г. Владивосток |
|
31 июля 2014 г. |
Дело N А24-4109/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей С.Б. Култышева, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Д. Беспаловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия "Камчатскбургеотермия",
апелляционное производство N 05АП-8470/2014
на определение от 21.05.2014
судьи А.А. Копыловой
по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной ИФНС России N 3 по Камчатскому краю о включении в реестр кредиторов должника требований в размере 57111102,14 рублей
по делу N А24-4109/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Государственного унитарного предприятия "Камчатскбургеотермия" (ОГРН 1024101223442, ИНН 4101022390, адрес регистрации: Камчатский край, Елизовский район, пос.Термальный, ул.Крашенинникова, 1) о признании его несостоятельным (банкротом),
при участии:
от внешнего управляющего Государственного унитарного предприятия "Камчатскбургеотермия" Петровского Максима Викторовича: Кислицина С.Е. - представитель по доверенности от 30.08.2013 (сроком до 31.12.2014);
от Федеральной налоговой службы России: Журавлёва В.Н. - представитель по доверенности от 25.06.2014 (сроком до 11.12.2014);
от иных участников в деле о банкротстве представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба России (далее - уполномоченный орган) в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю обратилась в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов Государственного унитарного предприятия "Камчатскбургеотермия" (далее - ГУП "Камчатскбургеотермия") требований в размере 192600147,45 рублей, в том числе в размере 123232056,86 рублей недоимки, 68826495,29 рублей пени, 541595,30 рублей штрафов.
В судебном заседании 17.06.2013 суд принял уменьшении заявителем требований до 189534855,20 рублей, в том числе 121827285,71 рублей по недоимке, 67167337,59 рублей по пене, 540231,90 рублей по штрафам.
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 16.07.2013, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013, в реестр требований кредиторов должника включены требования уполномоченного органа в размере 56713587,59 рублей, в том числе в размере 42839747,89 рублей недоимки по налогу, 13873789,70 рублей пени, 50 рублей штрафа (третья очередь удовлетворения); в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.01.2014 определение от 16.07.2013, постановление от 17.10.2013 в части отказа во включении в реестр требований кредиторов должника требований уполномоченного органа в размере 57111102,14 рублей отменены, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края; в остальном судебные акты оставлены без изменения.
При новом рассмотрении требований уполномоченного органа в указанной части определением Арбитражного суда Камчатского края от 21.05.2014 уполномоченного органа в размере 57111102,14 рублей включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Не согласившись с вынесенным определением, ГУП "Камчатскбургеотермия" в лице внешнего управляющего Петровского М.В. обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что в материалах исполнительного производства, возбужденного на основании решения уполномоченного органа от 20.09.2005 N 528 и постановления от 20.09.2005 N 494 и материалах рассматриваемого дела отсутствуют документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований налогового органа и решение о взыскании задолженности за счет имущества должника было принято с нарушением требований статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Также ссылается на то, что выставленные уполномоченным органом в 2004-2005 годах требования, на которые ссылается заявитель, в адрес предприятия не направлялись и доказательства их направления отсутствуют. Полагает, что уничтоженные уполномоченным органом требования на заявленную сумму, копии которых представлены в дело только в электронном виде, не являются основанием для включения содержащихся в них сумм в реестр требований кредиторов. Также указывает на пропуск срока обращения в суд в связи с истечением 6-месячного срока на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки за счет имущества должника.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу уполномоченный орган указал на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит в её удовлетворении отказать.
В судебное заседание явились представители внешнего управляющего ГУП "Камчатскбургеотермия" и уполномоченного органа. Иные участники в деле о банкротстве, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель внешнего управляющего должника Петровского М.В. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, обжалуемое определение Арбитражного суда Камчатского края просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель уполномоченного органа по апелляционной жалобе возражал, обжалуемое определение суда Арбитражного суда Камчатского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 14.09.2012 ГУП "Камчатскбургеотермия", зарегистрированное по адресу: Камчатский край, Елизовский район, пос.Термальный, ул.Крашенинникова, 1, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Камчатского края от 22.11.2012 в отношении ГУП "Камчатскбургеотермия" введена процедура наблюдения сроком на шесть месяцев, временным управляющим должника утвержден Петровский М.В. Объявление о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 08.12.2012 N 233.
Определениями суда от 31.01.2013 требования уполномоченного органа в размере 4010587 рублей, 16617688,57 рублей (15619136,18 рублей взносов, 984081,59 рублей пени и 1447080 рублей штрафов) признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
26.12.2012 уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Определением суда от 27.08.2013 в отношении ГУП "Камчатскбургеотермия" введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев, процедура наблюдения прекращена, внешним управляющим утвержден Петровский М.В.
Одним из последствий введения в отношении должника наблюдения, предусмотренным статьей 63 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), является наступление сроков исполнения возникших до введения наблюдения денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. С даты принятия арбитражным судом определения о введении наблюдения все требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены к должнику с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Как следует из материалов дела, заявитель предъявил рассматриваемые требования о включении в реестр требований кредиторов обязательных платежей в размере 57111102,14 рублей в процедуре наблюдения.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" (далее - Постановление N25), при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, согласно пункту 22 Постановления N 25, судом могут быть расценены требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.
В пункте 19 Постановления N 25 также разъяснено, что возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налога в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника.
В соответствии со статьёй 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога содержит сведения о сроке исполнения требования, который является началом течения сроков, предусмотренных статьёй 46 НК РФ.
В материалы дела уполномоченным органом представлены требования об уплате налога и акты, подтверждающие уничтожение реестров об отправке требований в адрес должника в соответствии с приказом МНС России 21.04.2004 N САЭ-3-18/297, согласно которому срок хранения данных документов составляет три года).
Довод апелляционной жалобы предприятия об уничтожении уполномоченным органом самих требований является ошибочным, так как согласно вышеуказанным актам от 09.11.2009 N 18, 20, от 07.09.2010 N 1 уничтожены не требования, а журналы регистрации исходящей корреспонденции и реестры отправки требований.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы должника о невозможности установить обоснованность заявленных уполномоченным органом требований только по копиям требований об уплате налога, сохранившимся у заявителя лишь в электронном виде.
В соответствии с пунктом 6 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Поскольку подлинные требования, подтверждающие задолженность предприятия в спорном размере, были направлены уполномоченным органом должнику, и хранение заявителем второго подлинного экземпляра требования нормативными актами не предусмотрено, то доводы должника о невозможности подтверждения требований лишь копией документа являются необоснованными. Предприятием не представлено в материалы дела требований, содержащих иные сведения о размере задолженности или сроке исполнения обязанности по её уплате. Из имеющегося в материалах дела письма представителя ГУП "Камчатскбургеотермия" Шоколова В.А. от 12.10.2012 исх.N 1379 следует, что запрашиваемые у заявителя документы (решения и постановления о взыскании задолженности) ранее получены предприятием, но в связи с длительным периодом хранения утеряны.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок в соответствии со статьёй 46 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется принудительно путём обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом в банк были направлены инкассовые поручения на перечисление неуплаченного налога в соответствующий бюджет. Номера и даты инкассовых поручений отражены в решении от 20.09.2005 N 528 и в постановлении от 20.09.2005 N 494 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации. Однако в связи с недостаточностью денежных средств на счетах должника списание денежных средств в полном объеме не осуществлялось. В апелляционной жалобе должник сослался на то, что инкассовые поручения не содержат отметок банков о полном или частичном неисполнении требований налогового органа, однако не представил доказательств обратному.
При установлении недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика-организации налоговый орган обязан предпринять предусмотренные статьей 47 НК РФ меры, направленные на взыскание налоговой задолженности за счет иного имущества налогоплательщика, а именно вынести соответствующее решение и постановление и направить его судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Принятие этих мер в установленный срок направлено на обеспечение как эффективности взыскания, так и определенности в налоговых правоотношениях.
В связи с неисполнением должником обязанности по погашению задолженности и недостаточностью средств на его счетах в банке уполномоченный орган в соответствии со статьёй 47 НК РФ вынес постановление от 20.09.2005 N 494 о взыскании задолженности за счет имущества должника, которое направление судебному приставу-исполнителю 20.09.2005 и получено 22.09.2005, о чем свидетельствует сопроводительное письмо к постановлению о взыскании налога, сбора, пени за счет имущества организации от 20.09.2005.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (подлежащего применению к рассматриваемым требованиям) (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительными документами являются, в том числе оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов.
Исполнительным документом в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 Закона об исполнительном производстве является постановление налогового органа о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от суда или другого органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, предусмотренным статьей 8 указанного Федерального закона.
Как следует из материалов дела, на основании вышеуказанного постановления от 20.09.2005 N 494 судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела службы судебных приставов УФССП по Камчатской области 26.09.2005 возбуждено исполнительное производство.
В рамках исполнительного производства постановление от 20.09.2005 N 494 частично исполнялось и впоследствии включено в сводное исполнительное производство N 4/05/17/41/СД в отношении должника на общую сумму 126139844 рубля 34 копейки, приостановленное 28.11.2012 в связи с введением в отношении предприятия процедуры наблюдения. Возбуждение указанного исполнительного производства должником не оспаривалось.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что уполномоченный орган своевременно принимал весь комплекс мер к взысканию недоимки, пени и штрафов во внесудебном порядке, в связи с чем доводы должника о нарушении порядка взыскания задолженности, предусмотренного статьями 46, 47 НК РФ, об отказе уполномоченного органа от реализации права по взысканию задолженности, а также о пропуске срока исковой давности правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно акту сверки поступлений по состоянию на 14.05.2014 в отношении ГУП "Камчатскбургеотермия" относительно фактического исполнения службой судебных приставов в ходе исполнительного производства постановления от 20.09.2005 N 494, представленного во исполнение определения суда от 14.04.2014, погашение задолженности составило 30860017,57 рубля. Представители должника в судебном заседании пояснили, что не оспаривают факт погашения задолженности в указанном размере.
Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы должника о пропуске уполномоченным органом срока предъявления указанных требований. Поскольку из дела усматривается, что ФНС России принимала меры ко взысканию недоимки, пеней и штрафов во внесудебном порядке - предъявила судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания постановление о взыскании налогов за счет имущества должника в установленном Законом об исполнительном производстве порядке, то у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа во включении в реестр требований кредиторов требования уполномоченного органа по постановлению от 20.09.2005 N 494 в соответствии с представленными требованиями, указанными в данном постановлении, с учетом его частичного исполнения в рамках исполнительного производства.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал требование заявителя в размере 57111102 рублей 14 копеек, в том числе в размере 27573892 рублей 09 копеек недоимки по налогам, 29537210 рублей 05 копеек пени обоснованным и подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника, а также указал, что в порядке пункта 3 статьи 137 Закона о банкротстве требование заявителя в размере 29537210 рублей 05 копеек пени должно учитываться отдельно в реестре как подлежащее удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Доводы, изложенные предприятием в жалобе, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влияющими на правомерные выводы суда первой инстанции. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы должника и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Камчатского края от 21.05.2014 по делу N А24-4109/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение одного месяца.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-4109/2012
Должник: ГУП "Камчатскбургеотермия"
Кредитор: ГУП "Камчатскбургеотермия"
Третье лицо: Администрация ЕРМО, ГУ - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Елизовский районный суд Камчатского края, ЗАВ "ВТБ", ЗАО "ВТБ", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Камчатскому краю, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, МОСПИОП УФССП по КК, Некоммерческое партнерство "ДМСОПАУ", НП "ДМСОПАУ", ОАО "Российский сельскохозяйственный банк", ООО "Истоки", ООО "Кредо", Петровский М. В., Петровский Максим Викторович, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Елизовском районе Камчатского края, Управление Росреестра по Камчатскому краю, Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю, УФССп по КК, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края, Управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
Хронология рассмотрения дела:
19.05.2015 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1752/15
12.05.2015 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-4109/12
17.03.2015 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1248/15
16.02.2015 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-278/15
31.10.2014 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4147/14
30.10.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-12461/14
28.10.2014 Определение Арбитражного суда Камчатского края N А24-4109/12
25.08.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-10290/14
31.07.2014 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-8470/14
20.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6341/13
17.10.2013 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-9611/13