город Ростов-на-Дону |
|
08 августа 2014 г. |
дело N А32-12875/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Далоевым А.Т.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Единая служба заказчика"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2014
по делу N А32-12875/2013, принятое судьей Гладковым В.А.,
по заявлению Муниципального казенного учреждения "Единая служба заказчика"
к заинтересованному лицу - Отдельному батальону дорожно-постовой службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казённое учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Отдельному Батальону Дорожно-Постовой Службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ОБ ДПС ГИБДД) об отмене постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб. за правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что вина учреждения административным органом не доказана.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что событие правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вину МКУ "Единая служба заказчика", выразившуюся в ненадлежащем содержании дорожного покрытия, суд находит доказанными.
Муниципальное казённое учреждение муниципального образования город Краснодар "Единая служба заказчика" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2014 отменить.
По мнению учреждения, решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, при неполном исследовании доказательств по делу. Учреждение считает, что административный орган не доказал событие и состав административного правонарушения, а также наличие вины общества. Помимо указанного, инспекцией был неверно определен субъект по выявленному правонарушению. Вместе с тем, МКУ "Единая служба заказчика" ссылается на тот факт, что нанесение дорожной разметки или ее восстановление на территории г. Краснодара с ноября по апрель месяц недопустимо, так как данные работы следует проводить в соответствии с действующей технологией, которая не позволяет выполнять разметку нитрокрасками при температуре воздуха ниже 15оС и ниже 10оС - термопластичными материалами, а постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено без учета указанных обстоятельств.
В отзыве на апелляционную жалобу ОБ ДПС ГИБДД по Краснодарскому краю возражал на доводы апелляционной инстанции, просил решение суда первой инстанции оставить без изменений, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе контрольной проверке улично-дорожной сети г. Краснодара в районе перекрёстка по ул. Северной, ул. Котовского дорожная горизонтальная разметка (1.14.1 "пешеходный переход") имеет износ по площади более 50% (визуально отсутствует), что является нарушением пункта 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93.
15.04.2013 по признакам состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от года N 23 АА 010265. Протокол составлен в присутствии законного представителя учреждения, который не согласился с вменённым нарушением.
16.04.2013 постановлением учреждение было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб., с учётом наличия отягчающих вину обстоятельств - МКУ "Едина служба заказчика" ранее привлекалось к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным постановлением, учреждение обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент выявления правонарушения) установлена ответственность юридических лиц за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, в виде наложения административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
С объективной стороны правонарушения, предусмотренные указанной статьей, характеризуются двумя видами составов: нарушение правил ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном для движения состоянии и непринятие мер к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование ими угрожает безопасности движения. Указанные правонарушения могут быть совершены как путем действия, так и бездействия.
Субъектами данного правонарушения являются должностные и юридические лица, осуществляющие ремонт, содержание дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений и обязанные при этом соблюдать требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а также лица, обязанные принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом, как следует из пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности", владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГОСТом Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасно532++сти дорожного движения", утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221, установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требований к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Пунктом 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТу Р 51256 и наносить в соответствии с ГОСТом Р 52289 и утвержденными схемами.
Пункты 4.2.2, 4.2.3 ГОСТа Р 50597-93 устанавливают, что дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
С 01.01.1995 ГОСТ Р 50597-93 распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
В соответствии с разделом 1 ГОСТа Р 50597-93 все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В соответствии с условиями муниципального контракта от 29.01.2013 N 4 обязанность по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог города Краснодара возложена на учреждение. Так, из представленных материалов усматривается, что перекресток улиц Северная и Котовского входит в перечень улиц, содержание которых является обязанностью учреждения в 2014 году.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что учреждение является лицом ответственным за содержание автомобильной дороги на указанной территории в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В этой связи, доводы заявителя о неверном определении надлежащего субъекта по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Из материалов дела усматривается, что в ходе проведенного осмотра был выявлен износ горизонтальной дорожной разметки разделяющей транспортные потоки более 50 %, что подтверждается представленными в материалы дела актом выявленных недостатков, протоколом об административном правонарушении и фотографиями.
Таким образом, наличие в действиях общества объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является доказанным.
Согласно пункту 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие учреждением своевременных и достаточных мер по выполнению требований ГОСТ Р 50597-93, материалы дела не содержат и обществом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Вина учреждения выразилась в непринятии всех надлежащих мер к исключению указанных фактов, хотя объективных препятствий к этому не имелось.
Оснований полагать, что нарушение требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения при содержании дороги вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля заявителя, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности исполнить требования закона, не имеется.
Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание довод учреждения о том, что нанесение дорожной разметки или ее восстановление на территории г. Краснодара с ноября по апрель месяц недопустимо, так как данные работы следует проводить в соответствии с действующей технологией, которая не позволяет выполнять разметку нитрокрасками при температуре воздуха ниже 15оС и ниже 10оС - термопластичными материалами.
Суд обоснованно указал, что МКУ "Единая служба заказчика" в рассматриваемом случае вменяется непринятие мер по нанесению разметки при благоприятных погодных условиях (в период с апреля по ноябрь 2013 года), из материалов, позволяющих обеспечить круглогодичное наличие разметки, в том числе и в зимний период.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что вина учреждения в совершенном правонарушении в полном объеме подтверждается материалами дела.
Выводы о наличии в действиях МКУ "Единая служба заказчика" события и состава вмененного ему административного правонарушения соответствуют фактическим обстоятельствам настоящего дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел в действиях департамента малозначительности рассматриваемого правонарушения, доказательств исключительности правонарушения в деле не имеется.
Санкция статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб. Судом правомерно назначен размер административного штрафа 30 000 руб., с учётом наличия отягчающих обстоятельств - неоднократное привлечение учреждения к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушении, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае, действиями заявителя нарушены положения Федерального закона "О безопасности дорожного движения", задачами которого являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Так, совершенное учреждением правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, не проявление должной степени осмотрительности, которая была необходима для соблюдения требований ГОСТа.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявителем не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушение на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2014 по делу N А32-12875/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-12875/2013
Истец: МКУ "Служба Заказчика", МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР "ЕДИНАЯ СЛУЖБА ЗАКАЗЧИКА"
Ответчик: Отдельный Батальон Дорожно-Постовой Службы Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Третье лицо: Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, ОБ ДПС ГИБДД ГУ МВД РФ по КК