г. Хабаровск |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А73-3792/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Песковой Т.Д., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству: Михеев С.В., руководитель управления по приказу Минсельхоза от 22.08.2013 N 131-кр; Охотина М.Ю., представитель по доверенности от 27.12.2013 N 05-23/175;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю: Федоренко И.С., представитель по доверенности от 02.08.2011 N 7/6056; Ребус Л.В., представитель по доверенности от 09.12.2013 N 7/9417;
от третьего лица Родовая община коренных малочисленных народов севера "Котр": Набока А.С., представитель по доверенности от 12.05.2014, б/н;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
на решение от 09.06.2014
по делу N А73-3792/2014,
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манник С.Д.
по заявлению Амурского территориального управления Федерального агентства по рыболовству
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
о признании незаконными решения от 26.03.2014 N 34 и предписания от 26.03.2014 N 20
третьи лица: Территориально-соседская община коренных малых народов севера "Пандь Миф", Территориально-соседская община коренных малочисленных народов севера "Чныррах", Территориально-соседская община коренных малочисленных народов севера "Озерпах", Родовая община коренных малочисленных народов севера "Котр", Община коренных малочисленных народов севера "Подя"
УСТАНОВИЛ:
Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Амурское управление, Управление Росрыболовства) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с уточненным заявлением о признании незаконными пунктов 2, 3 решения от 26.03.2014 N 34 и предписания от 26.03.2014 N 20 Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - антимонопольный орган, Хабаровское УФАС).
Определением суда от 03.04.2014 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Территориально-соседская община коренных малых народов севера "Пандь Миф", Территориально-соседская община коренных малочисленных народов севера "Чныррах", Территориально-соседская община коренных малочисленных народов севера "Озерпах", Родовая община коренных малочисленных народов севера "Котр", Община коренных малочисленных народов севера "Подя" (далее - третьи лица, участники конкурса, родовые общины).
Решением суда первой инстанции от 09.06.2014 требования Управления Росрыболовства удовлетворены, оспариваемые пункты решения и предписание антимонопольного органа признаны недействительными.
Не согласившись с принятым решением, Хабаровское УФАС обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права. Управление считает, что к заявкам третьих лиц на участие в конкурсе не приложены документы, подтверждающие регистрацию граждан - членов общин, представление которых в соответствии с пунктом 26 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства является обязательным. Хабаровское УФАС полагает, что оспариваемое предписание выдано им в соответствии с предоставленными полномочиями.
Представители антимонопольного в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали, настаивали на ее удовлетворении.
Представители Амурского управления в судебном заседании возражали против апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просили обжалуемое решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Представитель Родовой общины "Котр" в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просил оставить его без изменения.
Родовая община "Пандь Миф" заявила ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителя. Заявленное ходатайство апелляционным судом удовлетворено.
Родовые общины "Озерпах", "Подя" и "Чныррах", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, отзывы на апелляционную жалобу не представили, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. В порядке статьи 156 АПК РФ, с учетом пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании 24.07.2014 объявлен перерыв до 09 часов 40 минут 31.07.2014.
После перерыва рассмотрение дело продолжено в том же составе суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав участвующих в судебном заседании представителей лиц, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, Шестой арбитражный апелляционный приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 06.12.2013 Амурским управлением Росрыболовства на официальном сайте www.torgi.gov.ru (организатор конкурса) размещено извещение N 170314/2071244/01 и конкурсная документация о проведении конкурса на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на территории отдельных районов Хабаровского края в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении водных биологических ресурсов внутренних морских вод РФ и территориального моря РФ, а также анадромных, катадромных и трансграничных видов рыб лицам, относящимся к указанным народам, и их общинам, зарегистрированным на территории Хабаровского края.
Перечень рыбопромысловых участков, в отношении которых проводился конкурс, составлен на основании постановления Правительства Хабаровского края от 29.04.2011 N 126-пр (в редакции от 26.06.2013 N 168-пр).
Организатором на конкурс выставлены речные рыбопромысловые участки (РБУ) - лоты N N 1 - 7 и морские РБУ - лоты NN 8 - 18.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 21.02.2014 N 2, на участие в конкурсе по морским РБУ значительное количество заявок подано родовыми общинами коренных малых народов Севера, зарегистрированными на территории Хабаровского края. По лоту N 8 подано 13 заявок, по лоту N 10 - 13 заявок, по лотам NN 11, 12, 17 - по 20 заявок, по лотам N 14, 18 - по 19 заявок, по лоту N 16 - 18 заявок.
По причинам непредставления или представления недостоверных сведений о средневзвешенных квотах добычи (вылова) выделенных ресурсов за предыдущие годы, и (или) непредставления заверенных документов, подтверждающих численность граждан, являющих членами общин, конкурсной комиссией к участию в конкурсе были допущены не все заявки, поданные родовыми общинами. Всего допущено по лоту N 8 - 9 заявок, по лоту N 10 - 12 заявок, по лоту N 11 - 14 заявок, по лоту N 12 - 13 заявок, по лоту N 14 - 15 заявок, по лоту N 16 - 13 заявок, по лоту N 17 - 14 заявок, по лоту N 18 - 12 заявок.
По результатам конкурса победителями по лотам N N 8, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, а также участниками, занявшими второе и третье места, конкурсной комиссией признаны родовые общины из числа привлеченных к участию в рассматриваемом деле в качестве третьих лиц.
Родовая община "Пандь Миф", не признанная победителем по этим лотам, не согласившись с решениями конкурсной комиссии о допуске к участию в конкурсе по указанным лотам заявок и признании победителями по отдельным лотам родовых общин "Котр", "Чныррах", "Озерпах", "Подя", обратилась в Хабаровское УФАС с соответствующей жалобой.
По итогам ее рассмотрения, в рамках возбужденного дела N 8-01/69, комиссией антимонопольного органа вынесено решение от 26.03.2014 N 34, пунктом 1 которого жалоба родовой общины "Пандь Миф" признана необоснованной.
Пунктом 2 этого же решения действия конкурсной комиссии в части допуска к участию в конкурсе заявок родовых общин "Котр", "Чныррах", "Озерпах", "Пандь Миф", "Подя" признаны нарушающими подпункт "а" пункта 13, подпункт 43 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 986 (далее - Правила).
На основании этого решения, антимонопольным органом Управлению Росрыболовства и его конкурсной комиссии выдано предписание от 26.03.2014 N 20, которым предписано в срок до 04.04.2014 совершить действия, направленные на устранение допущенных нарушений подпункта "а" пункта 13, подпункта 43 Правил, с целью чего:
- отменить протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 21.02.2014 N 2 по лотам NN 8, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18 в части допуска к участию в конкурсе родовых общин: "Котр", "Чныррах", "Озерпах", "Пандь Миф", "Подя";
- отменить протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 19.03.2014 N 4 по лотам NN 8, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18 и повторно провести процедуру оценки и сопоставления заявок по данным лотам с учетом исключения из числа оцениваемых заявок - заявок родовых общин: "Котр" и "Озерпах" - по всем указанным лотам; родовой общины "Чныррах" - по лотам NN 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18; родовой общины "Пандь Миф" - по лотам NN 8, 10, 11, 14, 16, 17, 18; родовой общины "Подя" - по лотам NN 11, 12, 14, 17;
- информацию об отмене протоколов в части, о результатах повторной оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе разместить на официальном сайте www.torgi.gov.ru в установленном указанными Правилами сроки.
Об исполнении предписания сообщить в Хабаровское УФАС.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Амурское управление Росрыболовства обратилось в арбитражный суд с заявлением по данному делу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что условия конкурсной документации по подпункту "б" пункта 2.2 соответствуют подпункту "д" пункта 26 Правил; отсутствия у антимонопольного органа претензий к конкурсной документации; расширительно толкования Хабаровским УФАС положений Правил. Суд также указал, что выводы антимонопольного органа, изложенные в оспариваемом решении, являются необоснованными, а выданное предписание направлено на создание условий неконкурентного доступа отдельных родовых общин к участию в конкурсе, что не основано на положениях Закона о рыболовстве и Закона о защите конкуренции.
Апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции правильными в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в рассматриваемом случае Амурским управлением Росрыболовства проводился конкурс на право заключения договора пользования рыбопромысловым участком.
Порядок заключения такого договора регулируется Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве).
Согласно статье 33.3 Закона о рыболовстве договор о предоставлении рыбопромыслового участка заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора. Порядок организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 986 утверждены Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления рыболовства в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации утверждены (Правила).
Правилами установлены, в числе других, требования к заявителям, порядку рассмотрения, а также оценки и сопоставления заявок участников.
Согласно пункту 13 Правил, основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе являются: а) непредставление заявителем предусмотренных пунктами 25 и 26 Правил документов и информации либо наличие в них недостоверных сведений; б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 10 Правил; в) несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, установленным пунктами 25 - 27 Правил.
Пунктом 43 Правил определено, что на основании результатов рассмотрения заявок комиссия принимает решение о допуске или об отказе в допуске заявителей к участию в конкурсе по основаниям, предусмотренным пунктом 13 Правил.
По смыслу приведенных правовых норм, в случае несоответствия претендента или представленной им заявки, информации и документов пунктам 25-27 Правил, конкурсная комиссия обязана отказать такому претенденту в допуске к участию в конкурсе.
Пунктом 26 Правил установлен перечень обязательных документов, которые заявители обязаны приложить к заявке на участие в конкурсе, в том числе заверенные заявителем документы, подтверждающие численность граждан, являющихся членами общины малочисленных народов, за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, или за фактический период, предшествующий проведению конкурса (в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов менее чем 4 года), зарегистрированных в муниципальном образовании, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (для общин малочисленных народов).
Предоставление таких же документов предусмотрено подпунктом "б" пункта 2.2 конкурсной документацией.
В пункте 2.5 конкурсной документации содержится условие о том, что заявитель вправе подать в отношении 1 лота только 1 заявку.
В соответствии с пунктом 17 Правил организатором конкура разрабатывается конкурсная документация, которая согласно подпункту "в" пункта 18 Правил, в числе других, должна содержать перечень документов, прилагаемых к заявке в целях подтверждения сведений, предусмотренных пунктами 25 и 26 настоящих Правил.
На основании приведенных положений Правил, конкурсной комиссией разработан и включен в конкурсную документацию документ, прилагаемый к заявке в целях подтверждения сведений, предусмотренных подпунктом "д" пункта 26 Правил - приложение N 3 к конкурсной документации "Образец заполнения списка граждан, являющихся членами общины за последние 4 года, предшествующие году проведения конкурса, или за фактический период, предшествующий проведению конкурса ( в случае добычи (вылова) водных биологических ресурсов, зарегистрированных в муниципальном образовании, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (для общин малочисленных народов).
Судом по материалам дела установлено, что почти все родовые общины, принявшие участие в конкурсе по лотам N 8 - 18, к своим заявкам в соответствии с конкурсной документацией приложили заверенные списки граждан - членов родовых общин с указанием в этих списках: фамилии, имени и отчества каждого члена общины, места их регистрации в конкретных поселениях, расположенных на территории Николаевского муниципального района Хабаровского края, заверенные подписью председателя и печатью общины. Также к заявкам приложены протоколы собраний родовых общин, подтверждающих членство граждан в общине.
Исследовав и оценив протоколы конкурсной комиссии, суд первой инстанции обоснованно указал, что некоторым участникам конкурса было отказано в допуске их заявок в связи с непредставлением заверенных списков граждан - членов родовых общин, а также протоколов собраний родовых общин, подтверждающих членство граждан в общине.
Вменяя конкурсной комиссии нарушение подпункта "а" пункта 13, подпункта 43 Правил в части допуска к участию в конкурсе только 5 родовых общин: "Котр", "Чныррах", "Озерпах", "Пандь Миф", "Подя" из общего количества участников конкурса и только по отдельным лотам N N 8, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, Хабаровское УФАС указало, что к заявкам этих родовых общин не приложены копии паспортов граждан, подтверждающих факт регистрации граждан по месту жительства, а представленные списки граждан, заверенные общинами, не могут служить надлежащим подтверждением численности членов общины и их места регистрации в соответствующем муниципальном образовании.
Как верно отмечено судом первой инстанции, в пунктах 25, 26 Правил приведен исчерпывающий перечень сведений, подлежащих отражению в заявке и документов, подлежащих представлению к заявке на участие в конкурсе. В силу пункта 27 Правил организатор конкурса не вправе требовать от заявителя предоставления документов, не предусмотренных пунктами 25 и 26 настоящих Правил.
Между тем, ни Правилами, ни конкурсной документацией не установлена обязанность представления участниками к заявкам родовых общин копий паспортов на каждого гражданина - члена родовых общин.
Родовые общины "Котр", "Чныррах", "Озерпах", "Пандь Миф", "Подя" и другие участники конкурса, руководствуясь пунктом 26 Правил, с заявкой на участие в конкурсы представили документы, определенные организатором конкурса в конкурсной документации.
Следовательно, судом первой инстанции правомерно признан не неосновательным вывод Хабаровского УФАС вывод, изложенный в пункте 2 решения, о нарушении конкурсной комиссией подпункта "а" пункта 13 и подпункта 43 Правил.
Оценивая законность и обоснованность оспариваемого предписания антимонопольного органа, суд установил, что выводы Хабаровского УФАС о непредставлении копий паспортов сделаны в отношении не всех участников конкурса и не по всем лотам, а только в отношении 5 родовых общин: Котр", "Чныррах", "Озерпах", "Пандь Миф", "Подя" и только по отдельным лотам N N 8, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18.
Однако материалами дела подтверждается, что к участию в конкурсе по лоту N 8 допущено 9 заявок, по лоту N 10 - 12 заявок, по лоту N 11 - 14 заявок, по лоту N 12 - 13 заявок, по лоту N 14 - 15 заявок, по лоту N 16 - 13 заявок, по лоту N 17 - 14 заявок, по лоту N 18 - 12 заявок различных родовых общин.
Ни одна из указанных общин не представила копии паспортов членов общин, большинство из них не представили и копии протоколов собраний общин.
Между тем, предписывая Амурскому управлению Росрыболовства и его конкурсной комиссии отменить протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 21.02.2014 N 2, протокол оценки и сопоставления заявок от 19.03.2014 N 4 по лотам NN 8, 10, 11, 12, 14, 16, 17, 18, повторно провести процедуру оценки и сопоставление заявок по данным лотам с учетом исключения из числа оцениваемых заявок 5 родовых общин: Котр", "Чныррах", "Озерпах", "Пандь Миф", "Подя", комиссия антимонопольного органа самостоятельно оценила часть заявок участников, несмотря на то, что и иные родовые общины - участники конкурса, представили в составе своих заявок аналогичные документы и не представили копии паспортов граждан.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что комиссия Хабаровского УФАС России в данном случае выполнила несвойственные ей функции, установленные Правилами только для конкурсной комиссии, и не предусмотренные антимонопольным законодательством.
Таким образом, условия оспариваемого предписания от 26.03.2014 N 20 направлены на создание более выгодных условий одним общинам по сравнению с другими, что не соответствует статье 14.1 Закона о рыболовстве, пункту 3 части 1 статьи 22, подпункту "г" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Принимая во внимание, что положения конкурсной документации по проведенному конкурсу не противоречат и соответствуют Правилам, а действия конкурсной комиссии по оценке заявок и документов родовых общин основаны на конкурсной документации и единообразны ко всем заявкам участников, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемых решения и предписания.
Апелляционный суд также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что выданное предписание предусматривает для Амурского управления и конкурсной комиссии выполнить действия в нарушение установленного законодательства, требует при проведении в последующих конкурсах включать в конкурсную документацию условия о предоставлении к заявкам копий паспортов граждан, чем нарушает права и законные интересы заявителя в установленной сфере деятельности.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии в действиях конкурсной комиссии вменяемых антимонопольным органом нарушений пунктов 13, подпункта 43 Правил и обоснованно удовлетворил требования Амурского управления Росрыболовства, признав недействительными пункты 2, 3 решения Хабаровского УФАС от 26.03.2014 N 34 и выданное на его основании предписание от 26.03.2014 N 20.
Доводы апелляционной жалобы об обратном со ссылками на отсутствие в составе заявок 5 родовых общин "Котр", "Чныррах", "Озерпах", "Пандь Миф", "Подя" копий паспортов граждан, подтверждающих факт их регистрации по месту жительства, подробно исследованы судом первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционный суд соглашается.
Ссылки в апелляционной жалобе на судебные акты по делу N N А24-1770/2009, А24-2096/2009 апелляционным судом не принимаются в связи с иным предметом рассматриваемого спора и фактическими обстоятельствами дела.
С учетом изложенного, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.06.2014 по делу N А73-3792/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3792/2014
Истец: Амурское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
Третье лицо: Община коренных малочисленных народов севера "Подя", ОКМНС "Подя", Родовая община коренных малочисленных народов севера "Котр", РОКМНС "Котр", Территориально-соседская община коренных малочисленных народов севера "Озерпах", Территориально-соседская община коренных малочисленных народов севера "Чныррах", Территориально-соседская община коренных малых народов севера "Пандь Миф", ТСОКМНС "Озерпах", ТСОКМНС "Пандь Миф", ТСОКМНС "Чныррах"