город Ростов-на-Дону |
|
30 июля 2014 г. |
дело N А32-28775/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Сулименко О.А., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Щегровой Н.А.
при участии:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу: Комозова Эдуарда Дмитриевича по доверенности от 30.12.2013 N дов. 3-25,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2014 по делу N А32-28775/2012
принятое в составе судьи Меньшиковой О.И.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Черноморская"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Черноморская" (далее - ООО "ТК "Черноморская", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 06.09.2012 N 07-10/161 о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом уточнения первоначально заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован отсутствием в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, выразившегося в непредставлении в установленный законодательством срок декларации об объеме оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. Суд пришел к выводу об отсутствии вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения. Суд применил положения статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Росалкогольрегулирования по ЮФО обжаловало его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда от 08.05.2014 отменить. В апелляционной жалобе управление указывает, что оспариваемым постановлением общество привлечено к ответственности за непредставление декларации по обособленному подразделению, расположенному в ст. Динской. 11.07.2012 обществом представлена декларация по предприятию в целом. Декларация по обособленному подразделению представлена только 18.09.2012. Ответственность за несвоевременную подачу декларации установлена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменения в указанную норму не вносились. У общества имелась обязанность представлять декларации в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации N 858.
Представитель управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. Просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения плановой документарной проверки ООО "ТК "Черноморская"", имеющего лицензию на право осуществления деятельности по закупке, хранению и поставке этилового спирта N А 647451 от 20.05.2011, сотрудниками Управления Росалкогольрегулирования по ЮФО установлено, что общество не представило в срок до 10.07.2012 в электронном виде декларацию об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 5 в целом по организации с учетом своих обособленных подразделений за 2 квартал 2012 года.
По факту выявленных нарушений в отношении ООО "ТК "Черноморская"" 22.08.2012 составлен протокол об административном правонарушении N 07-10/161.
Постановлением заместителя руководителя Управления Росалкогольрегулирования по ЮФО от 06.09.2012 N 07-10/161 общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, ООО "ТК "Черноморская"" обратилось в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство, закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота в порядке и по форме, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций (действующее на момент совершения правонарушения), пунктом 3 которого установлено, что организации, осуществляющие хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также закупку, хранение и поставки алкогольной, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, представляют декларации по форме согласно приложению N 5.
Сроки подачи указанных деклараций установлены в пункте 5.4.1 Положения, согласно которого декларации представляются в территориальные органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В силу пункта 5 Положения N 858 организация представляет декларации на бумажном носителе в территориальные органы по месту нахождения организации. Организация представляет декларации в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронном виде в утвержденном указанной службой формате.
Оспариваемым постановлением от 06.09.2012 N 07-10/161 ООО "ТК "Черноморская"" привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за непредставление в установленный срок до 10.07.2012 декларации об объемах оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 5 в целом по организации с учетом своих обособленных подразделений (адрес нахождения организации: 353475, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Гринченко, д. 37) в электронном виде за 2 квартал 2012 года по лицензии А 647451. В постановлении указано, что фактически декларация представлена 11.07.2012.
Вместе с тем, Положение N 585 утратило силу в связи с принятием Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", вступившим в силу 20.08.2012.
С момента вступления в силу названных Правил изменился порядок представления деклараций об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В пункте 16 новых Правил прямо указано, что декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Таким образом, законодатель установил альтернативный способ представления деклараций, без дублирования информации соответственно в электронном виде либо на бумажном носителе.
Материалами дела подтверждается, что декларация по форме приложения N 5 в целом по организации с учетом своих обособленных подразделений представлена обществом в уполномоченный орган на бумажном носителе своевременно - 10.07.2012 (т. 1 л.д. 27).
Управление в апелляционной жалобе указывает, что оспариваемым постановлением общество привлечено к ответственности за непредставление декларации по обособленному подразделению, расположенному в ст. Динской. Обществом 11.07.2012 представлена декларация по предприятию в целом. Декларация по обособленному подразделению представлена только 18.09.2012.
Между тем, оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением от 06.09.2012 N 07-10/161 общество привлечено к ответственности за непредставление в установленный срок до 10.07.2012 декларации об объемах оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме приложения N 5 в целом по организации с учетом своих обособленных подразделений (адрес нахождения организации: 353475, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Гринченко, д. 37). За непредставление декларации по форме N 5 по обособленному подразделению в ст. Динской общество привлечено к ответственности постановлением от 06.09.2012 N 07-10/164.
В силу статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений, изложенных в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Вышеуказанные нормы применимы к рассматриваемому правонарушению.
Поскольку общество совершило административное правонарушение до того, как Положение N 585 утратило силу и его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось ввиду установления нового порядка подачи деклараций, а постановление о назначении административного наказания не исполнено, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Таким образом, устранение административной ответственности за совершенное обществом правонарушение, с учетом положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, свидетельствует об отсутствии в действиях общества на момент вынесения оспариваемого постановления состава административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно признал постановление Управления Росалкогольрегулирования по ЮФО от 06.09.2012 N 07-10/161 незаконным.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.05.2014 по делу N А32-28775/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
О.А. Сулименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28775/2012
Истец: ООО "Торговая компания "Черноморская"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10818/14
27.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1085/14
11.11.2013 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16317/13
13.08.2013 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-28775/12