г. Томск |
|
6 августа 2014 г. |
Дело N А67-5065/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усенко Н.А.,
судей Логачева К.Д., Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Матыскиной В.В.,
при участии:
от должника: без участия (извещен),
от конкурсного управляющего: без участия (извещен),
от ФНС России: Сибиревой Н.П., доверенность от 02.12.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Инспекции ФНС России по г. Томску (рег. N 07АП-5677/2014) на определение Арбитражного суда Томской области от 27 мая 2014 года (судья Идрисова С.З.) по делу N А67-5065/2013 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "СтроймонтажИнвест" (ОГРН 1067017163993, ИНН 7017155220, адрес: 634021, г. Томск, пр. Фрунзе, 119/1) по заявлению Федеральной налоговой службы в лице ИФНС России по г. Томску о включении требования в размере 523,28 руб. в реестр требований кредиторов,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Томской области от 07.02.2014 ООО "СтроймонтажИнвест" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Разуваев А.Г.
Сообщение об открытии в отношении должника конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 26 от 15.02.2014.
Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась 14.04.2014 в Арбитражный суд Томской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов ООО "СтроймонтажИнвест" в третью очередь требования в размере 523,28 руб. пеней, начисленных на сумму неуплаченного единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, включенную в реестр требований кредиторов на дату введения наблюдения.
Заявление обосновано статьей 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и мотивировано тем, что по состоянию на 03.02.2014 на сумму задолженности по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет и в Фонд социального страхования Российской Федерации, включенную в реестр требований кредиторов в процедуре наблюдения, начислены пени в общей сумме 523,28 руб. за период с 04.10.2013 по 02.02.2014, которые подлежат включению в реестр в следующей за наблюдением процедуре банкротства.
Определением Арбитражного суда Томской области от 27.05.2014 (резолютивная часть определения объявлена 20.05.2014) в удовлетворении требования отказано.
ФНС России не согласилась с определением Арбитражного суда Томской области от 27.05.2014, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления о включении в реестр требований кредиторов требования в размере 523,28 руб., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в определении, обстоятельствам дела.
По мнению уполномоченного органа, Закон о банкротстве не содержит запрета на начисление пеней на сумму долга, включенную в реестр требований кредиторов; требование об уплате пеней, начисленных в отношении реестровой задолженности до возбуждения дела о банкротстве и за период наблюдения, не является текущим и подлежит удовлетворению в порядке, установленном пунктом 3 статьи 137 Закона о банкротстве.
Должник, конкурсный управляющий, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 (части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса по имеющимся материалам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям и указал, что 07.07.2014 ООО "СтроймонтажИнвест" исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с ликвидацией.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя уполномоченного органа, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность определения Арбитражного суда Томской области от 27.05.2014, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Томской области от 10.10.2013 в отношении ООО "СтроймонтажИнвест" введена процедура банкротства - наблюдение.
Определением арбитражного суда от 12.12.2013 в реестр требований кредиторов ООО "СтроймонтажИнвест" в третью очередь включено требование Федеральной налоговой службы в размере 8 641,16 руб., в том числе: 5 587,18 руб. основного долга и 3 053,98 руб. пени.
Решением Арбитражного суда Томской области от 07.02.2014 ООО "СтроймонтажИнвест" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Сообщение об открытии в отношении должника конкурсного производства опубликовано в газете "Коммерсантъ" N 26 от 15.02.2014.
В установленный п. 1 ст. 142 Закона о банкротстве срок уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с новым требованием о включении в реестр требований кредиторов должника в третью очередь 523,28 руб. пеней.
Согласно расчету, приложенному к заявлению ФНС России, спорная сумма пеней начислена по состоянию на 03.02.2014 на задолженность по единому социальному налогу за 2008 год в сумме 5 587,18 руб. (зачисляемому в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования), а также страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за 3 и 4 кварталы 2008 года. Задолженность по ЕСН за 2008 год и соответствующие пени включены в реестр требований кредиторов должника определением арбитражного суда от 12.12.2013.
Суд первой инстанции, установив, что уполномоченным органом реализовано право на обращение в арбитражный суд с требованием к должнику в процедуре наблюдения, и по результатам рассмотрения заявления ФНС России вынесено определение о включении в реестр требований кредиторов требования в размере 5 587,18 руб. основного долга и соответствующих пеней в общей сумме 3 053,98 руб., пришел к выводу, что размер задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, является окончательным и оснований для удовлетворения нового требования ФНС России в размере 523,28 руб. не имеется.
Указанные выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству о банкротстве, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).
Согласно пункту 6 статьи 16 Закона о банкротстве основанием для включения арбитражным управляющим требования кредитора в реестр требований кредиторов должника является исключительно вступивший в силу судебный акт, устанавливающий состав и размер требования.
Согласно абз. 2 и 3 пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату открытия конкурсного производства.
Пунктом 3 статьи 4 настоящего Федерального закона предусмотрено, что размер денежных обязательств, считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства" уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является Федеральная налоговая служба.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве в ходе конкурсного производства установление размера требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Федерального закона. Реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Следуя разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 11 Постановления от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 4 Закона о банкротстве состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Состав и размер требований кредиторов, заявленных в ходе процедуры наблюдения (статья 71 Закона о банкротстве), определяются на дату введения процедуры наблюдения.
Анализ приведенных выше норм права с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что начисление пеней на сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству (обязательным платежам) является однократным, в связи с чем состав и размер требования кредиторов (уполномоченных органов), обратившихся с заявлением о признании должника банкротом, определяется на дату принятия заявления и возбуждения дела о банкротстве, а кредиторов (уполномоченных органов), заявивших свои требования в порядке, предусмотренном статьей 71 Закона о банкротстве, - на дату введения наблюдения и впоследствии состав и размер требований кредиторов (уполномоченных органов), установленных на дату введения процедуры наблюдения, не изменяются.
ФНС России реализовала в процедуре наблюдения свое право на предъявление к должнику требования об уплате ЕСН и страховых взносов в ПФ РФ за 2008 год и соответствующих пеней.
Установленный судом первой инстанции состав и размер требования ФНС России впоследствии изменению не подлежит.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования ФНС России в размере 523,28 руб. пеней, дополнительно начисленных за неуплату ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (реестровую задолженность) за период наблюдения до даты открытия конкурсного производства в отношении должника.
Иное толкование уполномоченным органом положений Закона о банкротстве не свидетельствует о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
Завершение конкурсного производства в отношении должника (определение суда от 30.05.2014) и исключение его из ЕГРЮЛ 07.07.2014 в связи с ликвидацией не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы на определение, вынесенное по результатам рассмотрения требования уполномоченного органа в порядке статьи 100 Закона о банкротстве (данная правовая позиция изложена Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления N 35 от 22.06.2012 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве").
В рассматриваемом случае приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции и оставления требования ФНС России без рассмотрения применительно к пункту 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная инстанция считает определение Арбитражного суда Томской области от 27.05.2014 законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - неподлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пунктом 1), 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Томской области от 27 мая 2014 года по делу N А67-5065/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усенко |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-5065/2013
Должник: ООО "СтроймонтажИнвест"
Третье лицо: Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Лига", Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация" "Сибирский центр экспертов антикризисного управления", Разуваев Александр Григорьевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Федеральная Налоговая служба России