г. Тула |
|
6 августа 2014 г. |
Дело N А62-2413/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" (ОГРН 1066723005502, ИНН 6723019741), ответчика - Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (ОГРН 1126732010624, ИНН 6732042088), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.06.2014 по делу N А62-2413/2014 (судья Бажанова Е.Г.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания (далее по тексту - ответчик, департамент, административный орган) о назначении административного наказания от 27.03.2014 N 139.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.06.2014 (с учетом определения Арбитражного суда Смоленской области от 30.07.2014 об исправлении технической ошибки) заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным постановление о назначении административного наказания от 27.03.2014 N 139 департамента в части признания ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 Кодекса.
В апелляционной жалобе ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" просит данное решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что Лесной кодекс Российской Федерации не обязывает лесозаготовителя производить заготовку древесины после подачи лесной декларации, а лишь предоставляет ему право это сделать в установленные декларацией сроки и объеме. Неиспользование лесного участка (полное отсутствие рубок), по мнению апеллянта, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.25 Кодекса, поскольку в данном случае древесина не заготавливается, и поэтому нет необходимости проводить какие-либо мероприятия, предусмотренные Правилами заготовки древесины.
Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, департамент (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды лесных участков от 07.03.2008 N 20, на основании которого в аренду предоставлены лесные участки площадью 11 831 га, расположенные на территории Смоленской области, Гагаринский район, Гагаринское лесничество, Гжатское участковое лесничество, кварталы 1-22, 30-34, 48-87, 90-91, 93-98, 100-121 (учетная запись в государственном лесном реестре N 0002-2008-04).
Срок действия договора установлен на 49 лет с момента государственной регистрации (пункт 21 договора).
Указанный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Пунктом 4 договора предусмотрено, что лесные участки передаются арендатору для использования в целях заготовки древесины в объемах согласно приложению N 3.
Согласно подпунктам "а", "д", "е", "и" пункта 11 договора на ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" возложены, в том числе обязанности использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями настоящего договора; в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию; осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановления и уход за лесом на лесных участках на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 к настоящему договору.
Арендодателем и арендатором заключены дополнительные соглашения к договору от 21.11.2008 N 2, от 19.02.2010 (с протоколом разногласий), от 04.04.2011, от 27.06.2012, от 05.11.2013, которыми внесены изменения в договор в части ежегодных объемов использования лесов, сроков и размера уплаты арендной платы, площади переданных в аренду участков. Перечисленные дополнительные соглашения к договору зарегистрированы в установленном законом порядке.
ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" 21.01.2013 подана лесная декларация об использовании лесов для заготовки древесины в период с 31.01.2013 по 31.01.2014 на представленном в аренду лесном участке в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную (муниципальную) экспертизу, утвержденную 27.11.2009 Департаментом, в том числе в квартале 107, выделы 1, 8, 7, 9 Гжатского участкового лесничества Гагаринского лесничества. Согласно приложению N 1 к лесной декларации в указанном квартале в декларируемом периоде в выборочную рубку назначен лесной участок площадью 24,0 га с объемом заготовки древесины 1 936 куб. м.
Гагаринское лесничество - филиал ОГКУ "Смолупрлес" 05.02.2014 направило в адрес общества извещение N 3 о проведении осмотра места рубок (мест заготовки древесины), назначенного на 20.02.2014, предложив принять участие или направить представителя для участия в проверке соблюдения договорных обязательств по договору аренды от 07.03.2008 N 20 на территории Гжатского участкового лесничества квартал 107, выделы 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, квартал 108, выделы 2, 4, 6.
Участковым лесничим Гагаринского лесничества - филиала ОГКУ "Смолупрлес" Высоцким М.М. без участия представителей общества 20.02.2014 произведен осмотр мест рубок (мест заготовки древесины) лесного участка в Гжатском участковом лесничестве Гагаринского лесничества в квартале 107, выделах 1, 8, 7, 9 в ходе которого выявлено, что на лесном участке рубка лесных насаждений не проводилась.
По результатам осмотра составлен акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 20.02.2014.
Усмотрев в действиях ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель старшего государственного лесного инспектора по Смоленской области - лесничий Гагаринского лесничества - филиала ОГКУ "Смолупрлес" Воробьев Н.А. по факту нарушения ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" пунктов 5, 12, 19, подпункта "б" пункта 21, пунктов 22, 34 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.07.2011 N 337, подпункта "а" пункта 11 договора аренды лесных участков от 07.03.2008 N 20, статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации составил протокол об административном правонарушении от 05.03.2014 N 001375.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместитель начальника отдела федерального государственного лесного, охотничьего и пожарного надзора департамента Корнев В.Н. вынес постановление от 27.03.2014 N 139 о назначении обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 8.25 Кодекса, в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением департамента, ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частично удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Смоленской области исходил из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса и отсутствия оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение правил заготовки древесины.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 данного Кодекса, заключается в нарушении правил заготовки древесины.
Заготовка древесины как вид использования лесов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины (часть 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
Заготовка древесины на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании договоров аренды лесных участков.
В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, утвержденных приказом Россельхоза от 01.08.2011 N 337, Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414, Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, Правилами ухода за лесами, утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007 N 185.
В соответствии с пунктом 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 01.08.2011 N 337 (далее по тексту - Правила заготовки древесины) заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).
Согласно части 1 статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Порядок заполнения и подачи лесной декларации утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 N 18.
В силу пункта 2 Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок, не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.
В лесную декларацию, в том числе вносится информация о декларируемом периоде, сведения о видах и объемах использования лесов (пункты 4, 5 Порядка N 18).
Согласно пункту 10 Правил заготовки древесины на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, разрешается заготовка древесины в объеме, не совпадающем с допустимым объемом изъятия древесины по лесному участку, при условии, если суммарный объем древесины, заготовленной за последние 3 года, не превышает установленной расчетной лесосеки по лесничеству.
Пунктом 12 Правил заготовки древесины определено, что рубка лесных насаждений на каждой лесосеке, трелевка, частичная переработка, хранение и вывоз заготовленной древесины осуществляется лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускается в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.
Согласно пункту 13 Правил при заготовке древесины не допускается заготовка древесины по истечении разрешенного срока (включая предоставление отсрочки), а также заготовка древесины после приостановления или прекращения права пользования (подпункт "ж"); не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки (подпункт "к").
Проанализировав вышеперечисленные нормы суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что юридические лица обязаны осуществлять рубку лесных насаждений в объеме и сроки, определенные в лесной декларации, договоре аренды, а также в порядке, установленном Правилами N 337. При этом несоблюдение указанных условий является нарушением требований Правил N 337.
В силу пункта 63 Правил N 337 после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения данных правил, условий договора аренды лесного участка, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений.
Согласно пункту 66 Правил N 337 по результатам осмотра составляется акт осмотра мест рубок (приложение 3 к настоящим Правилам), в котором указываются сведения о соблюдении (несоблюдении) положений, предусмотренных технологической картой, лесной декларацией, проектом освоения лесов. При несоблюдении установленных правил и требований в акт осмотра мест рубок вносятся сведения о нарушениях, допущенных лицом, использующим леса при выполнении работ по заготовке древесины.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 21.01.2013 ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" подана лесная декларация об использовании лесов для заготовки древесины в период с 31.01.2013 по 31.01.2014, на основании которой в квартале 107, выделы 1, 8, 7, 9 Гжатского участкового лесничества Гагаринского лесничества, обществом в декларируемом периоде в выборочную рубку назначен лесной участок площадью 24,0 га с объемом заготовки древесины 1936 куб. м, а также проведение мероприятий по уходу за лесами.
Вместе с тем работы по заготовке древесины в срок до 31.01.2014 на этом участке не проводились, заявлений от ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН" о продлении сроков рубки лесных насаждений в адрес департамента не поступало.
Таким образом, как обоснованно заключил суд первой инстанции, обществом допущено нарушение требований статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 12, 13 Правил N 337.
Как справедливо отметил суд первой инстанции, нарушение требований этих норм приведет также и к нарушению положений статей 12, 61 ЛК РФ, поскольку в связи с неосуществлением в установленный в лесной декларации срок рубок лесных насаждений обществом нарушен принцип непрерывного, рационального, многоцелевого использования лесов и не осуществлены мероприятия по лесовосстановлению и уходу за лесами.
Выборочные рубки направлены на формирование устойчивых лесных насаждений. Отсутствие своевременной рубки ведет также к неблагоприятным последствиям - ветровалам, буреломам, поражению лесных насаждений болезнями и вредителями.
Факт совершения правонарушения подтверждается материалами дела: актом осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 20.02.2014, протоколом об административном правонарушении от 05.03.2014 N 001375.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о совершении обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.25 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Однако доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения Правил заготовки древесины, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении вмененных правонарушений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административный орган правомерно привлек общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 Кодекса.
Признавая необоснованными выводы административного органа о наличии в бездействии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 Кодекса, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, установлена частью 4 статьи 8.25 Кодекса, предусматривающей административное наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение установленных договором или иным документом о предоставлении лесного участка условий использования леса, лесных насаждений.
Согласно положениям статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора; условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Из оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется нарушение подпункта "а" пункта 11 договора аренды лесных участков от 07.03.2008 N 20, которым предусмотрена обязанность арендатора использовать лесные участки по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.
Таким образом, как справедливо указал суд первой инстанции, указанный пункт договора является отсылочным и не содержит условий, отличных от требований, содержащихся в вышеперечисленных нормативных правовых актах (статьях 16, 29 ЛК РФ, пунктах 5, 10, 12, 13 Правил N 337). Следовательно, в рассматриваемом случае должны применяться условия, определенные законом.
В связи с этим судом первой инстанции сделано обоснованное заключение, что нарушение Правил заготовки древесины образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 Кодекса, а не частью 4 статьи 8.25 Кодекса.
Признавая несостоятельными доводы общества о том, что оно неоднократно привлечено за одно и то же административное правонарушение, поскольку департаментом вынесено несколько постановлений о привлечении заявителя к административной ответственности относительно нарушений на территории, переданной в аренду по договору от 07.03.2008 N 20, и данных, отраженных в одной лесной декларации, поскольку департаментом неверно определено место совершения правонарушения (исходя из лесотаксационного выдела, а не исходя из лесосеки), суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (пункт 2 статьи 69 ЛК РФ).
Правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516.
В соответствии с пунктом 55 Лесоустроительной инструкции закрепление на местности местоположения границ эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков производится по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
Нарушения допущены обществом в разных кварталах и лесотаксационных выделах, имеющих различное географическое положение, площадь и объемы заготовки древесины, следовательно, как обоснованно указал суд первой инстанции, административным органом установлено несколько самостоятельных, хотя и одинаковых правонарушений. Доказательств обратного обществом не представлено.
Административное наказание назначено обществу в размере минимального штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.25 Кодекса (в действующей в период спорных отношений редакции).
Фиксация обстоятельств административного правонарушения, рассмотрение дела об административном правонарушении, произведены должностными лицами административного органа в пределах полномочий, установленных законом.
Нарушений административным органом процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не выявлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, оснований для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса, не имеется.
Постановление от 27.03.2014 N 139 вынесено уполномоченным лицом в пределах установленного статьи 4.5 Кодекса срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.06.2014 по делу N А62-2413/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2413/2014
Истец: ООО "ЭГГЕР ДРЕВПРОДУКТ ГАГАРИН"
Ответчик: Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания