город Ростов-на-Дону |
|
07 августа 2014 г. |
дело N А53-7324/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смотровой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоренко Я.И.,
при участии:
от заявителя: представителя Суворова В.И. по доверенности от 04.03.2014;
от заинтересованного лица: представителя Лысенко В.А. по доверенности от 22.04.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощённого призводства апелляционную жалобу ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 09.06.2014 по делу N А53-7324/2014
по заявлению ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
к Административной инспекции администрации Ростовской области о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Паутовой Л.Н.,
УСТАНОВИЛ:
ФГКУ "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Административной инспекции администрации Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N Р-00711 от 20.03.2014 о привлечении к административной ответственности по статье 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В соответствии со статьей 226 АПК РФ дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 09.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью факта наличия в действиях учреждения состава вмененного ему правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что у учреждения отсутствуют полномочия по самостоятельному заключению договоров на выполнение работ по охране, уборке, благоустройству, содержанию земельных участков, закрепленных за учреждением.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке упрощенного производства.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель административной инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.03.2014 сотрудниками инспекции было установлено, что по адресному ориентиру: г. Ростов-на-Дону, район Северного кладбища, военный городок N 140, земельный участок (КН 61:44:0082615:0034) в трехстах метрах от пересечения ул. Вавилова с ул. Зрелищная, в створе ул. Зрелищная, учреждение не предприняло надлежащих мер по содержанию, уборке и благоустройству территории указанного земельного участка, являющегося собственностью Министерства обороны РФ и находящегося в управлении учреждения (в границах указанного земельного участка неустановленными лицами длительное время накапливаются и размещаются отходы производства и потребления в несанкционированном месте, что привело к образованию несанкционированной свалки отходов), чем нарушены требования пункта 16 раздела 3 и пункта 14 раздела 4 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.2012 N 282.
Указанные обстоятельства зафиксированы административным органом в акте проверки от 13.03.2014, а также путем фотографирования.
14.03.2014 инспекцией, в отсутствие законного представителя учреждения, при наличии доказательств его надлежащего извещения составлен протокол N Р-0711 об административном правонарушении по статье 5.1 Областного закона "Об административных правонарушениях" N 273-ЗС от 25.10.2002.
20.03.2014, рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, уполномоченное должностное лицо инспекции, в присутствии представителя учреждения по доверенности, вынесло постановление N Р-0711 о привлечении учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, проверив соответствие
Статьей 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" (далее - Областной закон N 273-ЗС) предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов.
Решением городской думы от 13.06.2012 N 282 утверждены Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону (далее - Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, включая прилегающие к границам зданий и ограждений, а также внутренние производственные территории, для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности.
Благоустройство включает в себя совокупность мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий для жизни и здоровья населения на территории города, включающих в себя уборку, содержание территории города и расположенных на ней объектов, а также поддержание чистоты и порядка всеми членами городского сообщества.
Пунктом 4 раздела 3 Правил установлено, что не допускается нарушение установленных настоящими Правилами, нормативными актами Администрации города, отраслевыми регламентами и иными документами требований к выполнению работ по благоустройству, содержанию и уборке, в том числе повлекшее загрязнение территорий города.
Ответственность за своевременность и качество выполнения работ по благоустройству и уборке, а также за поддержание чистоты на объектах благоустройства несут собственники (владельцы).
В случае привлечения на договорной основе подрядной организации собственники (владельцы) обязаны обеспечить контроль своевременности и качества выполнения работ, а при ненадлежащем выполнении работ со стороны подрядной организации предпринять меры, предусмотренные условиями договора, для устранения нарушений и ликвидации их последствий (при возникновении).
В соответствии с пунктом 16 раздела 3 Правил, собственники (владельцы) обязаны обеспечить содержание и уборку длительное время не используемых и не осваиваемых территорий, находящихся в собственности или владении.
Содержание и уборка муниципальных, длительное время не используемых и не осваиваемых территорий организуется уполномоченными подразделениями администраций районов.
Пунктом 14 раздела 4 Правил определено, что на территории города запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет ликвидировать свалочный очаг (свалку) и произвести очистку территории, а при необходимости - рекультивировать поврежденный земельный участок и компенсировать ущерб, причиненный окружающей среде, в соответствии с действующим законодательством.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления в несанкционированных местах, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производят собственники и владельцы земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Ответственность за своевременность и качество выполнения работ по благоустройству и уборке, а также за поддержание чистоты на объектах благоустройства несут собственники (владельцы).
В случае привлечения на договорной основе подрядной организации, собственники (владельцы) обязаны обеспечить контроль своевременности и качества выполнения работ, а при ненадлежащем выполнении работ со стороны подрядной организации, предпринять меры, предусмотренные условиями договора, для устранения нарушений и ликвидации их последствий (при возникновении).
Судом первой инстанции верно установлено, что в нарушение вышеуказанных положений Правил благоустройства, учреждением не были приняты меры по содержанию, уборке и благоустройству территории земельного участка (КН 61:44:0082615:0034) в трехстах метрах от пересечения ул. Вавилова с ул. Зрелищная, в створе ул. Зрелищная, являющегося собственностью Министерства обороны РФ и находящегося в управлении учреждения, что влечет за собой административную ответственность, установленную статьей 5.1 Областного закона N 273-ЗС
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и учреждением не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что учреждение не является субъектом вменяемого ему правонарушения, поскольку оно не наделено полномочиями по самостоятельному заключению договоров на выполнение работ по содержанию и благоустройству земельных участков, закрепленных за ним, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 19 и 20 Устава ФГКУ Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, на учреждение возложен контроль за использованием имущества ВС РФ, а также управление и распоряжение имуществом ВС РФ. Для достижения указанных целей, учреждение осуществляет следующие виды деятельности: формирует документы для принятия Министром обороны РФ и (или) директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества ВС РФ; проводит по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны и (или) руководителя учреждения в установленном порядке проверки использования по назначению и сохранностью имущества ВС РФ; составляет и утверждает акты проверок использования по назначению и сохранности имущества ВС РФ, а так же представляет их в Департамент имущественных отношений Министерства обороны; осуществляет контроль за сроками устранения выявленных в ходе проверок нарушений; осуществляет контроль за исполнением условий и обязательств по заключенным договорам.
На основании пунктов 26 и 27 Устава имущество учреждения находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления или предоставляется ему в безвозмездное пользование собственником имущества.
Учитывая положения Правил благоустройства, а также то обстоятельство, что учреждение владеет имуществом на праве оперативного управления, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что учреждение несет ответственность за содержание имущества как владелец.
Учреждение обязано было инициировать мероприятия, направленные на сохранение принадлежащего Министерству обороны РФ имущества в надлежащем состояние. Отсутствие в штате учреждения работников-уборщиков, на что ссылается апеллянт в своей жалобе, не освобождает учреждение от указанной обязанности.
При таких обстоятельствах факт наличия в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.1 Областного закона N 273-ЗС является доказанным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина учреждения, в совершении вмененного ему правонарушения, также является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия всех зависящих от него мер к соблюдению Правил благоустройства.
Процедурных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не выявлено.
Санкцией статьи 5.1 Областного закона N 273-ЗС предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от 20 000 до 50 000 рублей с учетом характера совершенного правонарушения, других обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод нижестоящего суда о правомерности применения инспекцией к учреждению наказания в виде административного штрафа в максимальном размере (50 000 рублей), поскольку материалами дела подтверждается наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность учреждения, в виде повторного совершения им однородного правонарушения.
В дополнении к апелляционной жалобе учреждение указывает на то, что в оспариваемом постановлении нет ссылки на постановление, которым оно было первоначально привлечено к административной ответственности, поэтому суд, поддерживая вывод инспекции о наличии повторности совершения однородного правонарушения, превысил свои полномочия и принял на себя функции административного органа.
Суд апелляционной инстанции критически оценивает данный довод.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, вывод инспекции о повторности совершения учреждением однородного правонарушения является достоверным, поскольку постановлением N Р-2088 от 21.08.2013 (копия которого была представлена на обозрения апелляционного суда) учреждение уже привлекалось к административной ответственности по статье 5.1 Областного закона N 273-ЗС. С учетом этого, не указание в оспариваемом постановлении реквизитов постановления N Р-2088 от 21.08.2013 не является таким процессуальным нарушением, который влечет за собой безусловную отмену данного постановления, поскольку сам факт повторности совершения однородного правонарушения является достоверным и подтвержден.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем, апелляционная жалоба учреждения не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.06.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7324/2014
Истец: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское Территориальное управление имущественных отношений", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: Административна инспекция Администрации Ростовской области, Административная инспекция Ростовской области
Третье лицо: Административная инспекция, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" Монобороны России