г. Москва |
|
07 августа 2014 г. |
Дело N А40-27619/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.
судей: Алексеевой Е.Б., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мосесовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения г.Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2014 г.
по делу N А40-27619/14, принятое судьей В.Ф. Козловым (шифр судьи 53-239),
по иску Открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания"
(ОГРН 1047796974092, 119048, г.Москва, ул.Ефремова, д.10)
к Государственному казенному учреждению г. Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа"
(ОГРН 1087746433004, 119602, г.Москва, ул. Академика Анохина, д.6, корп.5)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
от истца: Войнова М.В. по доверенности от 12.09.2013;
от ответчика: Толстикова О.И. по доверенности от 24.07.2014,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению г.Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" о взыскании 107 585 913 руб. 61 коп. в возмещение разницы в тарифах.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 апреля 2014 года по делу N А40-27619/14 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что истец на основании договоров на снабжение тепловой энергией согласно реестру осуществил в период с января по март 2013 г. поставку тепловой энергии в жилые дома, находящиеся под управлением управляющих организаций согласно списку.
Факт оказания услуг теплоснабжения, размер поставленной тепловой энергии подтверждаются представленными в материалы дела актами, счетами, счетами-фактурами, отчетными ведомостями за потребленное тепло и теплоноситель.
Как следует из пункта 19 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" тарифы на тепловую энергию, применяемые ОАО "МОЭК" в расчетах с контрагентами, подлежат государственному регулированию федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей, обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, а также обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в пункте 4.2 постановления от 29.03.2011 N 2-П, регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.
Нормой пункта 2.2. постановления Правительства г. Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год" установлено, что разница в тарифах на тепловую энергию и горячую воду, установленных для ресурсоснабжающих организаций соответствующими постановлениями Региональной энергетической комиссии города Москвы, и льготных тарифах, утвержденных постановлением Правительства Москвы для расчетов с населением города Москвы, а также разница между экономически обоснованной ценой на твердое топливо (уголь), установленной Региональной энергетической комиссией города Москвы для снабжающей организации, и льготной розничной ценой, утвержденной постановлением Правительства Москвы для расчетов с населением города Москвы, проживающим в домах с печным отоплением, возмещаются за счет средств бюджета города Москвы.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Из приведенных норм следует, что основанием для предоставления теплоснабжающей организации субсидии на покрытие убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров (работ, услуг) населению, является выполнение Теплоснабжающей организацией обязанности по поставке тепловой энергии для бытовых нужд населения по тарифам, установленным Правительством Москвы, которые ниже фактических затрат ресурсоснабжающей организации.
Возможность и порядок предоставления субсидий по возмещению разницы в тарифах на покрытие убытков Теплоснабжающим организациям из бюджета города Москвы за 2013 год регламентирован пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Правительства г. Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке товаров (оказании услуг) населению" (далее -Порядок N 602), постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 N 963-ПП "Об утверждении положения о региональной энергетической комиссии г. Москвы", постановлением Правительства г. Москвы от 06.03.2013 N 124-ПП "Об утверждении положения о региональной энергетической комиссии г. Москвы (на правах департамента)", а также постановлением Правительства г. Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год".
Пунктом 3.7 Порядка N 602 установлено, что сумма субсидии из бюджета города Москвы определяется как разница между стоимостью фактически поставленной тепловой энергии для бытовых нужд населения, исчисленной по тарифу, утвержденному постановлением Региональной энергетической комиссии города Москвы для теплоснабжающей организации, и ее стоимостью, исчисленной по тарифам на тепловую энергию для нужд населения, установленным правовым актом Правительства Москвы.
Постановлением РЭК Москвы от 21.12.2012 N 381 для потребителей ОАО "МОЭК" установлен экономически обоснованный тариф на 2013 год в размере 1235,10 руб./Гкал. При отпуске тепловой энергии потребителям ОАО "МОЭК" осуществляет не только производство, но и передачу тепловой энергии по магистральным сетям, находящимся в собственности ОАО "МОЭК". Ввиду того, что центральные тепловые пункты (ЦТП) находятся на балансе (в собственности) потребителей - управляющих компаний, ТСЖ, в расчетах с последними ОАО "МОЭК" применяло тариф, установленный постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП (Приложение N 15) в размере 1075,43 руб./Гкал (648,00 руб./Гкал - тариф на производство ТЭ + 427,43 руб./Гкал - тариф на услуги по передаче ТЭ по магистральным сетям).
Таким образом, для получения межтарифной разницы, вышеуказанный льготный тариф, установленный для населения (без НДС), вычитается из тарифа, установленного для потребителей, подключенных к тепловой сети без дополнительного преобразования тепловой энергии на тепловых пунктах, что соответствует имеющимся в материалах дела доказательствам и действующему законодательству. Разница в тарифах, подлежащая возмещению за счет бюджета г. Москвы с января 2013 по декабрь 2013 года составляет: 323,72 руб./Гкал, а из расчета фактического объема тепловой энергии - 107 585 913 руб. 61 коп.
Право Истца на получение субсидий возникает из совокупности норм: части 4 статьи 154, части 2 статьи 157 ЖК РФ, статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункта 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, постановления Правительства Москвы от 31.10.2012 N 602-ПП "Об утверждении порядков предоставления субсидий из бюджета города Москвы ресурсоснабжающим организациям в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при поставке товаров (оказании услуг) населению", постановления Правительства Москвы от 27.11.2012 N 671-ПП "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения на 2013 год", постановления Региональной энергетической комиссии города Москвы от 21.12.2012 N 381 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "МОЭК", распоряжения Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 25.02.2013 N 05-14-42/3.
Данная позиция подтверждена практикой Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определения от 04.09.2009 N N 11028/09, 10952/09, 10945/09, 10941/09, от 31.08.2009 NN 10473/09, 10380/09).
Законом города Москвы от 21.11.2012 N 59 предусмотрено выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
Как следует из пункта 1.2. Порядка N 602 ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" является получателем бюджетных средств на возмещение разницы в тарифах жилищных (управляющих организаций), расположенных в Западном административном округе г. Москвы, и именно на ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" возложена обязанность по перечислению теплоснабжающим организациям (в том числе ОАО "МОЭК") субсидий, предусмотренных законодательством.
В силу позиции Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 06.12.2013 N 87 Истец представил расчет своих требований исходя из разницы между размером утвержденного экономически обоснованного тарифа и тарифом, установленным в размере ниже экономически обоснованного, а также доказанного количества ресурса, поставленного потребителям по такому тарифу.
Между ОАО "МОЭК" и ГКУ города Москвы "Дирекция ЖКХ и Б ЗАО" заключены договора N 02/13-ГВС от 22.02.2013 "О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы ресурсоснабжающей организации в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую для бытовых нужд населения" и между ОАО "МОЭК" и инженерной службой ЗАО - Филиал ГКУ города Москвы "Дирекцией ЖКХ и Б ЗАО" N 02/13-Э от 22.02.2013 "О предоставлении субсидии из бюджета города Москвы ресурсоснабжающей организации в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую для бытовых нужд населения в целях отопления".
В соответствии с условиями указанных договоров Ответчик обязан ежемесячно перечислять субсидию в ОАО "МОЭК".
В рамках реализации Постановления N 602-ПП от 31.10.2012 ОАО "МОЭК" направляет в филиалы ГКУ "Дирекция ЖКХиБ АО" акты-расчеты сумм субсидий, оформленные совместно с управляющими организациями, а также документы, подтверждающие объем фактически поставленной тепловой энергии.
Как правильно установил суд первой инстанции, ОАО "МОЭК" подтвердил поставку тепловой энергии актами приемки-передачи энергоресурсов за соответствующий период согласно договорам между потребителями (организацией, выполняющей функции управления многоквартирными домами) и теплоснабжающей организацией, подписанными обеими сторонами, и оплатами, производимыми жилищными организациями за фактически потребленную тепловую энергию согласно выставленным счетам.
Однако, субсидии за январь-декабрь 2013 г. на покрытие разницы в тарифах, применяемых в расчетах с управляющим организациями на общую сумму 107 585 913 руб. 61 коп. не выплачены.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, в т.ч. предусмотренных законом и иными правовыми актами (п. 2 ст. 307, ст. 8 Гражданского кодекса).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов ст. 309 ГК РФ.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил исковые требования в заявленном размере.
Довод ответчика о том, что получателем субсидии должен быть потребитель -управляющая компания, не соответствует материалам дела и действующему законодательству. Управляющие компании, в ведении которых находятся тепловые пункты, не являются теплоснабжающими организациями, тариф на тепловую энергию и горячую воду для указанных организаций не установлен. Обязательным условием для получения субсидий в соответствии с Порядком N 602 является наличие тарифа, утвержденного Региональной энергетической комиссией города Москвы для претендента на получение субсидии.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение на основании ст.ст. 8, 10, 11, 12, 309, 310, 315 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.04.2014 г. по делу N А40-27619/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения г.Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Западного административного округа" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А.Сазонова |
Судьи |
Е.Б.Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27619/2014
Истец: ОАО "МОЭК"
Ответчик: ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО" (Филиал), ГКУ "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЗАО"