Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А66-5624/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мельничук И.Л.,
при участии от открытого акционерного общества племзавод "Заволжское" Савельевой Е.В. по доверенности от 06.09.2013 N 805, Дуранина А.В. по доверенности от 28.01.2014 N 907, от Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. по доверенности от 03.03.2014 N 5, от Правительства Тверской области Вуйминой И.М. по доверенности от 15.01.2013 N 3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства финансов Тверской области (ОГРН 1026900508557) на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 апреля 2014 года по делу N А66-5624/2013 (судья Головина Т.И.),
установил:
открытое акционерное общество племзавод "Заволжское" (ОГРН 1026940514149, далее - ОАО племзавод "Заволжское") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области (далее - Министерство финансов) о взыскании 218 011 823 руб. 40 коп. ущерба, понесенного в результате изъятия имущества для государственных нужд.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, государственное учреждение "Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области", администрация муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области, Правительство Тверской области, открытое акционерное общество Страховая компания "Альянс".
Решением суда от 04.04.2014 исковые требования удовлетворены. С субъекта Российской Федерации - Тверской области в лице Министерства финансов за счет средств казны Тверской области в пользу ОАО племзавод "Заволжское" взыскано 218 011 823 руб. 40 коп. компенсации ущерба, понесенного в результате изъятия имущества дл государственных нужд и 200 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство финансов с решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность выплаты собственнику стоимости уничтоженных животных, не подлежащих в соответствии с требованиями законодательства изъятию по указанию уполномоченного государственного органа, в связи с чем заявленный истцом ущерб возмещению не подлежит. Для привлечения ответчика к ответственности необходимо установить наличие состава правонарушения, включающего факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между ними, а также вину причинителя вреда. Кроме того, истцом не доказан размер убытков. Полагает, что у суда отсутствовали законные основания для удовлетворения иска по заявленным требованиям.
В судебном заседании представитель Министерства финансов доводы жалобы поддержал.
Правительство Тверской области с решением также не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, поскольку принятые нормативные правовые акты Тверской области основаны на императивных предписаниях федерального законодательства, применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков является неправомерным, ввиду отсутствия одного из обязательных элементов ее наступления - противоправности действий причинителя вреда. Судом не приняты во внимание обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что причиной возникновения африканской чумы свиней (далее - АЧС) могли стать действия истца, связанные с неисполнением ветеринарно-санитарных правил. Кроме того, уничтожение животных произведено ОАО племзавод "Заволжский" самостоятельно, что является неправомерным.
В судебном заседании представитель Правительства доводы жалобы поддержал.
ОАО племзавод "Заволжское" в отзыве на апелляционную жалобу и представители в судебном заседании считают доводы подателей жалоб необоснованными, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
До судебного заседания от Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям поступило ходатайство о рассмотрения дела без участия его представителя.
Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, государственное учреждение "Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области", администрация муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области, открытое акционерное общество Страховая компания "Альянс" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено без их участия в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей истца, ответчика и Правительства Тверской области, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг "О карантине на территории Тверской области" (далее - Постановление N 165-пг) (Приложение N 8) с 24.07.2012 на территории, в том числе, Калининского района Тверской области, были установлены ограничительные мероприятия (карантин) по АЧС на срок проведения ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС.
Пунктом 2 Постановления N 165-пг утвержден План ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболевания на территории Тверской области и за ее пределы (далее - План). Пунктом 2.3. Плана предусматривалось уничтожение всего свинопоголовья в очаге АЧС бескровным методом, а пунктом 3.3. Плана - осуществление мероприятий по отчуждению свиней в хозяйствах всех форм собственности, находящихся на территории 1 угрожаемой зоны.
В связи с получением 24.07.2012 ОАО племзавод "Заволжское" предварительных положительных результатов лабораторных исследований патматериала, отобранного из корпуса N 14 принадлежащего истцу комплекса N 2, на наличие вируса АЧС, в целях предотвращения угрозы возможного заражения здоровых животных, Общество 25.07.2012 направило в адрес ответчика письмо N 571 с требованиями о принятии решения об изъятии принадлежащих Обществу животных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 и постановлением администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па.
На основании предоставленной Обществом информации о выявлении вируса АЧС Главным управлением "Государственная инспекция по ветеринарии " Тверской области (далее - Инспекция) направлено срочное донесение в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - Россельхознадзор) о выявлении в Обществе очага АЧС. Руководителем Россельхознадзора по результатам рассмотрения информации о выявлении очага особо опасной болезни животных АЧС в поселке Заволжский Калининского района Тверской области, поступившей 25.07.2012, в этот же день принято решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Данным решением руководитель Россельхознадзора заявил о необходимости проведения отчуждения домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности и изъятия сырой продукции убоя свиней непромышленного изготовления у граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, занимающихся переработкой, хранением и реализацией свиноводческой продукции на территории 1 угрожаемой зоны, определенной постановлением губернатора Тверской области "О карантине". В связи с тем, что требование Общества о принятии решения о порядке отчуждения было оставлено ответчиком без рассмотрения, Общество 27.07.2012 направило в адрес ответчика повторное письмо N 577 с требованиями о принятии в предусмотренном законом порядке решения об изъятии принадлежащих Обществу животных и направлении представителей уполномоченных органов в Общество 27.07.2012 для принятия участия в утилизации животных, содержащихся в комплексе N 2, и составления акта об отчуждении животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Постановлением губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг "О внесении изменений в постановление губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг" территория принадлежащего Обществу комплекса N 2 была признана эпизоотическим очагом АЧС. Таким образом, на комплекс N 2 Общества было распространено действие пункта 2.3. Плана, то есть все поголовье комплекса N 2 подлежало уничтожению. Данная информация опубликована в газете "Тверская жизнь" от 28.07.2012 N 139, то есть, доведена до всеобщего сведения, в том числе, и до сведения Общества.
В соответствии со статьями 15, 17, 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) решения уполномоченных органов об отчуждении животных обязательны для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами. Таким образом, постановление губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг "О внесении изменений в постановление губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг", предусматривающее уничтожение принадлежащих Обществу животных, являлось обязательным для исполнения Обществом.
В период с 27.07.2012 по 11.08.2012 на основании постановления губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг у Общества было отчуждено и уничтожено все поголовье комплекса N 2 в количестве 32 938 голов, что подтверждается: актами о вынужденном убое свиней при ликвидации очага АЧС, подписанными представителями Общества, ГБУ Тверская "Горветполиклиника", администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области; актами о проведении бескровного убоя препаратом "Адилин", подписанными представителями Общества и ГБУ Тверская "Горветполиклиника"; актами об уничтожении трупов свиней при ликвидации очага АЧС, подписанными представителями Общества и начальником ГБУ "Калининская СББЖ".
При этом в связи с отсутствием соответствующего решения Правительства Тверской области об отчуждении принадлежащих Обществу животных, подлежащих вынужденному убою в связи с ликвидацией очага АЧС, представители уполномоченных органов отказались от участия в составлении и подписании акта об отчуждении животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2012 N 310 и постановлением администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па, что подтверждается актами об отказе представителей Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, ГУ "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области, администрации МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области от подписания актов об отчуждении животных.
Письмом от 30.07.2012 N 599, направленным в адрес ответчика, Общество вновь потребовало исполнить положения постановления администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па и вынести в предусмотренном законом порядке решение об отчуждении принадлежащих Обществу свиней, подлежащих вынужденному убою в связи с ликвидацией очага АЧС, с определением размера компенсации стоимости животных, подлежащих отчуждению.
Однако ответчик проигнорировал требования Общества и не предоставил ему никакого решения о порядке отчуждения свиней из комплекса N 2 ОАО племзавод "Заволжское" и порядке выплаты компенсации, а также не внес соответствующие изменения в постановление правительства Тверской области от 04.07.2012 N 376-пп "О мероприятиях, связанных с отчуждением поголовья свиней и изъятием продукции свиноводства в связи с возникновением очага африканской чумы свиней".
В связи с тем, что требования Общества о принятии ответчиком решения об отчуждении принадлежащих ему свиней и определении размера компенсации за отчужденных животных не было удовлетворено, Общество 28.03.2013 направило в адрес ответчика, а также Министерства сельского хозяйства Тверской области, Министерства финансов Тверской области требование о возмещении в 10-ти дневный срок ущерба, понесенного в результате изъятия и уничтожения принадлежащих Обществу свиней. Вышеуказанное требование ответчиком не было удовлетворено. Обществом были получены ответы от Министерства сельского хозяйства Тверской области и Министерства финансов Тверской области с отказом в удовлетворении требования о выплате компенсации за отчужденных животных. Отказ мотивирован тем, что мероприятия по отчуждению свиней на территории комплекса не проводились, так как эпизоотический очаг АЧС не входит в первую угрожаемую зону, а также отсутствием у Общества акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства. Таким образом, уполномоченные органы посчитали, что уничтожение принадлежащих Обществу животных, находящихся на территории очага АЧС, не является возмездным отчуждением животных для государственных нужд, осуществленным в целях ликвидации очага АЧС в соответствии с постановлением губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг.
ОАО племзавод "Заволжское" считая отказ Министерства финансов в выплате компенсации неправомерным, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном истцом размере.
Арбитражный апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласен.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
По смыслу названных норм лицо, предъявляющее в суд требование о взыскании убытков, причиненных повреждением его имущества, должно доказать факт совершения ответчиком противоправных действий, причинения ему вреда, размер убытков и наличие причинной связи между противоправными действиями ответчика и возникшими убытками.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В ходе судебного разбирательства вступил в силу судебный акт по делу N А66-12174/2012, в рамках которого Арбитражным судом Тверской области был рассмотрен иск ОАО племзавод "Заволжское" о признании незаконным бездействия Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, выразившегося в уклонении от принятия и оформления решения о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в отношении отчужденных у Общества животных в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных; бездействия Правительства Тверской области, выразившегося в уклонении от принятия и оформления решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в отношении отчужденных у Общества животных в порядке, предусмотренном пунктом 7 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных и пунктом 2.6 Порядка отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Тверской области; бездействия Россельхознадзора, Главного управления "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области", администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области, выразившегося в уклонении от оформления и подписания акта об отчуждении животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в отношении отчужденных у Общества животных в порядке, предусмотренном пунктом 8 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных и пунктом 3.4 Порядка отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории Тверской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Согласно статье 19 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1 (далее - Закон N 4979-1) при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решению федерального органа исполнительной власти в области ветеринарного надзора могут быть отчуждены и изъяты продукты животноводства. При этом предприятия, учреждения, организации, граждане имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Указанный в названной статье порядок возмещения ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, установлен Правилами отчуждения животных, утвержденными постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 (далее - Правила).
В пункте 9 названных Правил отчуждения животных указано, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Согласно пункту 10 Правил отчуждения животных основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 настоящих Правил (акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
В соответствии с пунктом 11 Правил отчуждения животных размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства.
Материалами дела подтверждено и ответчиком надлежаще не оспорено то, что в результате проводимых мероприятий по ликвидации последствий, а также в целях предотвращения распространения африканской чумы свиней истцу были причинены прямые убытки уничтожением 100% свинопоголовья.
Довод Министерства финансов Тверской области о возможной причине возникновения АЧС вследствие неисполнения ЗАО племзавод "Заволжское" ветеринарно-санитарных правил отклоняется апелляционным судом как бездоказательный.
Истцу был причинен ущерб в виде неполученной компенсации за уничтоженную продукцию животноводства в размере 218 011 823 руб. 40 коп.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" судам разъяснено, что согласно пункту 10 (в настоящее время подпункт 1 пункта 3) статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи БК РФ.
Поскольку материалами дела подтвержден состав гражданско-правовой ответственности, предусмотренный статьями 15, 16, 1069 ГК РФ в отношении заявленного истцом к возмещению ущерба, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме в сумме 218 011 823 руб. 40 коп. взыскав их с субъекта Российской Федерации Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области.
В рассматриваемом случае уничтожение продукции ее собственником является частным случаем изъятия.
Таким образом, формально правительство Тверской области не выполнило требования пункта 7 Правил N 310 и пункта 2.6 Порядка N 281-па.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает доводы жалоб несостоятельными, выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Правительство и Министерство финансов Тверской области освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционных жалоб в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04 апреля 2014 года по делу N А66-5624/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Тверской области и Министерства финансов Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5624/2013
Истец: ОАО племзавод "Заволжское"
Ответчик: Министерство финансов Тверской области
Третье лицо: Администрация МО "Заволжское сельское поселение Калининского района Тверской области", Администрация муниципального образования "Заволжское сельское поселение Калининского района Тверской области", ГУ "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области, ОАО Страховая компания "Альянс", Правительство Тверской области, Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2232/16
17.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2232/16
02.11.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5792/15
28.05.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5624/13
25.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8693/14
05.08.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4338/14
04.04.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5624/13