г. Самара |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А55-6172/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Антоновой А.В.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" - представителя Юлиной С.В. (доверенность N 4 от 17.03.2014),
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2014 года по делу N А55-6172/2014 (судья Корнилов А.Б.), принятому по заявлению открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (ОГРН 1026300520355; ИНН 6311012419), г.Самара, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г.Самара, о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (далее - общество, ОАО "АВ и АС") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Самарской области) от 05.03.2014 N 10/144071 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21.06.2014 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "АВ и АС" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей позиции ОАО "АВ и АС" указывает, что в действиях общества отсутствовал состав административного правонарушения.
По мнению подателя апелляционной жалобы, действия ОАО "АВ и АС" не представляли общественной опасности и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем административное правонарушение может быть признано малозначительным и в силу ст. 2.9 КоАП РФ является основанием для освобождения ОАО "АВ и АС" от административной ответственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора по Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ОАО "АВ и АС" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления Роспотребнадзора по Самарской области.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании жалобы потребителя Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведена проверка, в ходе которой выявлено, что ОАО "АВ и АС" оказываются услуги населению с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований, а именно: осуществляется продажа билетов для проезда в междугороднем сообщении контролерами перронными (билетными) непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство (автобус) до отправления его из остановочного пункта, что является нарушением п. 50 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112, ст. 24 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Усмотрев в действиях ОАО "АВ и АС" состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, Управление Роспотребнадзора по Самарской области 12.02.2014 в отношении общества составило протокол об административном правонарушении N 10/114084, а постановлением от 05.03.2014 N 10/144071 привлекло общество к административной ответственности на основании названной нормы с назначением наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Посчитав данное постановление незаконным, общество, обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требования ОАО "АВ и АС", суд первой инстанции исходил из того, что состав административного правонарушения доказан административным органом, и общество обоснованно привлечено к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Статьей 14.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров.
Пунктом 1 статьи 24 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта установлено, что продажа билетов определяется правилами перевозок пассажиров. С 19.03.2009 действуют Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Управлением Роспотребнадзора по Самарской области представлены надлежащие доказательства продажи билетов для проезда в междугороднем сообщении контролерами перронными (билетными) непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство (автобус) до отправления его из остановочного пункта, что противоречит требованиям п. 50 Правил перевозок.
Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов или иных пунктах продажи билетов, а при отсутствии таких пунктов - водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта (пункт 50 Правил перевозки).
Согласно пункту 2 Правил перевозок пассажиров "автовокзал" - это объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Из обстоятельств дела усматривается, что у общества имелась возможность для соблюдения норм действующего законодательства относительно правил продажи отдельных видов товаров. В материалах дела отсутствуют сведения об объективных препятствиях для исполнения обществом своих обязанности, возложенных п. 50 Правил перевозок, а равно о принятии исчерпывающих мер для этого.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела и представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 14.15 КоАП РФ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает необоснованными доводы подателя апелляционной жалобы об отсутствии надлежащих доказательств состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.15 КоАП РФ, в действиях общества.
Ссылка заявителя жалобы, что в Правилах не содержится указание на то, что перечень лиц, уполномоченных на продажу билетов при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта является исчерпывающим, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку согласно п. 50 Правил перевозок продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов. Продажа билетов водителями или кондукторами непосредственно при посадке пассажиров в транспортное средство до отправления его из остановочного пункта допускается только при отсутствии кассы и иных пунктов продажи билетов.
Согласно п. 3.1.3 Должностной инструкции контролера перронного (билетного) при наличии свободных мест в автобусе (в соответствии с техническими данными указанными заводом-производителем) контролер перронный (билетный) обязан допродать билет пассажирам желающим уехать формируемым рейсом, независимо от дальности маршрута, либо направить пассажира в кассу допродажи.
Следовательно, в данном случае (с учетом наличия касса) контролер перронный (билетный) обязан был направить пассажира в кассу автовокзала.
Доводы заявителя жалобы о существенном нарушении Закона N 294-ФЗ при проведении проверки общества, были исследованы судом первой инстанции при рассмотрении дела и обоснованно им отклонены, оснований для переоценки соответствующих выводов суда из материалов дела не усматривается.
Мера ответственности административным органом определена в пределах санкции, предусмотренной статьей 14.15 КоАП РФ, и применен минимальный размер штрафа, что соотносится с характером совершенного административного правонарушения.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях общества малозначительности совершенного правонарушения. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения требований общества.
Таким образом, суд первой инстанции полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
В силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции,
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июня 2014 года по делу N А55-6172/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А.Юдкин |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6172/2014
Истец: ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области