Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
02 ноября 2015 г. |
Дело N А66-5624/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 02 ноября 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от открытого акционерного общества племзавод "Заволжское" Дуранина А.В. по доверенности от 26.02.2015, Савельевой Е.В. по доверенности от 19.08.2015, от Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области Носкова Д.А. по доверенности от 03.03.2015, от Правительства Тверской области Ковалевой Е.В. по доверенности от 24.11.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества племзавод "Заволжское" на решение Арбитражного суда Тверской области от 28 мая 2015 года по делу N А66-5624/2013 (судья Кольцова Т.В.),
установил:
открытое акционерное общество племзавод "Заволжское" (место нахождения: 170508, Тверская обл., Калининский р-н, п. Заволжский, д. 2, ОГРН 1026940514149, ИНН 6924003082, далее - ОАО племзавод "Заволжское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Тверской области в лице Министерства финансов Тверской области (место нахождения: 170000 Тверская обл., г. Тверь, ул. Советская д. 23, ОГРН 1026900508557, ИНН 6901001459, далее - Министерство финансов) о взыскании 218 011 823 руб. 40 коп. ущерба, понесенного в результате изъятия имущества для государственных нужд.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, государственное учреждение "Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области", администрация муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области, Правительство Тверской области, открытое акционерное общество Страховая компания "Альянс".
Решением суда от 04 апреля 2014 года исковые требования удовлетворены. С субъекта Российской Федерации - Тверской области в лице Министерства финансов за счет средств казны Тверской области в пользу ОАО племзавод "Заволжское" взыскано 218 011 823 руб. 40 коп. компенсации ущерба, понесенного в результате изъятия имущества дл государственных нужд и 200 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2014 года решение Арбитражного суда Тверской области от 04 апреля 2014 года оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 декабря 2014 года решение Арбитражного суда Тверской области от 04 апреля 2014 года и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2014 года отменены, дело передано на новое рассмотрение.
При этом суд кассационной инстанции указал на следующее.
Суды первой и апелляционной инстанций по настоящему делу, применив пункт 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), необоснованно придали преюдициальное значение мотивировочной части постановления кассационной инстанции по делу N А66-12174/2012.
При рассмотрении настоящего дела судами не исследован довод ответчиков о том, что спорная территория ОАО племзавод "Заволжское" признана эпизоотическим очагом по африканской чуме свиней (далее - АЧС), не входящей в первую угрожаемую зону, в то время как согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии), а также пунктов 7, 8, 9 и 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" утверждены Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (далее - Правила N 310), возмещению подлежит только ущерб, понесенный в результате отчуждения и уничтожения животных специальной комиссией в установленном порядке.
Решением суда от 28 мая 2015 года в удовлетворении исковых требований ОАО племзавод "Заволжское" отказано.
ОАО племзавод "Заволжское" с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Общество считает противоречащим закону вывод суда о том, что отчуждение животных в очаге АЧС и инфицированном объекте не предусмотрено Инструкцией по АЧС. Вывод суда первой инстанции о том, что ущерб, понесенный в результате убоя животных в эпизоотическом очаге и/или инфицированном объекте, возмещению не подлежит, является ошибочным и основан на неверном толковании законодательства Российской Федерации. С учетом того, что с момента вынесения Постановления от 27.07.2012 N 167-пг, в соответствии с которым при ликвидации очага АЧС были уничтожены принадлежащие Обществу животные, и до момента издания вышеуказанных актов органами власти Тверской области при ликвидации других очагов АЧС, в регулирующие вопросы отчуждения животных нормативные акты (Правила N 310 и Инструкцию по АЧС) не вносились какие-либо изменения, вывод суда об отсутствии правовых оснований для изъятия свиней в эпизоотическом очаге и инфицированном объекте (пункты 4.4, 5.1 Инструкции по АЧС) не только противоречит нормам законодательства Российской Федерации, но и опровергается правоприменительной практикой самих органов власти Тверской области. Общество считает необоснованным вывод суда о том, что нормативными актами, принятыми на территории Тверской области при ликвидации АЧС, не было предусмотрено отчуждение в очаге АЧС, и данные действия не осуществлялись в отношении Общества, по следующим основаниям. Исключение очагов АЧС и/или инфицированных объектов из территории первой угрожаемой зоны, на которой они находятся, не предусмотрено ни Инструкцией по АЧС, ни иным нормативно-правовым актом Российской Федерации. Материалами настоящего дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что уничтожение принадлежащих Обществу животных было произведено в целях ликвидации эпизоотии АЧС на основании постановления губернатора Тверской области от 25.07.2012 N 165-пг (далее - Постановление N 165-пг), являющегося обязательным для исполнения Обществом. С учетом того, что уничтожение принадлежащих Обществу животных (и соответственно прекращение права собственности на них) было произведено не по желанию Общества, а в принудительном порядке на основании обязательных для исполнения решений органов власти и в целях ликвидации эпизоотии АЧС, данное уничтожение является реквизицией и Общество имеет право на получение компенсации. Общество считает необоснованным вывод суда о том, что уничтожение животных проводилось без участия надлежаще созданной комиссии, и составленные при изъятии животных акты не являются допустимыми доказательствами. Проведение Обществом предусмотренных Постановлением N 165-пг карантинных мероприятий осуществлялось при непосредственном участии входящих в комиссию представителей органов власти. В соответствии с действующим ветеринарным законодательством при уничтожении животных путем сжигания и захоронения останков при ликвидации очагов АЧС непосредственное участие в оформлении соответствующих документов (актов) принимают участие ветеринарные специалисты, участие иных органов власти не требуется. При этом в материалах дела имеются составленные в соответствии с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов акты об уничтожении трупов свиней при ликвидации очага АЧС, подписанные начальником ГБУ "Калининская СББЖ", т.е. уполномоченным ветеринарным специалистом. Вследствие неправомерного бездействия органов власти, от которых зависела формализация процесса как изъятия и уничтожения свинопоголовья, так и создание оснований для последующей компенсации ущерба, Общество было лишено возможности исполнить требования пункта 10 Правил N 310 в части представления акта об отчуждении животных и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации об изъятии животных. Однако допущенные органами власти нарушения при проведении карантинных мероприятий и оформлении соответствующих документов, которые привели к невозможности предоставления Обществом указанных в Правилах N 310 документов, не могут являться основанием для отказа в выплате Обществу компенсации за фактически отчужденных и уничтоженных животных. Суд отказал в удовлетворении требований Общества не по причине их необоснованности и/или подтверждения правомерности действий органов власти при проведении реквизиции, а по причине того, что восстановить права Общества на получение компенсации после фактический проведенной реквизиции путем обязания органов власти совершить необходимые действия (вынести решение и составить акты по форме Правил N 310) в порядке главы 24 АПК РФ не представляется возможным. Направляя дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области Арбитражный суд Северо-Западного округа не указал на необходимость рассмотрения дела коллегиальным составом судей и (или) в ином судебном составе. Судья Головина Т.И., рассмотревшая ранее данное дело по существу, в день поступления дела присутствовала на рабочем месте, что подтверждается, в частности, вынесением данной судьей в этот день судебных актов. Однако при новом рассмотрении дело без надлежащих правовых оснований было передано судье Кольцовой Т.В., которая и вынесла оспариваемое решение.
Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям в отзыве вопрос о взыскании 218 011 823 руб. 40 коп в пользу Общества оставляет на усмотрение суда.
Государственное учреждение "Государственная инспекция по ветеринарии Тверской области" в отзыве на жалобу решение суда считает законным и обоснованным.
В судебном заседании представители апеллянта поддержали изложенные в жалобе доводы.
Тверская область в лице Министерства финансов Тверской области и Правительство Тверской области в отзывах и представители в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг "О карантине на территории Тверской области" (далее - Постановление N 165-пг) (Приложение N 8) с 24.07.2012 на территории, в том числе, Калининского района Тверской области, были установлены ограничительные мероприятия (карантин) по АЧС на срок проведения ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек АЧС.
Пунктом 2 Постановления N 165-пг утвержден План ограничительных мероприятий по ликвидации вспышек африканской чумы свиней и предотвращению распространения заболевания на территории Тверской области и за ее пределы (далее - План).
Пунктом 2.3 Плана предусматривалось уничтожение всего свинопоголовья в очаге АЧС бескровным методом, а пунктом 3.3. Плана - осуществление мероприятий по отчуждению свиней в хозяйствах всех форм собственности, находящихся на территории 1 угрожаемой зоны.
В связи с получением 24.07.2012 ОАО племзавод "Заволжское" предварительных положительных результатов лабораторных исследований патматериала, отобранного из корпуса N 14 принадлежащего истцу комплекса N 2, на наличие вируса АЧС, в целях предотвращения угрозы возможного заражения здоровых животных, Общество 25.07.2012 направило в адрес ответчика письмо N 571 с требованиями принятия решения об изъятии принадлежащих Обществу животных в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 и постановлением администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па.
На основании предоставленной Обществом информации о выявлении вируса АЧС Главным управлением "Государственная инспекция по ветеринарии "Тверской области (далее - Инспекция) направлено срочное донесение в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям (далее - Россельхознадзор) о выявлении в Обществе очага АЧС.
Руководителем Россельхознадзора по результатам рассмотрения информации о выявлении очага особо опасной болезни животных АЧС в поселке Заволжский Калининского района Тверской области, поступившей 25.07.2012, в этот же день принято решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Данным решением руководитель Россельхознадзора заявил о необходимости проведения отчуждения домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности и изъятия сырой продукции убоя свиней непромышленного изготовления у граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, занимающихся переработкой, хранением и реализацией свиноводческой продукции на территории 1 угрожаемой зоны, определенной постановлением губернатора Тверской области "О карантине".
В связи с тем, что требование Общества о принятии решения о порядке отчуждения было оставлено ответчиком без рассмотрения, Общество 27.07.2012 направило в адрес ответчика повторное письмо N 577 с требованиями о принятии в предусмотренном законом порядке решения об изъятии принадлежащих Обществу животных и направлении представителей уполномоченных органов в Общество 27.07.2012 для принятия участия в утилизации животных, содержащихся в комплексе N 2, и составления акта об отчуждении животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Постановлением губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг "О внесении изменений в постановление губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг" территория принадлежащего Обществу комплекса N 2 была признана эпизоотическим очагом АЧС.
Таким образом, на комплекс N 2 Общества было распространено действие пункта 2.3 Плана, то есть все поголовье комплекса N 2 подлежало уничтожению. Данная информация опубликована в газете "Тверская жизнь" от 28.07.2012 N 139, то есть, доведена до всеобщего сведения, в том числе, и до сведения Общества.
В соответствии со статьями 15, 17, 19 Закона о ветеринарии решения уполномоченных органов об отчуждении животных обязательны для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами.
В период с 27.07.2012 по 11.08.2012 на основании постановления губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг Обществом было отчуждено и уничтожено все поголовье комплекса N 2 в количестве 32 938 голов, что подтверждается: актами о вынужденном убое свиней при ликвидации очага АЧС, подписанными представителями Общества, ГБУ Тверская "Горветполиклиника", администрации муниципального образования "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области; актами о проведении бескровного убоя препаратом "Адилин", подписанными представителями Общества и ГБУ Тверская "Горветполиклиника"; актами об уничтожении трупов свиней при ликвидации очага АЧС, подписанными представителями Общества и начальником ГБУ "Калининская СББЖ".
При этом в связи с отсутствием соответствующего решения Правительства Тверской области об отчуждении принадлежащих Обществу животных, подлежащих вынужденному убою в связи с ликвидацией очага АЧС, представители уполномоченных органов отказались от участия в составлении и подписании акта об отчуждении животных при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2012 N 310 и постановлением администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па, что подтверждается актами об отказе представителей Управления Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, ГУ "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области, администрации МО "Заволжское сельское поселение" Калининского района Тверской области от подписания актов об отчуждении животных.
Письмом от 30.07.2012 N 599, направленным в адрес ответчика, Общество вновь потребовало исполнить положения постановления администрации Тверской области от 21.11.2006 N 281-па и вынести в предусмотренном законом порядке решение об отчуждении принадлежащих Обществу свиней, подлежащих вынужденному убою в связи с ликвидацией очага АЧС, с определением размера компенсации стоимости животных, подлежащих отчуждению.
В связи с тем, что требования Общества о принятии ответчиком решения об отчуждении принадлежащих ему свиней и определении размера компенсации за отчужденных животных не было удовлетворено, Общество 28.03.2013 направило в адрес ответчика, а также Министерства сельского хозяйства Тверской области, Министерства финансов Тверской области требование о возмещении в 10-ти дневный срок ущерба, понесенного в результате изъятия и уничтожения принадлежащих Обществу свиней. Вышеуказанное требование ответчиком не было удовлетворено.
Обществом были получены ответы от Министерства сельского хозяйства Тверской области и Министерства финансов Тверской области с отказом в удовлетворении требования о выплате компенсации за отчужденных животных. Отказ мотивирован тем, что мероприятия по отчуждению свиней на территории комплекса не проводились, так как эпизоотический очаг АЧС не входит в первую угрожаемую зону, а также отсутствием у Общества акта об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства.
Таким образом, уполномоченные органы посчитали, что уничтожение принадлежащих Обществу животных, находящихся на территории очага АЧС, не является возмездным отчуждением животных для государственных нужд, осуществленным в целях ликвидации очага АЧС в соответствии с постановлением губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг.
ОАО племзавод "Заволжское" считая отказ Министерства финансов в выплате компенсации неправомерным, обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, при повторном рассмотрении дела, признал заявленные требования необоснованными, и отказал в удовлетворении иска.
Арбитражный апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласен.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу части 2 названной статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Общие основания ответственности за причинение вреда установлены в статье 1064 ГК РФ, согласно которой вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1), При этом законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2), вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом (пункт 3).
Исходя из пункта 1 статьи 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Правоотношения по борьбе с распространением эпизоотий и выплате компенсаций за ущерб, причиняемый отчуждением зараженных животных, регулируются Законом о ветеринарии и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 19 Закона о ветеринарии при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в статье 9 названного Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства их стоимости за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии.
В случаях, если очаги особо опасных болезней животных имеют федеральное или межрегиональное значение и мероприятия по ликвидации таких очагов проводятся на основании решения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации, субсидии на проведение указанных мероприятий выделяются из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых проводятся указанные мероприятия. Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных" утверждены Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (далее - Правила N 310).
В силу пункта 4 Правил N 310 при выявлении животных, которые являются носителями возбудителей особо опасных болезней животных, или животных с клиническими признаками таких болезней должностные лица государственной ветеринарной службы и специалисты в области ветеринарии направляют информацию об этом государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации.
Руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель (в соответствии с распределением обязанностей) в 2-дневный срок с даты получения указанной в пункте 6 настоящих Правил информации принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по форме согласно приложению 1 (пункт 7 Правил N 310).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 310 организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт по установленной форме.
При этом пунктом 9 Правил N 310 установлено, что граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесенного ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели.
Основанием для возмещения ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, является наличие у них акта, указанного в пункте 8 названных Правил (акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных), и копии решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства (пункт 10 Правил N 310).
Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства (пункт 11 Правил N 310).
В рассматриваемом случае руководителем Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям, по результатам рассмотрения информации о выявлении очага особо опасной болезни животных АЧС в пос. Заволжский Калининского района Тверской области, поступившей 25.07.2012, было принято решение от 25.07.2012 о необходимости проведения отчуждения животных и изъятии продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных.
Данным решением руководитель Россельхознадзора заявил о необходимости проведения отчуждения домашних свиней в хозяйствах всех форм собственности и изъятия сырой продукции убоя свиней непромышленного изготовления у граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, занимающихся переработкой, хранением и реализацией свиноводческой продукции на территории 1 угрожаемой зоны, определенной Постановлением Губернатора Тверской области "О карантине".
При этом в решении руководителя Россельхознадзора от 25.07.2012 не содержалось условий о том, что подлежат изъятию животные у предприятий, находящихся непосредственно в очаге АЧС.
Территория 1 угрожаемой зоны, на которой предлагалось произвести отчуждение и изъятие животных в соответствии с решением руководителя Россельхознадзора от 25.07.2012, должна была быть определена соответствующим Постановлением губернатора Тверской области, изданным в развитие указанного решения руководителя Россельхознадзора.
Согласно пункту 2 постановления губернатора от 27.07.2012 N 167-пг настоящее постановление вступает в силу с момента его подписания (27.07.2012).
Постановлением губернатора Тверской области от 27.07.2012 N 167-пг территория комплекса N 2 ОАО племзавод "Заволжское" была признана эпизоотическим очагом АЧС.
Отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций по настоящему делу, кассационная инстанция указала, что судами не исследовался довод ответчика о том, что спорная территория Общества признана эпизоотическим очагом АЧС, не входящей в первую угрожаемую зону.
Одновременно было указано, что согласно статье 19 Закона о ветеринарии, пунктов 7, 8, 9, 10 Правил N 310 возмещению подлежит только ущерб, понесенный в результате отчуждения и уничтожения животных специальной комиссией в установленном порядке.
В силу абзаца второго пункта 15 части 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции (в том числе на толкование закона), изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы-свиней, утвержденной Главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21.11.1980, изъятие свиней и продуктов животноводства при проведении мероприятий в эпизоотическом очаге не предусмотрено (пункты 4.4., 5.1).
В эпизоотическом очаге осуществляется только уничтожение свиней бескровным методом, сжигание их трупов, навоза, остатков кормов, малоценного инвентаря и т.д. (всего, что может послужить источником заражения, и не подвергается дезинфекции).
Закупка свиней у населения, предприятий и организаций предусмотрена в первой угрожаемой зоне (пункт 5.2.2).
В соответствии с постановлением губернатора от 27.07.2012 N 167-пг "О внесении изменений в постановление губернатора Тверской области от 24.07.2012 N 165-пг" территория Общества была признана эпизоотическим очагом и в первую угрожаемую зону не входила.
Обязанность уничтожения свиней бескровным методом в очаге АЧС возложена Инструкцией на собственника животных, в связи с чем, ее исполнение не требовало дополнительного принятия иных нормативных актов, возлагающих дополнительно соответствующую обязанность на собственника животных.
Кроме того, основанием для возмещения ущерба является наличие решения руководителя исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации об изъятии животных и акта об отчуждении составленного специально созданной комиссией.
В рассматриваемом случае Правительство Тверской области не принимало решения об изъятии животных из очага АЧС.
Уничтожение животных проведено без участия надлежаще созданной комиссии.
На основании изложенного, суд первой обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
По мнению апелляционной коллегии, судом первой инстанции при рассмотрении дела произведен тщательный правовой анализ всех представленных сторонами документов и дана правильная оценка доказательствам и доводам сторон.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушение судом первой инстанции норм процессуального права апелляционной инстанцией не установлено.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 28 мая 2015 года по делу N А66-5624/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества племзавод "Заволжское" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5624/2013
Истец: ОАО племзавод "Заволжское"
Ответчик: Министерство финансов Тверской области
Третье лицо: Администрация МО "Заволжское сельское поселение Калининского района Тверской области", Администрация муниципального образования "Заволжское сельское поселение Калининского района Тверской области", ГУ "Государственная инспекция по ветеринарии" Тверской области, ОАО Страховая компания "Альянс", Правительство Тверской области, Управление Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2232/16
17.02.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2232/16
02.11.2015 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5792/15
28.05.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5624/13
25.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8693/14
05.08.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-4338/14
04.04.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-5624/13