г. Чита |
|
5 августа 2014 г. |
Дело N А10-310/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 августа 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.В. Гречаниченко,
судей Е.Н. Скажутиной, А.В. Макарцева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хайбрахмановой Е.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЛК "БАЙКАЛ-НОРДИК" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 мая 2014 года по делу N А10-310/2014 по иску Республиканского агентства лесного хозяйства к обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс "БАЙКАЛ-НОРДИК" о расторжении договора аренды лесного участка и обязании передать по акту приема-передачи лесной участок (суд первой инстанции: судья Л.Ф.Салимзянова),
при участии в судебном заседании:
от истца Республиканского агентства лесного хозяйства (ОГРН 1070326000513; 643,670013,БУРЯТИЯ РЕСП, УЛАН-УДЭ Г, КЛЮЧЕВСКАЯ УЛ,39А): не явился, извещен;
от ответчика ООО "ЛК "БАЙКАЛ-НОРДИК" (ОГРН 1070326002174; 643,670023,БУРЯТИЯ РЕСП, УЛАН-УДЭ Г, СВЕТЛАЯ УЛ,2): Меньшикова Е.А., представитель по доверенности от 16.07.2014;
от третьего лица Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия (ОГРН 1110327013500; ул. Ранжурова, д. 8, г. Улан-Удэ Республики Бурятия): не явился, извещен;
установил:
Республиканское агентство лесного хозяйства (далее - истец, Агентство) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Лесопромышленный комплекс "БАЙКАЛ-НОРДИК" (далее - ответчик, ООО "ЛК "БАЙКАЛ-НОРДИК") о расторжении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для заготовки древесины N 29-08 от 13.08.2008, об обязании ответчика передать истцу по акту приема-передачи лесной участок площадью 7015 га, который имеет местоположение: Республика Бурятия, МО "Хоринский район", Верхне-Талецкое лесничество, Хандагайское участковое лесничество, кварталы 149-182, предоставленный по указанному договору аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 мая 2014 года исковые требования удовлетворены. Кроме того, в доход федерального бюджета с ответчика взыскана госпошлина в сумме 4 000 руб.
ООО "ЛК "БАЙКАЛ-НОРДИК", не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой ссылается на несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора, на отсутствие оснований для расторжения договора ввиду неистечения срока окупаемости проекта, на необоснованность учета в целях расторжения договора нарушений, допущенных ответчиком в 2008-2010 годах.
Стороны о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, истец и третье лицо в судебное заседание не явились. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частями 3, 5 статьи 156 и статьей 266 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных истца и третьего лица.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела, выслушав представителя ответчика и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно статье 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее - Положение), в порядке пункта 14 которого Министерством промышленности и торговли Российской Федерации был издан приказ от 24.06.2008 N 5 о включении инвестиционного проекта ответчика в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Ответчик обратился в Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий с заявкой на реализацию инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительства инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия".
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2008 N 5 инвестиционный проект ответчика включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что явилось основанием для заключения с ответчиком договора аренды лесных участков без проведения аукциона в порядке пункта 15 Положения.
Согласно указанному договору N 29-08 аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, для осуществления заготовки древесины от 13.08.2008, истец (арендодатель) передает ответчику (арендатор) в аренду лесной участок, находящийся в государственной собственности, в соответствии со статьей 22, частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2008 N 5 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов", Протоколом комиссии по предоставлению лесных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду для заготовки древесины без проведения аукциона для реализации инвестиционного проекта в области освоения лесов N 1 от 07.08.2008, на основании распоряжения Республиканского агентства лесного хозяйства N170-рл от 11.08.2008.
В пункте 1.2 договора стороны согласовали характеристики лесного участка: общая площадь 7015 га, местоположение: Республика Бурятия, МО "Хоринский район", Верхне-Талецкое лесничество, Хандагайское участковое лесничество, кварталы 149-182. Номер учетной записи в Государственном лесном реестре 125-2008-07.
План лесного участка от 07.08.2008 представлен в материалы дела (л.д. 32-38 т. 1). Схема расположения лесного участка, передаваемого в аренду, и его характеристика определены в Приложениях N 1, 2 к договору аренды.
В разделе 2 договора и в приложении N 4 стороны согласовали размер арендной платы и порядок его внесения, в разделе 7 стороны согласовали срок договора - с даты государственной регистрации на 49 лет.
Договор аренды прошел государственную регистрацию 15.09.2008 (л. д. 23, том 1), как и дополнительные соглашения к нему.
17.09.2008 по акту приема-передачи лесной участок передан ответчику в пользование (л. д. 29, том 1).
Пунктом 3.4.30, внесенным дополнительным соглашением N 3 от 01.08.2011 к договору стороны установлена обязанность арендатора реализовать инвестиционный проект в соответствии с Концепцией инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия", утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 24.06.2008 N 5 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов" в срок, указанный в пункте 1.5 настоящего договора и разделом V - Поэтапный план реализации инвестиционного проекта Концепции инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия" (далее - Концепция инвестиционного проекта).
Пунктом 6.3.12 договора, внесенным дополнительным соглашением N 1 от 23.03.2009, предусмотрено, что договор аренды подлежит расторжению судом по требованию арендодателя в случае нарушения арендатором сроков реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год.
Истец указывает, что ответчик нарушил сроки исполнения поэтапного плана реализации инвестиционного проекта: 1) транспортировка лесоперерабатывающего оборудования (срок реализации мероприятия 3-4 кв. 2008 г.); 2) приобретение оборудования и транспортировка на лесозаготовку (срок реализации мероприятия - 3-4 кв. 2008 г.); 3) монтаж и сборка лесоперерабатывающего завода, строительно-монтажные работы по заводу (срок реализации мероприятия - 4 кв. 2008 г. - 3 кв. 2010 г.); 4) наем заводского персонала (срок реализации мероприятия - 2-4 кв. 2010 г. - 3 кв. 2010 г.); 5) комплексная переработка древесины (срок реализации мероприятия - 2-4 кв. 2009 г. - 3 кв. 2010 г.); 6) выход на проектную мощность 220 тыс. куб. м. готовой продукции в год (срок реализации мероприятия - 2013 г.).
Министерством промышленности и торговли Республики Бурятия ответчику выдано предписание N 2 от 11.07.2013 (л.д. 96-97, т.1) о необходимости устранения нарушений, связанных с реализацией приоритетного инвестиционного проекта. Указанное предписание в установленный в нем срок - 01.09.2013 не исполнено ответчиком.
10.09.2013 и 13.11.2013 приняты приказы Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия об исключении проекта ответчика из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, о расторжении договоров аренды лесных участков, заключенных между истцом с ответчиком в рамках реализации инвестиционного проекта ответчика; 14.10.2013 - приказ Министерства промышленности и торговли РФ N 1641 об исключении инвестиционного проекта ответчика из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных договором.
В данном случае имелись основания для расторжения договора в соответствии с пунктами 3.4.29, 3.4.30, 5.4, 6.3.2 договора и для обращения за таким расторжением в суд.
В связи с установлением факта нарушения ответчиком сроков реализации приоритетного инвестиционного проекта "Комплексная переработка древесины и строительство инфраструктуры лесоперерабатывающего объекта в Республике Бурятия" сроком более чем на 1 год суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Письмо арендодателя с указанием на допущенные нарушения и предложением расторгнуть спорный договор аренды ответчик получил, допущенные нарушения договора в разумный срок не устранил. Более того, проект ответчика исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, что влечет невозможность осуществления целевого (для реализации инвестиционного проекта) использования арендованного лесного участка.
Довод ответчика о несоблюдении истцом досудебного порядка урегулирования спора был проверен судом первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку. У суда первой инстанции отсутствовали основания для оставления искового заявления без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ.
Так, предписание об устранении нарушений обязательства по договору выдано Министерством как исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия в сфере оказания адресной поддержки в реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов, которому на основании Указа Президента Республики Бурятия от 26.04.2012 N 74 переданы функции адресной поддержки в реализации инвестиционных проектов в области освоения лесов Республиканского агентства лесного хозяйства (Агентства).
Довод заявителя жалобы о необоснованности учета в целях расторжения договора нарушений, допущенных ответчиком в 2008-2010 годах, также отклоняется, поскольку судом обоснованно учтены сроки исполнения обязательств, предусмотренные поэтапным планом реализации инвестиционного проекта (раздел V Концепции инвестиционного проекта).
Также, вопреки доводам апелляционной жалобы, исходя из содержания Концепции инвестиционного проекта, реализация инвестиционного проекта не поставлена в зависимость от сроков заключения договора аренды лесного участка и от срока окупаемости проекта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом не допущено.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 мая 2014 года по делу N А10-310/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
А.В. Макарцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-310/2014
Истец: Республиканское агентство лесного хозяйства
Ответчик: ООО Лесопромышленный комплекс БАЙКАЛ-НОРДИК
Третье лицо: Министерство промышленности и торговли Республики Бурятия