г. Ессентуки |
|
06 августа 2014 г. |
Дело N А61-590/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2014 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Осетия-Энергосети" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.05.2014 по делу N А61-590/2014 (судья Н.М.Базиева)
по заявлению Территориального отдела (Инспекции) государственного надзора по республикам Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Осетия-Энергосети" к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Осетия-Энергосети" - Цховребов О.С. по доверенности от 15.01.2014 N 3.
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел государственного надзора ЮМТУ Росстандарта республик ЮФО и СКФО (Республика Северная Осетия-Алания) (далее -административный орган, ЮМТУ Росстандарта) обратился в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о привлечении ООО "Осетия-Энергосети" (далее Общество) к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 16 мая 2014 года Общество с ограниченной ответственностью "Осетия-Энергости" (ИНН 1511015672, КПП 151601001) расположенное по адресу: РСО-Алания, г. Беслан, ул. Цаликова 2 привлечено к административной ответственности по статье 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решение мотивированно наличием состава вменяемого обществу правонарушения, отсутствием нарушений процедуры привлечения общества к ответственности.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "Осетия-Энергосети" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, действия общества не образуют состава вменяемого правонарушения, так как письмом от 17.02.2014 N 29 ООО "Осетия-Энергосети" сообщило заявителю, что не может представить запрашиваемые документы и сведения, указанные в пункте 3 и пункте 4 требования N 16-34/09 ввиду отсутствия у общества средств измерений, указанных в требовании.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, выслушав представителя стороны, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.05.2014 по делу N А61-590/2014, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что приказом ЮМТУ Госстандарта от 17.01.2014 N 0130/60 назначено проведение плановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Осетия-Энергосети" с целью государственного контроля (надзора) в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"; государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании",
Приказ о проведении плановой выездной проверки от 17.01.2014 N 01 -30/60 получен Обществом 10.02.2014 (входящий N 73 ).
В адрес общества было направление требование от 14.02.2014 N 16-34/09 о предоставлении документов и сведений, которым у Общества были истребованы: приказ о назначении руководителя предприятия или выписка из протокола собрания об его избрании, реквизиты предприятия, с указанием телефона с кодом населенного пункта, факс, перечень средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений с указанием структурных подразделений, на которых они эксплуатируются и адресов этих подразделений, свидетельства о проверке средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, доверенность, подтверждающая право уполномоченного представителя ООО "Осетия-Энергосети" на участие при проведении проверки и подписания, составленных при проверке документов, в том числе протоколов об административном правонарушении. Срок представления документов был установлен до 16 часов 00 минут 17.02.2014.
ООО "Осетия-Энергосети" сопроводительным письмом от 17.02.2014 N 29, полученным ЮМТУ Росстрандарт 13.02.2014 за входящим N 16-34/09, административному органу направленно решение N 7 от 19.04.2011, реквизиты общества, доверенность на представителя. В данном письме общество сообщило о невозможности представления перечня средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений с указанием структурных подразделений на которых они эксплуатируются и адресов этих подразделений, свидетельства о проверке средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, в связи с отсутствием указанных средств у общества, указав, что в необходимых случаях для проведения измерений обществом привлекаются сторонние организации.
В связи с уклонением от представления запрашиваемых документов и сведений заявителем 19.02.2014 в адрес общества направлена телеграмма с уведомлением о вручении, которым общество извещалось о составлении в отношении него 21.02.2014 протокола об административном правонарушении и ему предложено обеспечить явку своего представителя для составления протокола. Согласно телеграфному уведомлению телеграмма вручена лично директору Общества 20.02.2014.
Законный представитель Общества 21.02.2014 для составления протокола не явился, и ЮМТУ Росстандарта в его отсутствие по указанному выше факту был составлен протокол об административном правонарушении от 21.02.2014 N 16-28/01. Действия общества квалифицированы ЮМТУ Росстандарта по статье 19.33 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по статье 19.33 КоАП РФ.
В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 19.33 КоАП РФ непредставление либо уклонение изготовителя, исполнителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя), продавца от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.23, частью 2 статьи 13.4, статьями 13.8 и 14.37 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон 102-ФЗ) предусмотрено, что государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Согласно пункту 21 статьи 2 Закона N 102-ФЗ, пункту 6.2 Рекомендаций по межгосударственной стандартизации РМГ 29-99 "Государственная система обеспечения единства измерений. Метрология. Основные термины и определения", утвержденных постановлением Госстандарта России от 17.05.2000 N 139-ст средство измерений - это техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.
В силу статьи 15 Закона N 102-ФЗ федеральный государственный метрологический надзор осуществляется за: 1) соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к измерениям, единицам величин, а также к эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений при их выпуске из производства, ввозе на территорию Российской Федерации, продаже и применении на территории Российской Федерации; 2) наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений. Федеральный государственный метрологический надзор распространяется на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих: 1) измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений; 2) выпуск из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений, а также их ввоз на территорию Российской Федерации, продажу и применение на территории Российской Федерации; 3) расфасовку товаров.
Статьей 34 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрены полномочия органов государственного контроля (надзора) на основании положений данного Федерального закона и требований технических регламентов осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.
Частью 2 пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" установлено, что Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Этим же Постановлением утверждено Положение "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", согласно пункту 5.3.4 которого оно осуществляет проведение в установленном порядке проверки средств измерений в Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о Южном межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденного приказом Росстандарта от 17.08.2010 N 3053, к полномочиям управления отнесены государственный метрологический надзор, контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов, государственный надзор за соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
В силу пункта 66 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьей 19.33 Кодекса, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор.
Проверка в отношении Общества проведена уполномоченным органом, и протокол об административном правонарушении от 21.02.2014 N 16-28/01 составлен полномочным должностным лицом.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В статье 2 названного Федерального закона определено, что государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
В ходе контрольно-надзорного мероприятия, права Общества, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" соблюдены, нарушений судом не выявлено.
В части 5 статьи 12 Закона N 294-ФЗ установлена обязанность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Соответственно, с назначением проверки на юридическое лицо возлагается установленная законом обязанность по предоставлению документов и обеспечению доступа к объектам проверки, которая конкретизируется и доводится до сведения проверяемого в распоряжении о проверке посредством указания мероприятий по контролю, а также перечня документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.
Требование о предоставлении документов и сведений от 14.02.2014 N 16-34/09 получено обществом своевременно. Обществом не представлены документы, указанные в пунктах 3 и 4 требования, а именно: перечень средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений с указанием структурных подразделений, на которых они эксплуатируются и адресов этих подразделений, и свидетельства о поверке средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Довод апелляционной жалобы о невозможности представления указанных документов и сведений, приведенных в письме N 29 от 17.02.2014, опровергается материалами дела.
Согласно договору N 47 от 02.03.2010 оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), заключенному между ОАО "МРСК Северного Кавказа" и ООО "Осетия-Энергосети" (пункт 2.1.4) на последнего возложена обязанность поддерживать в надлежащем техническом состоянии принадлежащие ему средства релейной защиты и противоаварийной автоматики, приборы учета электрической энергии и мощности, устройства, обеспечивающие регулирование реактивной мощности, а также иные устройства, необходимые для поддержания требуемых параметров надежности и качества электрической энергии и соблюдать требования, установленные для эксплуатации указанных средств, приборов и устройств. Пунктом 2.1.14 установлена обязанность общества в установленные сроки после согласования с ОАО "МРСК Северного Кавказа" обеспечивать поверку, установку и замену средств коммерческого учета электрической энергии в соответствии с приложением N 3, не находящихся на балансе ОАО "МРСК СК".
Приложением N 3 и приложением N 6 к договору подтверждается наличие у общества средств коммерческого учета электрической энергии.
Заключение данного договора и его действие представитель общества подтвердил в судебном заседании. Представитель общества подтвердил в судебном заседании, что Общество является собственником средств учета электроэнергии, указанных в данном договоре.
Ссылка представителя общества на соглашение N 06/14 от 09.01.2014, согласно которому приборы учета электрической энергии, согласно приложению N 1 к данному соглашению переданы на обслуживание ОАО "МРСК СК", не принимается судом в связи со следующим.
Передача на обслуживание иному лицу приборов учета электрической энергии не освобождает общество как собственника от бремени их содержания и от обязанности эксплуатировать их в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством (статья 210 Гражданского кодекса РФ) и, соответственно, не освобождает от обязанности предоставлять по ним документы и сведения по требованию заявителя в рамках осуществляемой проверки.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по выполнению в установленный срок требований административного органа, и в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.33 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении от 21.02.2014 N 16-28/01 составлен в полном соответствии с законом и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
При производстве по административному делу управлением соблюден порядок привлечения общества к административной ответственности.
Материалами дела доказана вина общества во вменяемом правонарушении, т.к. причины неисполнения требования управления носили субъективный характер.
Таким образом, общество подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.33 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило сведений о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения, вины общества в совершении правонарушения, соблюдении процедуры и сроков давности привлечения к ответственности, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств и определения размера штрафа в пределах установленной санкции.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.05.2014 по делу N А61-590/2014.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 16.05.2014 по делу N А61-590/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-590/2014
Истец: Территориальный отдел государственного надзора по республикам Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа, Южное межрегиональное территориальное управление Росстандарта, ЮМТУ Росстандарта
Ответчик: ООО "Осетия-Энергосети"
Третье лицо: ООО "Осетия-Энергосети"