г. Санкт-Петербург |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А26-458/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Есиповой О.И., Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: Ерохиной Ж.М. по доверенности от 28.07.2014
от ответчика: Кузнецова Н.А. по доверенности от 24.07.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13904/2014) Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.05.2014 по делу N А26-458/2014 (судья Пасаманик Н.М.), принятое
по заявлению ООО "СПОРТИВНЫЙ ОХОТНИЧИЙ КЛУБ"
к Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия
об оспаривании постановления
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Спортивный охотничий клуб", место нахождения: 186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. Свирских Дивизий, д. 5, ОГРН: 1021001026034, ИНН: 1014005530 (далее - заявитель, общество, ООО "Спортивный охотничий клуб") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 8, ОГРН: 1041000031930, ИНН: 1001048092 (далее - ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 10.01.2014.
Решением суда первой инстанции от 22.05.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.12.2012 между Министерством и ООО "Спортивный охотничий клуб" (охотпользователь) заключено охотхозяйственное соглашение N 034 сроком действия с 19.12.2012 по 18.12.2061. По этому соглашению Министерство обязалось предоставить право на использование охотничьих ресурсов в порядке, установленном Законом об охоте, в границах охотничьего угодья на территории Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия, определенных соглашением, а ООО "Спортивный охотничий клуб" - обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, позволяющих обеспечивать видовое разнообразие и численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, а также создать и содержать охотничью инфраструктуру.
Виды разрешенной охоты в границах охотничьего угодья установлены в пункте 3.2 соглашения: промысловая охота, любительская и спортивная охота, охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, охота в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, охота в целях содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
До заключения охотхозяйственного соглашения ООО "Спортивный охотничий клуб" осуществляло деятельность по использованию животного мира на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром от 26.12.2002 N 7287 сроком до 18.12.2012.
01.12.2004 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец", исполнительный орган которого располагается по тому же адресу, что и ООО "Спортивный охотничий клуб": г. Олонец, ул. Свирских Дивизий, д. 5. Учредителями НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец" являются ООО "Спортивный охотничий клуб" и Германович А.В., который, как пояснил представитель заявителя, возглавляет Правление НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец".
Согласно Уставу НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец" основными целями его деятельности являются: пропаганда культуры, традиций и правил охоты и рыболовства, возрождение и развитие традиций охоты и рыболовства, сохранение и воспроизводство объектов животного мира, формирование в обществе бережного отношения к природе, удовлетворение потребностей членов НП в охоте, рыбалке и иных активных видах отдыха. Предметом деятельности НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец" являются: проведение биотехнических мероприятий по сохранению и воспроизводству объектов животного мира; содействие охране диких животных, общественный контроль за соблюдением правил охоты; постоянное взаимодействие с научно-исследовательскими организациями, районными республиканскими органами власти, общественными и коммерческими организациями, иными лицами для достижения уставных целей; воспитательная работа среди молодежи и школьников, направленная на формирование бережного отношения к природе; участие в организации культурных и общественных мероприятий (конкурсов, спортивных соревнованиях, фестивалях и др.); освещение деятельности НП в СМИ; организация охоты и рыбной ловли; сбор и заготовка грибов, ягод, других продуктов животного и растительного происхождения.
28.03.2013 между ООО "Спортивный охотничий клуб" и НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец" заключен договор, в соответствии с которым НП оказывает ООО содействие в охране и воспроизводстве охотничьих животных и среды их обитания в соответствии с охотхозяйственным соглашением N 034 от 28.12.2012.
Как утверждает заявитель, до заключения данного договора ООО "Спортивный охотничий клуб" также привлекало НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец" для создания охотничьей инфраструктуры и проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания. Данное обстоятельство усматривается из писем и приказов ООО "Спортивный охотничий клуб", направленных в Карельскую межрайонную природоохранную прокуратуру в августе 2012 года в ответ на выданное 08.06.2012 представление об устранении нарушений законодательства. Тогда привлечение НП к исполнению данных обязанностей не было вменено ООО в качестве нарушения.
В период с 09.12.2013 по 24.12.2013 Министерством была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец", по результатам которой составлен акт проверки от 24.12.2013 N 2013/036. В ходе этой проверки установлено и в акте проверки от 24.12.2013 N 2013/036 зафиксировано, что на основании договора от 28.03.2013 и приказа исполнительного директора НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец" его должностные лица осуществляют выдачу физическим лицам разрешений на добычу охотничьих ресурсов в границах территории, предоставленной ООО "Спортивный охотничий клуб", распределяют, выдают и распространяют именные разовые разрешения на добычу охотничьих животных между членами НП в соответствии с решениями Правления НП.
С учетом установленных обстоятельств по результатам проверки НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец" Министерством сделан вывод о том, что ООО "Спортивный охотничий клуб" самовольно уступило права пользования объектами животного мира НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец".
24.12.2013 ведущим специалистом отдела госконтроля и надзора управления охотничьего хозяйства Министерства Кузнецовым И.А. в отношении ООО "Спортивный охотничий клуб" составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 7.11 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал генеральный директор ООО "Спортивный охотничий клуб" Яцыно О.В., которая пояснила, что при заключении договора о содействии в охране и воспроизводстве охотничьих животных и среды их обитания от 28.03.2013 стороны руководствовались Законом "О животном мире".
Согласно протоколу в вину ООО "Спортивный охотничий клуб" были вменены следующие эпизоды, свидетельствующие, по мнению Министерства, о самовольной уступке права пользования объектами животного мира: выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов работниками НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец"; распределение, выдача и распространение именных разовых разрешений на добычу охотничьих животных между членами НП; осуществление НП планирования и обеспечение воспроизводственных (биотехнических) мероприятий; проведение НП мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов (выдача разрешений на добычу волка); осуществление НП контроля за размещением подкормочных площадок, кормовых полей, солонцов для диких животных и контроля за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки животных, соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов.
Дело об административном правонарушении рассмотрено начальником управления охотничьего хозяйства Министерства 10.01.2014 с участием представителя ООО "Спортивный охотничий клуб" Ерохиной Ж.М. (по доверенности).
Постановлением от 10.01.2014 ООО "Спортивный охотничий клуб" назначено административное наказание по части 1 статьи 7.11 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей. В подтверждение вывода о самовольной уступке права пользования в постановлении приведены только два эпизода: выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов работниками НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец"; распределение, выдача и распространение именных разовых разрешений на добычу охотничьих животных между членами НП.
Остальные эпизоды, которые были перечислены в протоколе об административном правонарушении, в постановлении в вину общества не вменены.
Постановлением указано на нарушение обществом части 5 статьи 14, статьи 27, подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 31 Закона об охоте, главы V Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), приказа Минприроды России от 23.04.2010 N 121 "Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов".
Копия постановления направлена обществу по почте и вручена 15.01.2014.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, ООО "Спортивный охотничий клуб" обратилось с заявлением в арбитражный суд с соблюдением срока, установленного частью 2 статьи 208 АПК РФ.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что факт переуступки права пользования объектами животного мира, административным органом не доказан.
Изучив материалы дела и выслушав объяснения представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Частью 1 статьи 7.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование объектами животного мира или водными биологическими ресурсами без разрешения, если разрешение обязательно, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением, а равно самовольная уступка права пользования объектами животного мира или права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса.
Отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов регулируются Законом об охоте и Законом о животном мире (статья 41 Закона о животном мире).
В силу части 5 статьи 14 Закона об охоте, нарушение которой вменяется в вину ООО "Спортивный охотничий клуб", оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты в закрепленных охотничьих угодьях осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании охотхозяйственных соглашений.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона об охоте охотхозяйственные соглашения заключаются с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на срок от двадцати до сорока девяти лет в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Закона об охоте).
В силу пункта 6 части 4 статьи 27 Закона об охоте в охотхозяйственном соглашении должны быть предусмотрены обязательства юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 31 Закона об охоте выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов физическому лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Закона (охотнику), в случаях осуществления им охоты в закрепленных охотничьих угодьях, осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Статьей 40 Закона о животном мире определены права и обязанности пользователей животным миром, в том числе предусмотрено, что пользователи животным миром имеют право заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира.
Проанализировав вышеприведенные нормы права, оценив условия заключенного между обществом и партнерством договора в порядке статьи 431 ГК РФ и приняв во внимание фактические обстоятельства его исполнения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалы дела не содержат доказательств самовольной уступки права пользования объектами животного мира.
Как отмечено судом первой инстанции, ООО "Спортивный охотничий клуб" организовало получение квот добычи охотничьих ресурсов и бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Соответствующие заявки подаются в Министерство от имени ООО "Спортивный охотничий клуб", квоты добычи охотничьих ресурсов устанавливаются и бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов выдаются Министерством на имя ООО "Спортивный охотничий клуб" его представителям. Выдача охотникам разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется от имени ООО "Спортивный охотничий клуб" (на всех бланках, являющихся документами строгой отчетности, проставлены реквизиты и печать ООО "Спортивный охотничий клуб"). В охотничьем угодье ООО "Спортивный охотничий клуб" ведется надлежащий учет выданных разрешений, в ходе проверки установлено, что разрешения выдаются только уполномоченными лицами (приказ НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец" от 01.01.2013 N 3 о назначении ответственных лиц). ООО "Спортивный охотничий клуб" самостоятельно исполняет обязанность по уплате сбора за пользование объектами животного мира.
Указанные факты свидетельствуют, что обществом избран способ для осуществления части своих обязательств по охотхозяйственному соглашению N 034 путем привлечения по договору НП "Спортивный охотничий клуб "Олонец", а не путем найма персонала в свой штат, что не означают переуступки права пользования объектами животного мира по указанному соглашению.
Уступка прав по общему правилу (глава 24 ГК РФ) означает выбытие лица из обязательства, тогда как в настоящем случае этого не произошло.
В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таком положении оспариваемое постановление Министерства правомерно признано незаконным и отменено.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения принятого решения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.05.2014 по делу N А26-458/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
О.И. Есипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-458/2014
Истец: ООО "СПОРТИВНЫЙ ОХОТНИЧИЙ КЛУБ"
Ответчик: Министерство сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия