г. Саратов |
|
29 июля 2014 г. |
Дело N А06-487/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Веряскиной С.Г., судей: Акимовой Л.Б., Александровой Л.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Качаевой Е.А.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Первая стивидорная компания" - С.И. Рогова по доверенности от 5 мая 2014 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (г. Ростов-на-Дону)
на решение арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2014 года по делу N А06-487/2014 (судья Т.А. Ковальчук)
по заявлению открытого акционерного общества "Первая стивидорная компания"
(Астраханская область, Лиманский район, с. Оля, ИНН 7719257030, ОГРН 1063021000668)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (Росприроднадзор) о признании незаконным и отмене постановления N 0219/01/615/2666/ПР/2013 от 24.12.2013 г., недействительным представления N 0219/01/615/2666/ПР/2013 от 24.12.2013 г., предписания N 0032/01/615/ПР/2013 от 04.12.2013 г.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Первая стивидорная компания" (далее общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 0219/01/615/2666/ПР/2013 от 24.12.2013 г., недействительным представления N 0219/01/615/2666/ПР/2013 от 24.12.2013 г. и предписания N 0032/01/615/ПР/2013 от 04.12.2013 г. Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (Росприроднадзор) (далее Департамент, административный орган ).
Решением арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2014 года признано незаконным и отменено постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу N 0219/01/615/2666/ПР/2013 от 24.12.2013 г. о привлечении к административной ответственности открытого акционерного общества "Первая Стивидорная Компания" по статьи 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 55000 рублей.
Признано незаконным и отменено представление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу N 0219/01/615/2666/ПР/2013 от 24.12.2013 г.
Признано недействительным Предписание Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу N 0032/01/615/ПР/2013 от 04.12.2013 г.
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на сайте суда в сети Интернет 17 июня 2014 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу без участия представителей Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (Росприроднадзор), надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
В порядке ст. 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 15.07.2014 объявлялся перерыв до 22 июля 2014 года до 16 часов 00 минут.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя общества, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании Приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу N 2666 от 11.10.2013 года в период с 07.11.2013 года по 03.12.2013 года проведена плановая выездная проверка деятельности ОАО "Первая Стивидорная компания" по вопросу соблюдения природоохранного законодательства (том 1 л.д. 73-82).
В ходе проверки установлено, что ОАО "Первая Стивидорная компания" не внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с расчетами платы (за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, за размещение отходов и потребления за 2 квартал 2013 года - до 20.07.2013 г., за 3 квартал 2013 г. - до 20.10.2013 года.
По результатам проверки составлен акт от 04.12.2013 года N 0040/01/615/2666/ПР/2013 (том 1 л.д. 113-121 ).
04.12.2013 года на основании проведенной проверки и акта от 04.12.2013 года Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу вынесено предписание N 0032/01/615/2666/ПР/2013 (том 1 л.д.122).
Данным предписанием Росприроднадзор обязал ОАО "Первая Стивидорная компания" при осуществлении негативного воздействия на окружающую среду в ходе деятельности ОАО "Первая Стивидорная компания" по адресу: Астраханская область, Лиманский район, с. Оля, ул. Чкалова, 29, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством и нормативно-правовыми актами РФ сроки.
24.12.2013 года Департаментом в отношении ОАО "Первая Стивидорная компания" вынесено представление N 0219/01/615/2666/ПР/2014 об обязании принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (том 1 л.д.133).
Постановлением N 0219/01/615/2666/ПР/2013 от 24.12.2013 года Департамент привлек ОАО "Первая Стивидорная компания" к административной ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа 55 000 рублей (том 1 л.д. 130-132).
Не согласившись с вынесенными ненормативными правовыми актами ОАО "Первая Стивидорная компания" обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недоказанности в действиях общества состава вменяемого в вину административного правонарушения.
Апелляционный суд считает выводы суда законными и обоснованными по следующим основаниям.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В ходе проведенной проверки установлено, что ОАО "Первая Стивидорная компания" не внесла плату за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с расчетами платы (за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, за размещение отходов и потребление за 2 квартал 2013 года - до 20.07.2013 г., за 3 квартал 2013 г. - до 20.10.2013 года.
Факт несвоевременного внесения обществом в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен материалами дела.
Однако, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные материалы дела об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции установил следующее. Из протокола об административном правонарушении и постановления о привлечении к административной ответственности, как и из иных материалов дела об административном правонарушении, не следует, что в ходе производства по делу об административном правонарушении были осуществлены все необходимые и достаточные для определения объективной стороны вменяемого правонарушения.
Описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
Как следует из оспариваемого постановления, в нем изложены только обстоятельства, установленные в ходе проверки, фактически без определения объективной стороны правонарушения.
Материалы административного производства (следовательно, и материалы арбитражного дела) должны содержать достаточное описание события правонарушения для возможности квалификации объективной стороны как деяния, нарушающего соответствующие нормы закона.
Исходя из положений ст. ст. 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных административным органом в ходе административного производства соответствующих доказательств - протокола об административном правонарушении, иных протоколов, предусмотренных КоАП РФ, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего, свидетелей, заключений эксперта, иных документов, а также показаний специальных технических средств, вещественных доказательств. Не допускается использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч. ч. 2, 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов ведется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно положениям статей 65, 189 и 210 АПК Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Однако из протокола об административном правонарушении от 13.12.2013 г., постановления от 24.12.2013 г. по делу об административном правонарушении, а также из материалов дела не следует, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Заявителем осуществляется только временное скопление отходов в специализированных мусорных контейнерах, а не их хранение и размещение. В подтверждение данного факта обществом в материалы дела представлен действующий договор N 70/ТБО-14 на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов, заключенный со специализированной организацией - Межмуниципальное ООО "Эколог".
При таких обстоятельствах привлечение Общества к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 КоАП Российской Федерации по рассматриваемому эпизоду нельзя признать законным.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 14561/08, от 20 июля 2010 года N 4433/10 и от 12 июля 2011 года N 1752/11.
Постановлением административного органа ОАО "Первая Стивидорная компания" также вменена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, чем, нарушило ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферно воздуха"
Согласно статье 16 Закона об охране окружающей среды взимание рассматриваемой платы предусмотрено, среди прочего, за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Закон об охране окружающей среды определяет понятие "загрязняющее вещество" - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Из изложенного следует, что для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы.
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно положениям ст.ст. 65 и 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие факт загрязнения со стороны ОАО "Первая Стивидорная Компания" атмосферного воздуха. Во время проведения выездной плановой проверки Отделом по надзору на море Департамента Федеральной службы по надзору на море в сфере природопользования по ЮФО не было произведено ни замеров, позволяющих определить наличие подобных выбросов вредных веществ, ни какой-либо другой фиксации (фотосъемка, видеосъемка), выявляющей деятельность ОАО "Первая Стивидорная Компания", в рамках которой образовывались бы загрязняющие выбросы в атмосферный воздух.
Ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении N 0219/01/615/2666/ПР/2013 от 24 декабря 2013 года не указано, на основании чего сделан вывод о том, что ОАО "Первая Стивидорная Компания" осуществляет негативное воздействие на атмосферный воздух в смысле, придаваемом такому воздействию ст.ст. 1,16 Закона об охране окружающей среды, ст. 28 Закона об охране атмосферного воздуха.
При таких обстоятельствах привлечение Общества к административной ответственности в соответствии со статьей 8.41 КоАП Российской Федерации по рассматриваемому эпизоду нельзя признать законным.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В соответствии с абзацем 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановление по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
Следовательно, выданные ОАО "Первая Стивидорная компания" представление N 0219/01/615/2666/ПР/2013 от 24.12.2013 г. и предписание N 0032/01/615/ПР/2013 от 04.12.2013 г. предписывающие вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодательством и нормативно-правовыми актами РФ сроки, правомерно признаны судом первой инстанции незаконными.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 27 мая 2014 года по делу N А06-487/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-487/2014
Истец: ОАО "Первая Стивидорная Компания"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО в лице Отдела по надзору на море (г. Астрахань, г. Лагань)