г. Саратов |
|
04 августа 2014 г. |
Дело N А12-3765/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29"июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Грабко О.В., Пригаровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области, г. Волгоград, ОГРН 104340043324, ИНН 3445070230 и Администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области, г. Урюпинск, ОГРН 103341040122, ИНН 3438001187,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 июня 2014 года по делу N А12-3765/2014, судья Кремс Л.А.,
о взыскании с Муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка", Волгоградская область, г. Урюпинск, ОГРН 1053457063802, ИНН 3438006795 в бюджет ущерба в сумме 842 400 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области Паниной И.А., действующей на основании доверенности N 23 от 21.04.2014, Сергеева А.Н., действующего на основании доверенности N 7 от 14.01.2014,
администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области Кудиновой Е.С., действующей на основании доверенности N 22 от 18.03.2014, Литвинова А.Л., действующего на основании доверенности N 47 от 28.07.2014,
МУП "Санитарная очистка" Кудиновой Е.С., действующей на основании доверенности N 2 от 28.06.2014,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области поступило исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области о взыскании с Муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка" ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды в сумме 39 758 680 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 03 июня 2014 года с Муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка" в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области в бюджет взыскан ущерб в сумме 842 400 руб. С Муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка" в доход Федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 19 848 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа во взыскании суммы в размере 38 916 280 рублей, в остальной части решение оставить без изменения.
Администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить в части, принять по делу новый судебный акт о взыскании с Муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка" ущерба, причинённого химическим загрязнением почв в сумме 648 000 рублей.
Муниципальным унитарным предприятием "Санитарная очистка" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения поданных по делу апелляционных жалоб, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, для размещения твердых бытовых отходов, более 20 лет назад Администрацией г. Урюпинска по согласованию с экологической и санитарно-эпидемической службой, под размещение городской свалки был отведен земельный участок бывшего карьера кирпичного завода (глубиной 13 метров), расположенный по адресу: гора Восточная, 87 в г. Урюпинск.
Урюпинской межрайонной инспекцией по охране окружающей природной среды выдано согласие на отвод участка под свалку (письмо N 318 от 30.09.1993).
Земельный участок для временного складирования твердых бытовых отходов был определен постановлением администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области от 13.11.2010 N 601-п по адресу: Гора Восточная д. 87 г. Урюпинск.
Муниципальное унитарное предприятие "Санитарная очистка", осуществляя свою деятельность по сбору, транспортировке и временному складированию (накоплению) отходов производит складирование отходов на выделенном земельном участке, до завершения строительства склада твердых бытовых отходов на территории городского округа.
В соответствии с распоряжением руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области N 178 от 21.11.2013, в период с 26.11.2013 по 18.12.2013 была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия "Санитарная очистка".
Актом проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области N 178-Э от 18.12.2013 и материалами административных дел по ст. 8.2, ч. 2 ст. 8.6, ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, установлен факт несанкционированного размещения отходов и химического загрязнения почв, на земельном участке, предоставленном Администрацией городского округа г. Урюпинск Волгоградской области МУП "Саночистка" для целей складирования твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
Согласно "Методике исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды", утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2010 года N 238 истцом произведен расчет, согласно которому размер вреда, причиненный ответчиком почвам, как объекту охраны окружающей среды, составил 39 758 680 руб.
Полагая, что на ответчике лежит обязанность по возмещению ущерба, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области обратилось в арбитражный суд с иском к ответчику о возмещении причиненного вреда.
Частично отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции пришел к выводу, что Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 N 238 необоснованно применена истцом, поскольку предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, соответственно и расчет сделан не обоснованно, в связи с тем, что размещение отходов осуществлялось на разрешенной органом местного самоуправления территории.
Апелляционный суд с выводами суда первой инстанции согласен в силу следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
При этом возможность взыскания убытков закон связывает с доказыванием наличия и размера убытков, противоправного поведения лица, причинившего убытки, и наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) этого лица и наступившими отрицательными последствиями в виде убытков.
В соответствии с частью 2 статьи 74 Земельного кодекса Российской Федерации привлечение лица, виновного в совершении земельного правонарушения, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные нарушения и возместить причиненный им вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 названного закона).
Из положений данной статьи Федерального закона следует, что возмещение вреда, причиненного окружающей среде, по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде.
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен статьей 78 упомянутого Закона.
В силу пункта 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Данная норма также устанавливает определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Сумма заявленных к возмещению убытков состоит из размера вреда в результате несанкционированного размещения отходов в сумме 38 916 280 руб. и размера вреда, причиненного химическим загрязнением почв в сумме 468 000 руб. на загрязнённом участке свалки площадью 100 кв. м и в сумме 374 400 руб. на загрязнённом участке свалки площадью 80 кв.м.
Апелляционная коллегия изучив материалы дела, считает правомерны удовлетворение судом первой инстанции требования в части возмещения вреда, причиненного химическим загрязнением почв в сумме 468 000 руб. на загрязнённом участке свалки площадью 100 кв. м и в сумме 374 400 руб. на загрязнённом участке свалки площадью 80 кв.м, в общей сумме 842 400 руб. в силу следующего.
В пункте 4.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ от 26.01.1993) дано понятие "санкционированные свалки" - это разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
В пункте 4.7. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ от 26.01.1993) дано понятие "несанкционированная свалка" - это размещение отходов на неотведенной для этой цели территории.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела МУП "Санитарная очистка" осуществляет свою деятельность по сбору, транспортировке и временному складированию отходов на выделенном органами местного управления земельном участке до завершения строительства ТБО на территории городского округа.
Соответственно место для складирования отходов является временным, санкционированным, до строительства на территории города объекта размещения отходов - полигона ТБО.
Произведенный истцом расчет исчисления вреда, причиненного почвам, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.07.2010 г. N 238, правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку вышеуказанная методика предназначена для исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления, тогда как МУП "Санитарная очистка" размещает отходы на "санкционированной свалке".
Выводы суда первой инстанции в данной части не противоречат действующему законодательству.
В подтверждение того, что Администрацией городского округа г. Урюпинск принимаются все меры для строительства в городском округе объекта размещения отходов, в материалы дела были представлены документы.
Для строительства в городском округе объекта размещения отходов выполнены следующие мероприятия: утвержден градостроительный план земельного участка площадью 9,0 гектаров по адресу гора Восточная, 69 (постановление главы администрации городского округа город Урюпинск от 21.10.2008 года N 599); ГОУ ВПО "Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет" изготовлен проект на строительство полигона ТБО в г. Урюпинск, который прошел государственную экспертизу (заключение N 34-1-5-0579-08 от 29.09.2009). Общая стоимость изготовления проектно-сметной документации составила 5 млн. рублей (доля бюджета городского округа составляла 25%); городской округ город Урюпинск был включен в областную долгосрочную целевую инвестиционную программу "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Волгоградской области" на 2012-2014 годы; Администрацией Волгоградской области был проведен открытый конкурс на право заключения концессионного Соглашения сроком на 25 лет. По результатам конкурса с победителем ЗАО "Управление отходами" (г. Москва) заключено концессионное соглашение от 16.01.2012 на строительство полигона ТБО и мусоросортировочного комплекса; отделом по управлению имуществом администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области был предоставлен в аренду ГУП ВОАП "Волгоградоблстройинвест" (заказчик-застройщик Администрации Волгоградской области) земельный участок на основании распоряжения отдела по управлению имуществом администрации городского округа г. Урюпинск N 388-р от 27.12.2011 года.
Соответственно, после строительства полигона ТБО будут проведены мероприятия по размещению в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления накопившихся отходов и реконструкция земельного участка.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований в данной части.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области в части возмещения вреда, причиненного химическим загрязнением почв в сумме 842 400 руб., поскольку факт причинения вреда подтверждается протоколами количественного химического анализа почвы ФБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Волгоградской области" N 233 от 04.12.2013 г.; протоколами биотестирования отходов N 405, 404, 403, 402, 401, 406, 407 от 05.12.2013 и фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния земель, являются частичной компенсацией вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, а именно в результате химического загрязнения земельных участков.
Довод Администрации городского округа город Урюпинск Волгоградской области о том, что земельный участок, на котором размещало отходы МУП "Санитарная очистка" является земельным участком, отнесенным к территориальным зонам производственных инфраструктур, в связи с чем, при расчёте размера вреда причиненного химическим загрязнением почв, с учетом Методики исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238, к данному земельному участку необходимо применять коэффициент Кисх равный 1,0, а не 1,3, апелляционная коллеги отклоняет, как не подтвержденный материалами дела.
Судом первой инстанции правомерно при расчете размера причиненного вреда химическим загрязнением почв, применительно к Методики исчисления вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 N 238, к данному земельному участку применен коэффициент Кисх равный 1,3, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что вышеуказанный земельный участок используется в производственных целях.
Соответственно размер вреда, причиненный почвам в результате химического загрязнения земельных участков составляет 842 400 руб.
Расчет судебной коллегией проверен, соответствует пункту 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды.
Довод Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Волгоградской области о несанкционированном размещении МУП "Санитарная очистка" отходов не нашел свое подтверждение в материалах дела.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Следует отметить, что доводы апелляционных жалоб не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 03 июня 2014 года по делу N А12-3765/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Грабко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-3765/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области
Ответчик: МУП "Санитарная очистка"
Третье лицо: Администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-26564/15
20.05.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3505/15
13.03.2015 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3765/14
29.10.2014 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-15682/13
04.08.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6619/14
03.06.2014 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-3765/14