г. Чита |
|
5 августа 2014 г. |
Дело N А19-2669/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 5 августа 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Назарова Алексея Анатольевича, ликвидатора Общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой", на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года по делу N А19-2669/2014 по заявлению Закрытого акционерного общества "СибЭнергоРемСтрой" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" от 14.01.2014 за государственным регистрационным номером 2143850006848,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Назарова Алексея Анатольевича, ликвидатора Общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" (суд первой инстанции: Мусихина Т.Ю.)
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Закрытое акционерное общество "СибЭнергоРемСтрой" (ОГРН 1093850027480, ИНН 3849006174, место нахождения: 664044, г. Иркутск, ул. Карьерная, 1Б; далее - ЗАО "СибЭнергоРемСтрой", Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (ОГРН 1083849000014, ИНН 3849000013, место нахождения: 664007, г. Иркутск, ул. Советская, 55; далее - Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительной записи Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" (ИНН 3811134642, ОГРН 1093850028194) от 14.01.2014 за государственным регистрационным номером 2143850006848, как несоответствующей положениям статей 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен ликвидатор Общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" Назаров Алексей Анатольевич (место жительства: Иркутская область, г. Иркутск; далее - ликвидатор Назаров А.А.).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при осуществлении государственной регистрации ликвидации Общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" (далее - ООО "ГарантСтрой") нарушен предусмотренный гражданским законодательством порядок ликвидации юридического лица и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые и достоверные документы в регистрирующий орган не представлены.
Суд посчитал нарушенными права и законные интересы заявителя как кредитора общества, которого ликвидатор общества должным образом письменно не уведомил о ликвидации, при том, что кредитор заявил претензию и в последующем инициировал судебное разбирательство.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ликвидатор Назаров Алексей Анатольевич обратился с апелляционной жалобой в суд апелляционной инстанции, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
По мнению ликвидатора Назарова А.А., у регистрирующего органа имелись основания для принятия решения о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и внесения соответствующей записи, поскольку представленный ликвидатором ООО "ГарантСтрой" пакет документов о ликвидации общества соответствовал перечню документов, установленному в Законе N 129-ФЗ, установленный законом порядок ликвидации обществом соблюден, промежуточный и ликвидационный балансы общества на момент их составления и представления соответствовали требованиям закона и содержали достоверную информацию.
ЗАО "СибЭнергоРемСтрой" не являлось кредитором ООО "ГарантСтрой" на момент государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с ликвидацией и внесения записи в ЕГРЮЛ. По данным бухгалтерской отчетности у общества отсутствовали кредиторы, не было и судебных решений о взыскании с ООО "ГарантСтрой" задолженности в пользу ЗАО "СибЭнергоРемСтрой".
Доводы заявителя о предъявленной претензии по вопросу качества автомобиля, и, как следствие, возникшей на этом основании обязанности ООО "ГарантСтрой" оплатить ЗАО "СибЭнергоРемСтрой" заявило в претензии требование о выплате убытков, которые расценены истцом как кредиторская задолженность, судом необоснованно не приняты во внимание доводы представителя ликвидатора об отсутствии причинно-следственной связи между виновными действиями ООО "ГарантСтрой" и наступившими для истца неблагоприятными последствиями.
После получения ответа на претензию ЗАО "СибЭнергоРемСтрой" не обращалось в адрес ликвидатора с требованием о включении задолженности и не заявляло повторных претензий по оплате произведенного ООО "АнгарА" ремонта, в связи с чем у ликвидатора общества не имелось оснований расценивать ЗАО "СибЭнергоРемСтрой" как кредитора.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "СибЭнергоРемСтрой" указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция в отзыве полагает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, просит решение суда первой инстанции отменить.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается отчетом о публикации 25.06.2014 на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству. Копии определения о принятии апелляционной жалобы направлены лицам, участвующим в деле, в установленном порядке, и получены ими, что подтверждается почтовыми уведомлениями о вручении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Инспекция известила суд о возможности рассмотрения дела в ее отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Судом апелляционной инстанции на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 20 мин. 29 июля 2014 года, о чем размещена информация на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.07.2014. После перерыва лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" зарегистрировано в качестве юридического лица при создании 24.11.2009 за основным государственным регистрационным номером 1093850028194. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц единственным учредителем общества и его руководителем являлся Назаров Алексей Анатольевич; основной вид деятельности - торговля автотранспортными средствами.
20 сентября 2013 года единственным участником ООО "ГарантСтрой" принято решение о ликвидации Общества, ликвидатором назначен Назаров А.А.
20 сентября 2013 года в Инспекцию представлено уведомление о ликвидации юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой".
Сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "ГарантСтрой" опубликовано в Вестнике государственной регистрации (часть 1 N 41 (450) от 16.10.2013/414).
19 декабря 2013 года единственным участником Общества (ликвидатором) Назаровым А.А. утвержден промежуточный ликвидационный баланс Общества, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись N 2133850542527.
27 декабря 2013 года единственным участником ООО "ГарантСтрой" (ликвидатором) Назаровым А.А. утвержден ликвидационный баланс Общества.
30 декабря 2013 года ликвидатором ООО "ГарантСтрой" в Инспекцию представлено заявление о ликвидации Общества с приложением пакета документов, в том числе, ликвидационного баланса.
14 января 2014 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за государственным регистрационным номером 2143850006848 о прекращении деятельности юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "ГарантСтрой" (ИНН 3811134642, ОГРН 1093850028194) в связи с его ликвидацией.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 03.03.2014 ООО "ГарантСтрой" ликвидировано по решению его учредителей.
ЗАО "СибЭнергоРемСтрой", полагая незаконным внесение регистрационной записи в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности ООО "ГарантСтрой" в связи с его ликвидацией, обратилось в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении требований заявителя подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных действий органов, осуществляющих публичные полномочия, установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли такие действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании таких действий незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61-64 Гражданского кодекса РФ.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия (ликвидатор) принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный Ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, и в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с пунктами 26 и 27 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских хозяйств), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2012 N 87н, для предоставления государственной услуги при принятии решения о ликвидации юридического лица в инспекцию по месту нахождения ликвидируемого юридического лица представляются подписанное заявителем уведомление о ликвидации юридического лица по форме, утвержденной в соответствии с Законом N 129-ФЗ, с приложением решения о ликвидации юридического лица. Для предоставления государственной услуги по государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в инспекцию по месту нахождения ликвидируемого юридического лица представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной в соответствии с Законом N 129-ФЗ; ликвидационный баланс.
Следовательно, после истечения срока предъявления требований кредиторов, независимо от того заявлялись такие требования или нет, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Общий правовой подход Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенный в Постановлении от 13.10.2011 N 7075/11, сводится к недопустимости внесения в ликвидационные балансы явно недостоверных сведений - составление балансов без учета обязательств ликвидируемого лица, о наличии которых доподлинно известно, и которые не по вине кредиторов не были отражены в балансах.
Установленный статьями 61-64 Гражданского кодекса РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 05.03.2013 N 14449/12, согласно положениям статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия и ликвидатор прежде всего должны совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с кредиторами, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели реальную возможность реализовать право на предъявление требований в пределах срока, установленного ликвидационной комиссией, ликвидатором.
Данные правовые подходы подтверждены в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2014 N 127/14.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в заявлении, поданном в регистрирующий орган, ликвидатор указал, что порядок ликвидации юридического лица, установленный федеральным законом, соблюден, обязательств перед кредиторами не имеется.
Согласно ликвидационному балансу активы ООО "ГарантСтрой" составляют 0 руб., пассивы 0 руб., в том числе по строке 1520 "кредиторская задолженность" 0 руб. В промежуточном ликвидационном балансе кредиторская задолженность также составляет 0 руб.
Вместе с тем, из материалов дела следует и установлено судом, что на момент утверждения и регистрации промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов ООО "ГарантСтрой" в производстве Арбитражного суда Иркутской области находилось дело N А19-17682/2013 по иску ЗАО "СибЭнергоРемСтрой" к ООО "ГарантСтрой" о взыскании 420 161 руб. 96 коп., составляющих денежные средства в результате неисполнения ООО "ГрантСтрой" гарантийных обязательств в рамках договора N 2190ИР/2013 от 30.05.2013, связанных с неисправностью автомобиля BMW X6.
Гарантийный случай по договору N 2190ИР/2013 от 30.05.2013 возник в июле 2013 года; претензии с требованием о возмещении понесенных расходов, связанных с устранением недостатков в автомобиле, в адрес ООО "ГарантСтрой" от заявителя поступили 08.08.2013 и 02.09.2013.
В судебном заседании установлено, что на момент утверждения промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов Обществу и его ликвидатору было известно о неисполненных перед заявителем обязательствах. До утверждения промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов ООО "ГарантСтрой" заявитель обращался к Обществу с требованием оплатить долг по договору N 2190ИР/2013 от 30.05.2013, а также инициировал судебный процесс о взыскании задолженности (дело N А19-17682/2013).
Соответственно, Обществу и его ликвидатору было достоверно известно о наличии заявленного ЗАО "СибЭнергоРемСтрой" требования по компенсации расходов, связанных с исполнением гарантийных обязательств, в том числе, путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. Отвечая на заявленную Обществом претензию, ООО "ГарантСтрой" направило заявителю письмо от 02.10.2013, при этом не сообщив заявителю о принятом решении о ликвидации юридического лица.
В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств ООО "ГарантСтрой" перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения.
При установленных по делу обстоятельствах и действующем правовом регулировании, а также сформированных правовых позициях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при осуществлении государственной регистрации ликвидации ООО "ГарантСтрой" нарушен предусмотренный гражданским законодательством порядок ликвидации юридического лица, запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности общества в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Учитывая, что установленный законом порядок ликвидации ООО "ГарантСтрой" не соблюден, поданные в регистрирующий орган заявление и ликвидационный баланс содержат недостоверные сведения, основания для принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи отсутствовали.
Оспариваемым решением регистрирующего органа нарушены права и законные интересы ЗАО "СибЭнергоРемСтрой, как кредитора, имеющего право требовать надлежащего исполнения гражданско-правовых обязательств.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции в том, что сам факт публикации в "Вестнике государственной регистрации" сведений о ликвидации ООО "СибЭнергоРемСтрой, при установленных обстоятельствах того, что ликвидатору было известно о неисполненных обязательствах перед кредитором, между тем ликвидатор должным образом письменно не уведомил кредитора о ликвидации должника, не свидетельствует о надлежащем извещении кредитора и соблюдении процедуры ликвидации.
Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись достаточные основания для удовлетворения требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованности требования ЗАО "СибЭнергоРемСтрой" к ООО "ГарантСтрой" не имеют значения для рассмотрения настоящего спора, в связи с чем судом отклоняются.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2014 года по делу N А19-2669/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.В. Ткаченко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2669/2014
Истец: ЗАО "СибЭнергоРемСтрой"
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области
Третье лицо: Назаров Алексей Анатольевич