суд первой инстанции обоснованно заключил о недоказанности административным органом факта наличия в действиях Общества событий вмененных ему административных правонарушений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, не подтверждены отвечающими требованиям Главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при правильном применении норм материального права, и не могут быть признаны основанием к отмене или изменению обжалуемого решения. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции, не имеется.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 18.04.2014 по делу N А46-415/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-415/2014
Истец: ООО "Торговая группа "Омскторгсервис"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Омской области
Третье лицо: Прокуратура Саргатсткого района Омской области