г. Москва |
|
31 июля 2014 г. |
Дело N А40-36647/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
при ведении протокола |
помощником судьи Струковой В.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ФГУП "Канал имени Москвы"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 мая 2014 года, принятого в порядке упрощенного производства, по делу N А40-36647/2014 (149-314)
по заявлению ФГУП "Канал имени Москвы" (ОГРН 1027739526671, 125362, г.Москва, ул.Водников, 1)
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу, Старшему государственному инспектору по охране природы Департамента Росприроднадзора по Центральному Федеральному округу Абдуллаеву Г.М. ЦФО
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Аничкин Д.А. по дов. от 24.12.2013 N 411/13; |
от ответчиков: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 13 мая 2014 года ФГУП "Канал имени Москвы" (далее - Общество) было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 27.02.2013 г. N 10-35/299 о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 272.1 АПК РФ в порядке упрощенного производства.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции, вопреки доводам заявителя, дана надлежащая правовая оценка собранным по делу доказательствам, которую поддерживает и апелляционный суд.
Как следует из материалов дела, на основании служебной записки б/н от 05.11.2013 г. о фактах, указывающих на допущение юридическими лицами нарушений в области обращения с отходами, а именно отсутствие зарегистрированных в установленном законодательством порядке документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 19 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст.П, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления"), было вынесено Определение N 10-34/625 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГУП "Канал имени Москвы" по ст. 8.2 и проведении административного расследования с целью истребования сведения и получения дополнительных материалов, руководствуясь ст.ст. 28.7 и 26.10 КоАП РФ.
В ходе производственной деятельности ФГУП "Канал имени Москвы" на территории филиала Тушинский район гидротехнических сооружений (гидроузел N 9) по адресу местонахождения 125362, г. Москва, Карамышевская Набережная, д. 9 (г/у N 9) (СЗАО) образуются отходы производства и потребления в количестве 14 наименований, из них 6 отходов относятся к опасным I - IV класса опасности.
Факт образования отходов производства и потребления подтверждается следующими документами: Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N 08-21678 от 11.07.2008 г.; Форма государственной статистической отчетности 2ТП - (отходы); Журнал учета движения отходов; Документы, подтверждающие вывоз отходов на полигон: договора, акты вывоза за 1 - 4 квартал 2012 г., 1 квартал 2013 г.; Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2012 г.; Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2013 г.; Документы, подтверждающие факт внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 квартал 2012 г. и 1-2 квартал 2013 г. (копии); Платежные поручения.
ФГУП "Канал имени Москвы" осуществляет производственную деятельность на территории филиала Тушинский район гидротехнических сооружений (гидроузел N 9) по адресу местонахождения 125362, г. Москва, Карамышевская Набережная, д. 9 (г/у N 9) (СЗАО) в отсутствии лимита на размещение отходов согласованного в установленном законодательством порядке. Срок действия ранее полученного Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 11.07.2013 г., что является нарушением ст. ст. 11, 18 ФЗ от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления.
Нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, транспортировке и ином обращении с отходами производства и потребления, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
По указанному факту старшим государственным инспектором по охране природы Департамента Росприроднадзора по ЦФО в отношении ФГУП "Канал имени Москвы" составлен протокол от 14.02.2014 г. N 10-33/215 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП г. Москвы.
Указанный протокол составлен в присутствии представителя общества -Смирнова И.М. по доверенности N 412/13 от 24.12.2013 г., законный представитель извещен уведомлением N А-2.
На основании указанного протокола государственным инспектором по охране природы в ЦФО в присутствии представителя общества Смирнова И.М. по доверенности N 412/13 от 24.12.2013 г., рассмотрено дело об административном правонарушении и вынесено оспариваемое постановление N 10-35/299 от 27.02.2014 г. о привлечении ФГУП "Канал имени Москвы" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП г. Москвы с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФГУП "Канал имени Москвы" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В ч. 7 ст. 210 АПК РФ указывается, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В настоящем случае, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не установлено.
При этом, суд правомерно указал на то, что в соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой права, являются отношения по охране окружающей среды, порядок природопользования. Виновный посягает на установленные требования и порядок работы с отходами производства и потребления.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействия на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу положений ст. 64 Закона об охране окружающей среды контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Согласно ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В силу ст. 1 Закона об отходах обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Положениями Закона об отходах установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Соответственно, юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
В силу ст. ст. 11, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок ведения учета в области обращения с отходами утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.09.2011 N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами". В соответствии с п. 5 данного приказа учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
ФГУП "Канал имени Москвы" осуществляет производственную деятельность на территории филиала Тушинский район гидротехнических сооружений (гидроузел N 9) по адресу местонахождения 125362, г. Москва, Карамышевская Набережная, д. 9 (г/у N 9) (СЗАО) в отсутствии лимита на размещение отходов согласованного в установленном законодательством порядке. Срок действия ранее полученного Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 11.07.2013 г.Определением от 11.11.2013 г. об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении государственный инспектор установил необходимость получения материалов (сведений), необходимых для разрешения дела и определил руководствуясь ст. 26.10 КоАП РФ, в трехдневный срок с момента получения определения предоставить сведения.
Предприятием были представлены учредительные документы по структурным подразделениям. Предприятие осуществляет свою деятельность в Тверской, Ярославской, Ивановской, Владимирской, Рязанской, Калужской, Тульской, Московской областях и "Городе Москве через 10 обособленных структурных подразделений - филиалов. Предприятие представило заверенные копии документов 7 обособленных структурных подразделений -филиалов и Управления ФГУП "Канал имени Москвы", расположенных в Москве и Московской области.
Из материалов дела видно, что административным органом дважды было направлено Уведомление на составление протокола об административном деле в адрес ФГУП "Канал имени Москвы", однако Предприятие дважды направляло ходатайство об отложении. Департамент отнесся с пониманием к организации и удовлетворял ходатайства.
Департаментом повторно направлялся запрос о предоставления документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, но документы по четырем объектом были представлены предприятием только в момент составления протокола.
На составлении протокола представитель Заявителя представил недействующие документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:
- филиал Тушинский район гидротехнических сооружений (гидроузел N 8) срок действия Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 11.07.2013 г.
- филиал Тушинский район гидротехнических сооружений (гидроузел N 7) срок действия Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 12.08.2013 г.
- филиал Тушинский район гидротехнических сооружений (ГЭС-193) срок действия Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 06.08.2013 г.
- филиал Тушинский район гидротехнических сооружений (гидроузел N 9) срок действия Лимита на размещение отходов производства и потребления окончен 11.07.2013 г.
По действующему законодательству юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разработать проект нормативов образования отходов и утвердить лимит на их размещение.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) разрабатывается во исполнение Федерального Закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (статей 5,14, 22, 41, 51).
Под термин "осуществляющий деятельность в области обращения с отходами" попадают практически все юридические и физические лица, которые образуют отходы производства и потребления.
Разработанный проект ПНООЛР согласовывается на 5 лет в Департаменте Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
На основании согласованного проекта утверждается "Лимит на размещение отходов".
Лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования и захоронения, способы и условия размещения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Лимит размещения отходов - это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов, или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования.
Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению.
Проект нормативов образования отходов и лимит размещения разрабатывается для каждого территориально обособленного подразделения отдельно.
ФГУП "Канал имени Москвы" осуществляет производственную деятельность на территории филиала Тушинский район гидротехнических сооружений (гидроузел N 9) по адресу местонахождения 125362, г. Москва, Карамышевская Набережная, д. 9 (г/у N 9) (СЗАО) не имеет согласованный в соответствии с требованием законодательства РФ Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и "Лимит на размещение отходов", что является нарушением ст. 11, 18 Федерального Закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в действиях заявителя события вмененных административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обстоятельства, указанные в частях 1 или 2 ст. 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалы дела не представлено и судом не установлено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, административным органом был соблюден установленный порядок привлечения к ответственности, в связи с чем, отсутствуют нарушения норм материального и процессуального права при вынесении оспариваемого постановления.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются судом несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ч.3 ст.229, ст.ст.266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 13 мая 2014 года по делу N А40-36647/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36647/2014
Истец: ФГУП "Канал имени Москвы"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере припродопользования по ЦФО, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО
Третье лицо: Старший государственный инспектор по охране природы департамента Росприроднадзора по ЦФО Абдуллаев Г. М.