г.Самара |
|
01 августа 2014 г. |
Дело N А65-8575/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г., при ведении протокола судебного заседания Загнедкиной Н.Н., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Слобода" - представитель не явился, извещено,
от муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июля 2014 года апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 мая 2014 года по делу
N А65-8575/2014 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Слобода" (ОГРН 1061656025309, ИНН 1656033530), Республика Татарстан, г.Казань, к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (ОГРН 1061655000582, ИНН 1655065674), Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Слобода" (далее - ООО "Слобода", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия муниципального казенного учреждения "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" (далее - МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г.Казани", Комитет) в реализации права на приобретение в собственность арендуемых помещений подвала N 1, N 8, общей площадью 51,4 кв.м, ул.Гагарина, дом 109, в связи с несоответствием Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), об обязании МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Слобода" путем совершения в отношении нежилых помещений, расположенных по ул.Гагарина, дом 109, общей площадью 51,4 кв.м, действия, предусмотренные ч.3 ст.9 Федеральным законом N159-ФЗ: оценки арендуемых помещений подвала N1, N8, общей площадью 51,4 кв.м, по рыночной стоимости; в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение об условиях приватизации в порядке, установленном Федеральным законом N159-ФЗ, названных арендуемых помещений в порядке, установленном указанным федеральным законом, в течении 10 дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом, составить и направить ООО "Слобода" проект договора купли-продажи муниципального имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 мая 2014 года бездействие МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" в реализации преимущественного права ООО "Слобода" на приобретение арендуемых помещений подвала N 1,8, площадью 51,4 кв.м, расположенных по адресу г. Казань, ул. Гагарина, д.109, признано незаконным. На МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения в месячный срок действий по реализации преимущественного права ООО "Слобода" на приобретение нежилых помещений подвала N 1,8, площадью 51,4 кв.м, расположенных по адресу: г.Казань, ул.Гагарина, д.109. С МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" в пользу ООО "Слобода" взыскано 2000 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
В апелляционной жалобе МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение обществом условий, которые должны быть соблюдены при приватизации арендуемого имущества, указанные в ст.3 Федерального закона N 159-ФЗ.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Слобода" с 2007 года является арендатором нежилого помещения: подвала N 1, N 8, общая площадь 51.4 кв.м, инвентарный номер N 448, расположенного по адресу: г.Казань, ул.Гагарина, д.109.
Между ООО "Слобода" и МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" 01 августа 2007 года был подписан договор аренды N 7388-92 со сроком до 29 июля 2008 года, 01 июля 2009 года - договор аренды N 7388-93 со сроком до 28 июня 2010 года, 21 марта 2012 года - договор аренды N 8206-94 со сроком до 18 марта 2013 года.
Заявитель обратился в Комитет с письмом от 24 октября 2013 года вх. N 20063/кзио о реализации своего права на выкуп вышеуказанных арендуемых нежилых помещений на основании Федерального закона N159-ФЗ.
Письмом от 22 ноября 2013 года исх. N 20094/кзио Комитет ответил, что после принятия соответствующих распорядительных документов и определения рыночной стоимости будет направлено предложение о преимущественном праве выкупа арендуемых помещений в соответствии с Законом, а также проект договора купли-продажи арендуемого имущества.
Однако в дальнейшем МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" действий по реализации преимущественного права заявителя на выкуп арендуемого помещения не произвел.
Заявитель, полагая, что данное бездействие МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г.Казани" противоречит закону и нарушает его права и интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с данным заявлением.
Как следует из материалов дела, на момент обращения общества с заявлением о реализации своего преимущественного права по приобретению арендуемого имущества - нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Казань, ул.Гагарина, д.109, оно находится в муниципальной собственности г.Казани.
Статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ предусмотрено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. При этом указанное право может быть предоставлено при одновременном соблюдении установленных данной нормой условий.
Одной из целей принятия Федерального закона N 159-ФЗ является оказание адресной государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них преференций на участие в приватизации арендуемых объектов недвижимого имущества.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч.3 ст.14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу указанного Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч.4 ст.4 названного Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч.2 ст.9 данного Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности (пункт 3 утратил силу с 1 июля 2013 года); 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч.4 ст.18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Соответственно, арендуемое имущество может быть приватизировано хозяйствующим субъектом, имеющим преимущественное право на его приобретение, при соблюдении всех вышепоименованных условий в совокупности, определенных в законе исчерпывающим образом (п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05 ноября 2009 года N 134).
Заявителем соблюдены все перечисленные в указанной норме права условия, поскольку заявитель относится к субъектам малого и среднего предпринимательства и является арендатором спорного нежилого помещения с 01 апреля 2011 года, то есть более чем за два года до момента вступления в силу Федерального закона N 159-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны: 1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; 2) принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; 3) направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Исходя из вышеназванных норм, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии у комитета правовых оснований для отказа заявителю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
При таких обстоятельствах требования заявителя судом первой инстанции обоснованно удовлетворены.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении ООО "Слобода" условий, которые должны быть соблюдены при приватизации арендуемого имущества, указанные в ст.3 Федерального закона N 159-ФЗ, опровергаются материалами дела. Судом на основании представленных в материалы дела доказательств установлено, что заявителем соблюдены все перечисленные в статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ условия.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Комитет не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований и возражений.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 27 мая 2014 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на Комитет, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 мая 2014 года по делу N А65-8575/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8575/2014
Истец: ООО "Слобода", г. Казань
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани", г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара