город Омск |
|
14 июля 2014 г. |
Дело N А70-2429/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июля 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5344/2014) общества с ограниченной ответственностью "Предприятие интенсивных технологий "СИБИНТЕК" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.04.2014 по делу N А70-2429/2014 (судья Соловьев К.Л.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Предприятие интенсивных технологий "СИБИНТЕК" (ОГРН 1067746806258, ИНН 7705741787) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области об оспаривании постановления от 17.02.2014 N 3 о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Предприятие интенсивных технологий "СИБИНТЕК" - представитель Семенюк И.В. по доверенности N 76/14 от 18.02.2014 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области - представитель не явился, извещено;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Предприятие интенсивных технологий "СИБИНТЕК" (далее - ООО "ПИТ "СИБИНТЕК", заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области (далее - Управление Росприроднадзора по Тюменской области, заинтересованное лицо, административный орган) об оспаривании постановления от 17.02.2014 N 3 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 28.04.2014 по делу N А70-2429/2014 в удовлетворении заявленных требований было отказано, с чем общество не согласилось, обжаловав его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что 05.12.2013 прокуратурой Уватского района Тюменской области при участии должностного лица Управления Росприроднадзора по Тюменской области, советника аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в УрФО была проведена выездная проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности общества на территории кустовой площадки N 2 Вареягского месторождения Пограничного лицензионного участка Уватского района Тюменской области.
В ходе проверки было установлено, что общество при бурении нефтедобывающих скважин осуществляет образование отходов производства и потребления на Пограничном лицензионном участке - отходы при добыче нефти и газа (буровой шлам, буровой раствор, буровые сточные воды), накопление данных отходов в шламовом накопителе.
В ходе натурного осмотра было установлено, что территория кустовой площадки N 2 имеет один шламовый накопитель заполненный отходами при добыче нефти и газа; в процессе бурения отходы поступали по шнеку в шламовый накопитель
По результатам проверки прокуратурой вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 22.01.2014 (т.1л.д.91-93), в котором указано, что заявитель нарушает требования природоохранного законодательства, а именно: обществом превышен норматив образования отходов при осуществлении деятельности на Вареягском месторождении Пограничного лицензионного участка.
По результатам рассмотрения административного дела Управлением Росприроднадзора по Тюменской области принято постановление N 3 "О" от 17.02.2014, в соответствии с которым заявитель был привлечён к административной ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Судом первой инстанции указанное постановление административного органа признано законным и обоснованным, а в действиях общества подтверждено наличие правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе ООО "ПИТ "СИБИНТЕК" с выводами суда первой инстанции не соглашается, просит отменить принятое решение, удовлетворить заявленные требования.
Общество, не оспаривая факт превышения нормативов образования отходов, считает, что данное обстоятельство не является событием правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, так как названной статьей не предусмотрено ответственности за "образование" отходов, а накопление отходов производится заявителем без нарушений.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявило возражения против отмены судебного решения, считая его законным и обоснованным.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителя общества, поддержавшего доводы апелляционной жалобы. Управление Росприроднадзора по Тюменской области явку своего представителя не обеспечило, заблаговременно заявив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое апелляционным судом было удовлетворено.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению и иному обращении с отходами производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной или иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены в Федеральном законе N 89-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах, Закон N 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; использование отходов -применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В пункте 1 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (пункт 2 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ).
Статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, в том числе, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Согласно пункту 3 статьи 22 данного закона за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
Из материалов дела установлено, что обществом 14.08.2012 был разработан и утверждён проект нормативов образования отходов и лимит на их размещение. Управлением были утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение от 24.09.2012 N 660/л сроком на пять лет при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья. Эти нормативы образования отходов и лимиты на их размещение Обществом для Вареягского месторождения Пограничного лицензионного участка подтверждены техническим отчётом о неизменности производственного процесса и используемого сырья 03.10.2013 и действуют до 24.09.2014.
В соответствии с проектом нормативов образования отходов и лимитом на их размещение при бурении скважин образуются три вида отходов при добыче нефти и газа: отработанный буровой шлам, буровой раствор, буровые сточные воды.
В соответствии с нормативом, Обществу был установлен норматив образования для отходов при добыче нефти и газа (буровой шлам) 3515,404 тонн в год, для отходов при добыче нефти и газа (отработанный буровой раствор) 2041,54 тонн в год, для отходов при добыче нефти и газа (буровые сточные воды) 3864,342 тонн в год (т.1л.д.97-105).
В материалах дела имеются рассмотренные в ходе проверки акты о начале бурения на кустовой площадке N 2 Вареягского месторождения Пограничного лицензионного участка с марта по сентябрь 2013 г., а также на кустовой площадке с апреля по ноябрь 2013 г. (т.2л.д.32-54).
Согласно данным учёта образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещённых Обществом отходов с января по ноябрь 2013 г. у заявителя образовалось отходов при добыче нефти и газа (буровой шлам и отработанный буровой раствор) в количестве 8134,317 тонн, а именно: в первом квартале 2013 г. образовалось 614,039 тонн отходов; во втором - 2286,692 тонн, а третьем квартале - 2311,986 тонн, за октябрь-ноябрь - 291,60 тонн (т.2л.д. 55-78). Данные показатели сторонами не оспариваются.
Таким образом, с января по ноябрь 2013 г. отходы бурового шлама и отработанного бурового раствора составили в итоговом значении 8134,317 тонн, тогда как обществом утверждены годовые нормативы образования отходов при добыче нефти и газа (буровой шлам и отработанный буровой раствор) в сумме 5556,944 тонн.
Указанное обстоятельство верно квалифицированно административным органом и судом первой инстанции как событие правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 КоАП РФ.
Обратные доводы заявителя апелляционным судом отклоняются.
Согласно правовой позиции, высказанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.10.2012 N 4973/12, состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями установленных законом требований. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Общество является лицом, в процессе деятельности которого образуются отходы. В связи с чем судом сделан обоснованный вывод о том, что деятельность общества подпадает под действие Закона N 89-ФЗ и нарушения Закона, допущенные при ее осуществлении, влекут ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.
Кроме того, обществом самостоятельно накапливались отходы, что свидетельствует об осуществлении им деятельности по обращению с отходами, в связи с чем его деятельность в любом случае подпадает под действие Закона N 89-ФЗ.
При названных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела факта совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Поскольку обществом не представлены доказательства того, что им принимались меры по соблюдению нормативов образования отходов, апелляционный суд приходит к выводу о виновном совершении заявителем вменяемого ему правонарушения.
Названные обстоятельства, являются основанием для привлечения общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок производства по делу об административном правонарушении и срок давности привлечения заявителя к ответственности соблюден, нарушений, влекущих безусловную отмену постановления административного органа, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, неправильного применения норм материального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 АПК РФ, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Предприятие интенсивных технологий "СИБИНТЕК" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 28.04.2014 по делу N А70-2429/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2429/2014
Истец: ООО "Предприятие интенсивных технологий "СИБИНТЭК"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Тюменской области