г. Пермь |
|
31 июля 2014 г. |
Дело N А60-49868/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Е. О.
судей Дюкина В.Ю., Скромовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Андреевской Е.И.,
при участии:
от заинтересованного лица - администрации городского округа Ревда: Муралева К.П., паспорт, доверенность от 28.07.2012,
от иных, лиц, участвующих в деле, представители не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя,
ИП Зиновьевой Екатерины Андреевны,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 28 марта 2014 года
по делу N А60-49868/2013,
принятое судьей Григорьевой С.Ю.,
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Екатерины Андреевны (ОГРНИП 312668420600012, ИНН 662706280421)
к Администрации городского округа Ревда,
третьи лица: Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Донковцев Евгений Юрьевич, Изгагина Людмила Викторовна,
о признании действий незаконными,
установил:
индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьева Екатерина Андреевна (далее - предприниматель Зиновьева Е.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Администрации городского округа Ревда (далее - администрация, заинтересованной лицо) по отказу в утверждении схемы расположения и предоставлении в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Екатерины Андреевны земельного участка общей площадью 3 580 000-м", с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, южнее реки Кислянка Дегтярская, в аренду сроком на 49 лет, незаконными; об обязании администрацию ГО Ревда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Екатерины Андреевны; об обязании главы администрации ГО Ревда утвердить и выдать схему расположения границ земельного участка площадью 3 580 000-м", с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, южнее реки Кислянка Дегтярская; об обязании главы администрации ГО Ревда в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта земельного участка площадью 3 580 000м2, с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, южнее реки Кислянка Дегтярская, принять решение и предоставить этот земельный участок в аренду главе крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Е.А. сроком на 49 лет; об обязании главы администрации ГО Ревда в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка площадью 3 580 000-м", с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, южнее реки Кислянка Дегтярская в аренду, заключить с главой крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Е.А. договор аренды; о признании недействительными постановлений об утверждении схем расположения земельных участков третьим лицам N 106 от 27.01.2014г.N 105 от 27.01.2014.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Донковцев Евгений Юрьевич, Изгагина Людмила Викторовна.
Решением суда от 28 марта 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Зиновьева Е.А. обжалует решение в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, заявленные предпринимателем требования удовлетворить. Заявитель жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе указывает, что те обстоятельства, которые не были указаны в осрариваемом отказе в предоставлении земельного участка, не могут учитываться при оценке законности такого отказа. Ссылаясь на позицию Президиума ВАС РФ, изложенную в Постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 7865/13 по делу N А76-6588/2012, считает, что Закон об обороте земель сельско-хозяйственного назначения в настоящем деле применению не подлежал. Ссылаясь на судебный акт ФПС Поволжского округа по делу NА49-2957/2012, указывает, что поступившие заявления Изгагиной Л.В. от 24.01.2014 и Донковцева Е.Ю. от 24.12.2013, как и сообщения о предоставлении земельных участков опубликованные 23.12.2013 в газете "Муниципальные ведомости" не могут быть квалифицированы как основание для предоставления спорных земельных участков с проведением торгов, поскольку заявления от указанных лиц поступили позднее получения оспоренного отказа.
Администрация городского округа представила письменный отзыв, в котором отклонила доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Зиновьева Екатерина Андреевна зарегистрирована в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 24.07.2012.
13.11.2013 предприниматель обратился в администрацию городского округа Ревда с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2580000 кв.м для ведения сельскохозяйственной деятельности в аренду сроком на 49 лет.
До обращения заявителя в администрацию поступили заявления от главы фермерского хозяйства Изгагиной Л.В. и главы фермерского хозяйства Донковцева Е.Ю.
Администрация письмом от 12.12.2013 N 2925з сообщила заявителю о том, что в границах испрашиваемого земельного участка проходит ЛЭП, грунтовая дорога общего пользования и частично попадают водные объекты, на часть земельного участка площадью 100 га уже подано заявление о предоставлении в аренду для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Сообщение о предоставлении земельных участков опубликовано 23.12.2013 в газете "Муниципальные ведомости".
Заявитель, полагая, что отказ администрации является незаконным, нарушает его права в области предпринимательской деятельности, обратился с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 200, ст. 201 АПК РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Заявитель по смыслу ч. 1 ст. 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно п. 1 ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Как следует из пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса, при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Названный Закон определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
В силу п. 1 ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 4 ст. Закона о фермерском хозяйстве).
Нормы Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", предусматривающие порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и к Федеральному закону N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", которые, в связи с этим, не подлежат применению к отношениям, сложившимся между администрацией и крестьянским хозяйством. Указанная правовая позиция согласовывается с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 7865/13.
Вместе с тем исходя из общих принципов земельного законодательства и системного толкования указанных норм следует, что если на право аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения одновременно претендуют несколько крестьянских хозяйств, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, передаются на торгах.
Таким образом, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения в настоящем деле применению не подлежал, однако, при этом, применение судом первой инстанции норм указанного закона не повлекло за собой принятия неверного решения.
Материалами дела подтверждается, что кроме главы крестьянского (фермерского) хозяйства - Зиновьевой Е.А., с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду до обращения заявителя обращались также другие фермерские хозяйства. Наличие статуса главы крестьянского фермерского хозяйства у указанных заявителей на момент обращения подтверждается материалами дела, а также информационными выписками из ЕГРИП. Администрацией в оспариваемом отказе о поданном заявлении о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства иным лицом было указано, в связи с чем соответствующие доводы жалобы подлежат отклонению.
Как следует из материалов дела, 23.12.2013 в общественно-политическом бюллетене Думы и администрации городского округа Ревда N 50(535), были опубликованы предполагаемые для передачи в аренду для ведения сельского хозяйства свободные земельные участки, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения. Всего было предложено для передачи 3 земельных участка, кадастровый квартал 66:21:1301002:18. Сообщение содержит ссылку на то, что желающим получить в аренду земельный участок необходимо в месячный срок после публикации извещения обратиться в администрацию. Доказательств обращения Зиновьевой с соответствующим заявлением после публикации не представлено.
На основании заявлений от КФХ Изгагиной Л.В., КФХ Донковцева Е.Ю., администрацией были подготовлены постановления об утверждении схем расположения земельных участок площадью 1477301 кв. м и 78816 кв. м.
Поскольку отказ в утверждении схемы и предоставлении испрашиваемого участка, минуя процедуру опубликования, по причине того, что на этот участок также претендует иное лицо, является обоснованным, иные основания, послужившие отказом, не имеют правового значения и их оценка не влечет принятие по настоящему делу иного судебного акта.
При указанных обстоятельствах решение суда отмене не подлежит. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на её заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 марта 2014 года по делу N А60-49868/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.О. Гладких |
Судьи |
В.Ю. Дюкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-49868/2013
Истец: Ип Зиновьева Екатерина Андреевна
Ответчик: Администрация городского округа Ревда
Третье лицо: Донковцева Евгения Юрьевна, Изгагина Людмила Викторовна, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области