г. Москва |
|
4 августа 2014 г. |
Дело N А40-26334/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Марковой Т.Т., Румянцева П.В., |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Палехский-Агро"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2014 г. по делу N А40-26334/14, принятое судьей Нариманидзе Н.А.
по иску Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Палехский-Агро" (155620, Ивановская обл., п. Палех, ул. Лагерная, д. 12)
к Департаменту по недропользованию по ЦФО (117105, г. Москва, Варшавское ш., д. 39А)
о признании недействительной части приложения к лицензии на пользование недрами
при участии:
от заявителя: |
Нилов С.М. по доверенности от 03.12.2013 лист дела 74; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратился Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Палехский-Агро" с заявлением к Департаменту по недропользованию по Центральному федеральному округу Федерального агентства по недропользованию в лице Отдела геологии и лицензирования по Ивановской области о признании недействительными пунктов 3.3,3.4,3.5 в полном объеме, абзаца седьмого п.15.2, абзаца восьмого п. 15.2 приложения 1 "Условия пользования недрами" лицензии ИВА 00067 ВЭ, выданной Центрнедра СПК "Палехский-Агро".
Решением суда от 19.05.2014 г. в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что лицензия без условий определенных законом, не может считаться действительной.
С решением суда не согласился заявитель - Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоза) "Палехский-Агро" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что условия пользования недрами, являются сделкой, совершенной ответчиком, а также, что выводы суда не основаны на законе.
Представитель ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 21.07.2014 г. по 28.07.2014 г.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, Департаментом по недропользованию по Центральному Федеральному округу Федерального агентства по недропользованию Сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоз) "Палехский-Агро" выдана лицензия ИВА 00067 ВЭ зарегистрированная 07.06.2013 сроком до 15.05.2018 г. с приложением к лицензии.
Не согласившись с отдельными пунктами приложения 1 лицензии, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Как правильно установлено судом первой инстанции предметом иска является оспаривание условий действия лицензии на пользование недрами, т.е. властных предписаний основанных на требованиях закона "О недрах" и являющихся неотъемлемой частью лицензии. Лицензия без условий определенных законом, не может считаться действительной. При предоставлении государственным органом государственной услуги - выдача лицензии на право пользования недрами по своей юридической природе не является заключением какого-либо договора или совершением сделки. Лицензия - это специальное государственное разрешение и при предоставлении права пользования недрами государственный орган осуществляет публично-властные полномочия, а не вступает в гражданско-правовые отношения с заявителями. Приложение к лицензии самостоятельным документом не является и может рассматриваться только совместно с выданной лицензией.
Лицензия заявителю предоставлена на условиях разведки и добычи подземных вод, для хозяйственно-питьевого водоснабжения сельских населенных пунктов и технологического обеспечения водой сельскохозяйственных объектов (л.д.14).
Согласно ст. 28 Закона о недрах государственному учету и включению в государственный реестр подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензии на пользование недрами. Государственные учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
В соответствии со ст. 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Согласно ст. 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 29 Закона о недрах предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр. Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации платы за проведение органами государственной власти субъектов Российской Федерации указанной экспертизы в части участков недр местного значения. Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации.
В данном случае размер и порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы установлены в Положении о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. N 69. При этом взимание платы за проведение государственной экспертизы производится в зависимости от вида полезного ископаемого, участка недр, категории месторождений.
Исходя из положений Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод, утвержденных Приказом Минприроды России от 31.12.2010 N 569, подготовка и предоставление документов на государственную экспертизу осуществляется пользователем недр.
Таким образом, условия по оценке запасов и государственной экспертизе запасов подземных вод, подготовка технического проекта водозабора, предусмотрены действующим законодательством о недрах и являются обязательными условиями для заявителя.
Данный вывод согласуется с судебной арбитражной практикой (постановление ФАС МО по делу А40-84623/13).
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 3.3, 3.4, 3.5 в полном объеме, абзаца седьмого п.15.2, абзаца восьмого п. 15.2 приложения 1 "Условия пользования недрами" лицензии ИВА 00067 ВЭ, выданной СПК "Палехский-Агро".
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. ст. 104, 110 АПК РФ Сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоза) "Палехский-Агро" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.05.2014 г. по делу N А40-26334/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Сельскохозяйственному производственному кооперативу (колхоза) "Палехский-Агро" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26334/2014
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Палехский-Агро", СПК Палехский-Агро
Ответчик: Департамент Росприроднадзора по ЦФО, Отдел геологии и лицензирования по Ивановской области Департамента по недропользованию по ЦФО