город Ростов-на-Дону |
|
31 июля 2014 г. |
дело N А32-2684/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Горшенина Олега Александровича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2014
по делу N А32-2684/2014, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Горшенина Олега Александровича
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Горшенин Олег Александрович (далее - Глава КХФ; Горшенин О.А.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным бездействия департамента, выразившееся в уклонении от предоставления в аренду предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 23:47:0102001:92; о понуждении департамента принять решение о предоставлении предпринимателю земельного участка с кадастровым номером 23:47:0102001:92 и направить его в адрес предпринимателя в десятидневный срок.
Заявленные требования мотивированы необоснованным уклонением департамента как уполномоченного органа от предоставления испрашиваемых земельных участков.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что поданное предпринимателем заявление не соответствуют статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Горшенин Олег Александрович обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2014, признать незаконным бездействие Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю, выразившееся в уклонении от предоставления в аренду КФХ Горшенин О.А. земельного участка с кадастровым номером 23:47:0102001:92, обязать Департамент имущественных отношений по Краснодарскому краю предоставить земельный участок с кадастровым номером 23:47:0102001:92 крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
Горшенин О.А. в обоснование апелляционной жалобы указывает, что указанная Департаментом имущественных отношений причина отказа является необоснованной, а также, что заявителем в заявлении на предоставление земельного участка была подробная описана цель его предоставления. По мнению заявителя, вывод суда о том, что КФХ Горшенин О.А. не сможет обрабатывать земельный участок, площадью 333 га неверен, так как заявитель представлял суду предварительный договор аренды сельскохозяйственной техники, а вывод о необоснованности заявителем заявленной площади земельного участка является недоказанным.
Суд, рассмотрев ходатайство заявителя о рассмотрении в его отсутствие, проверив извещение заинтересованного лица по делу о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, определил рассмотреть дело в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 25.12.2013 предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 23:47:0102001:92, площадью 330 000 +/- 5 026 кв.м, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Новороссийск, с/о Раевский. К заявлению были приложены кадастровый паспорт на земельный участок, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, нотариально заверенная копия паспорта, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, заверенная нотариально копия свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
В качестве цели использования земельных участков указано - для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, овощеводства.
Площадь испрашиваемого земельного участка в заявлении не обоснована.
В письме от 14.01.2014 N 52-56ж/14-11.05 департамент указал, что на территории Краснодарского края предполагается осуществление федеральных и краевых программ, необходимым условием реализации которых является наличие свободных от прав третьих лиц земельных участков сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края как резерва, достаточного как для размещения объектов федерального и краевого значения, так и для компенсации землепользователям, в случае необходимости прекращения их прав на земельные участки, в связи, с чем рассмотрение вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка возможно после реализации указанных программ.
Не согласившись с решением департамента, предприниматель обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу пункта 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В соответствии со статьями 34, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, определяющими порядок предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лица, заинтересованные в предоставлении им земельного участка, обращаются с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления таких участков в аренду.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Согласно пункту 1 вышеназванной статьи Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определен способ защиты прав лица, обратившегося в уполномоченный орган за предоставлением земельного участка.
Так, решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Как видно из материалов дела, основанием к отказу в предоставлении предпринимателю земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:47:0102001:92, площадью 330 000 +/- 5 026 кв. м. явилась реализация непоименованных федеральных и краевых программ.
Однако, такие основания отказа не корреспондируют положениям Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не основаны на представленном предпринимателем пакете документов и позволяют департаменту произвольно отказывать любому обратившемуся в порядке статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" лицу в предоставлении земельных участков.
Так, отказ департамента по основаниям, изложенным в письме от 14.01.2014 N 52-56ж/14-11.05, является незаконным.
Вместе с тем, в удовлетворении требований предпринимателя следует отказать, поскольку им не был представлен пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть, в том числе обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Таким образом, закон связывает оценку обоснованности испрашиваемого размера земельных участков с числом членов фермерского хозяйства и видами планируемой деятельности.
Из материалов дела усматривается, что в качестве обоснования цели и размеров испрашиваемых земельных участков заявитель указал на осуществление деятельности фермерского хозяйства в виде выращивания зерновых культур и представил предварительный договор аренды сельскохозяйственной техники.
Апелляционный суд полагает, что предприниматель не обосновал размера предоставляемых земельных участков.
Обоснование размера земельного участка производится для оценки соразмерности истребуемых земельных участков материально-техническим и трудовым активам КФХ. Такие доказательства могли быть представлены заявителем и в суде первой инстанции.
Так, общая площадь испрашиваемых земельных участков составляет 330 000 +/- 5 026 кв. м. Участник крестьянского (фермерского) хозяйства - один. Фраза общего характера о намерении производить сельскохозяйственную продукцию, выращивать зерновые культуры не позволяет прийти к выводу об обоснованности размера испрашиваемых земельных участков.
Каких-либо документов, подтверждающих необходимый размер земельного участка и подтверждающих, что заявитель действительно намерен осуществлять деятельность по организации КФХ в материалы дела не представлено.
Предварительный договор аренды сельскохозяйственной техники (трактора) не является достаточным обоснованием намерений КФХ в отсутствие иных пояснений о возможности его использования единственным членом КФХ для целей обработки всего земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, поданное предпринимателем заявление не соответствует статье 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
При таких обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.05.2014 по делу N А32-2684/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2684/2014