г. Владивосток |
|
31 июля 2014 г. |
Дело N А24-1445/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей С.В. Гуцалюк, Е.Н. Номоконовой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская объединенная управляющая компания",
апелляционное производство N 05АП-9073/2014
на решение от 05.06.2014
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-1445/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская объединенная управляющая компания" (ИНН 4101127240, ОГРН 1084101005592, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 24.11.2008)
к Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края (ИНН 4101115936, ОГРН 1074101002227, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.04.2007)
об оспаривании постановления от 28.03.2014 N 17/03-14 о привлечении к административной ответственности,
при участии: стороны не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городская объединенная управляющая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд в порядке главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением с учетом дополнений от 15.05.2014 о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного экологического надзора Камчатского края (далее - административный орган, инспекция) от 28.03.2014 N 17/03-14, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.2, 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 130000 руб.
Решением от 05.06.2014 в удовлетворении требований общества отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке вынесенный судебный акт, заявитель ссылается на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что он осуществляет деятельность по обращению с отходами, а, следовательно, является субъектом деятельности в сфере обращения отходов, поскольку им осуществляется только организация вывоза отходов и мест их накопления, но не сама деятельность по вывозу и накоплению отходов. Считает, что оспариваемое постановление вынесено должностным лицом инспекции, не уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, осуществляющих государственный экологический контроль. С учетом доводов апелляционной жалобы общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Инспекция в представленном в материалы дела отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела и им дана надлежащая оценка, в связи с чем решение отмене или изменению не подлежит.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенных в пункте 5 Постановления от 17.02.2011 N 12, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. Административный орган ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы без своего участия. В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
14.03.2014 инспекцией в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2014 год на основании приказа от 18.10.2013 N 19/14 проведена плановая выездная проверка общества в области соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, результаты которой оформлены актом N 32/03-14 от 26.03.2014.
В ходе проверки инспекция установила, что в нарушение Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) и Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) обществом не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в территориальные ораны Росприроднадзора за 2013 год, не представлены паспорта отходов 1-4 класса опасности, не представлен порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, не ведется журнал учета движения отходов в установленном законом порядке, не составляются расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и не производится плата за негативное воздействие на окружающую среду.
27.03.2014 по фактам выявленных нарушений в отношении общества должностным лицом инспекции составлен протокол N 35/03-14 об административном правонарушении, а 28.03.2014 - постановление N 17/03-14 о назначении административного наказания, которым заявитель был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьями 8.2, 8.5 КоАП РФ, и ему по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 130000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене в силу следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды, охраняемые от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территории.
Объективная сторона данного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Статьёй 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию и состоянии окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 51 Закон N 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи Закона N 7-ФЗ).
По правилам статьи 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Той же нормой обращение с отходами определяется как деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В свою очередь сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
В силу статьи 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Пунктом 3 статьи 18 названного Закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок учета в области обращения с отходами, утвержденный приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (далее - Порядок учета N 721), устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах.
По правилам пункта 4 названного Порядка учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.
Учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период (пункт 5 Порядка учета N 721).
В силу пунктов 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
Перечень образующихся в Российской Федерации отходов по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, систематизирован Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 N 786.
В соответствии с названным Федеральным классификационным каталогом люминесцентные лампы ртутьсодержащие отнесены к отходам 1-го класса опасности, отходы от жилищ (код 9110000000000), включающие в себя отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код 9110010001004 - четвертый класс опасности).
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (статья 26 Закона N 89-ФЗ).
Порядок предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 (далее - Порядок N 30).
Согласно пунктам 3, 4, 5 Порядка субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности заявителя является управление и эксплуатация жилого фонда.
В управлении общества находятся 33 многоквартирных жилых дома. В процессе осуществления деятельности по управлению домами общество осуществляет сбор отходов от собственников квартир, в том числе: отработанные ртутьсодержащие лампы собираются в отдельном помещении, твердые бытовые отходы, образующиеся в результате деятельности заявителя по управлению жилыми домами, собираются в металлический мусоросборный контейнер. Общество заключает договоры со специализированными предприятиями на сбор, вывоз, захоронение твердых бытовых отходов и крупногабаритных отходов, а также сбор и утилизацию отходов I-IV класса опасности.
Таким образом, вывод административного органа о том, что общество как управляющая организация в рамках деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами осуществляет деятельность по сбору и накоплению отходов, в том числе на основе договоров со специализированными организациями, в результате чего происходит воздействие на окружающую среду, является правильным.
В этой связи доводы общества о том, что оно не ведёт деятельность по обращению с отходами, и не является субъектом названной деятельности, были обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Подпунктами "д" и "д1" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, а также организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
При этом Правилами N 491 обязанность, как по организации мест для накопления, так и само накопление отработанных ртутьсодержащих ламп, возложена именно на управляющие организации, которой по настоящему делу является общество.
Как установлено судебной коллегией, заявитель на основании договора N 1 (9-3) от 01.01.2012, заключенного с МУП "Спецтранс", передавал накопленные твердые бытовые отходы и крупногабаритные отходы с контейнерных площадок от находящихся в его управлении жилых домов. Кроме того, в силу договора N 137 от 01.04.2013, заключенного с ООО "Экология" общество передавало на прием и утилизацию отходы I-IV класса опасности.
Между тем в нарушение Закона N 89-ФЗ, Порядка N 30 и Порядка учета N 721 обществом не ведется учет движения отходов в установленной форме, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в территориальные органы Росприроднадзора за 2013 год не представлена, паспорта отходов I-IV класса опасности и Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами отсутствуют.
Принимая во внимание изложенное, апелляционная коллегия находит правильным вывод административного органа о том, что действия (бездействия) общества по неисполнению требований законодательства в области обращения с отходами образуют составы административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2, 8.5 КоАП РФ.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются: протокол об административном правонарушении от 27.03.2014 N 35/03-14, акт проверки от 26.03.2014 N 32/03-14, акт обследования территории от 14.03.2014 N 09/03-14, договор на выполнение работ по вывозу твердых бытовых и крупногабаритных отходов, содержанию контейнерных площадок от 01.01.2012 N 1 (9-3) и приложение к нему, акты выполненных работ и счета к данному договору, договор по приему и утилизации веществ (отходов) от 01.04.2013 N 137 с приложениями, письмо Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю от 19.03.2014 N ВР-06/1074, а также иные материалы дела.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Обязанность доказывания вины возложена на административный орган.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая во внимание, что обществом не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований законодательства об охране окружающей среды и об обращении отходов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что факты совершения обществом административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.2, 8.5 КоАП РФ, и вина общества в их совершении подтверждены материалами административного дела.
Оценивая правильность соблюдения процедуры и сроков привлечения к административной ответственности, суд установил, что управлением были соблюдены требования законодательства об извещении заявителя о времени и месте составления протокола, рассмотрения дела об административном правонарушении и не нарушены нормы статей 28.2, 28.5 КоАП РФ.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, управлением также соблюдены.
Оценивая довод заявителя жалобы о вынесении оспариваемого постановления неуполномоченным лицом, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
По правилам части 1 статьи 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в частности, статьями 8.2, 8.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 23.29 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 статьи 23.29 КоАП РФ, вправе, в том числе, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по охране природы (пункт 9 части 2 названной статьи).
Статьей 6 Закона N 7-ФЗ осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Постановлением Правительства Камчатского края от 19.12.2008 N 440-П утверждено Положение об инспекции государственного экологического надзора Камчатского края (далее - Положение N 440-П).
На основании данного Положения инспекция наделена полномочием по осуществлению регионального экологического надзора в области обращения с отходами (пункт 2.1 Положения), а должностные лица инспекции имеют право, в том числе, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований (пункт 2.3 Положения).
Постановлением Правительства Камчатского края от 17.01.2008 N 2-П утверждён Перечень должностных лиц инспекции, осуществляющих государственный экологический и водный контроль в Камчатском крае, в которых также включены государственные инспекторы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление было вынесено уполномоченным должностным лицом, поскольку вопросы производства по делам об административных правонарушениях в области обращения с отходами находятся в сфере ведения инспекции как органа, осуществляющего региональный экологический надзор.
Проверка наложенного на общество административного штрафа показала, что он был назначен обществу в пределах санкций статьи 8.2 и статьи 8.5 КоАП РФ в сумме 130000 руб. учетом положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
Оснований для квалификации деяния общества как малозначительного суд апелляционной инстанции не находит, поскольку с учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела установлено пренебрежительное отношение общества к возложенным на него публично-правовым обязанностям, а доказательств отсутствия общественной опасности деяния не имеется.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в признании незаконным и отмене постановления административного органа о назначении административного наказания.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 05.06.2014 по делу N А24-1445/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
С.В. Гуцалюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-1445/2014
Истец: ООО "Городская объединенная управляющая компания"
Ответчик: Инспекция государственного экологического надзора Камчатского края