город Воронеж |
|
07 августа 2014 г. |
Дело N А35-11207/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 августа 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Донцова П.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Е.В.,
при участии:
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Комитета по управлению имуществом Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 27.05.2014 по делу N А35-11207/2013 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Комитета по управлению имуществом Курской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Курской области (далее - Комитет) обратился в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, регистрирующий орган) о признании:
- незаконным решения ответчика от 29.11.2013 N Ф46/13-91968 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:17 площадью 1040 кв.м., расположенного по адресу: город Курск, проспект Кулакова;
- незаконным решения ответчика N Ф46/13-98146 от 18.12.2013 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:17 площадью 1040 кв.м., расположенного по адресу: город Курск, проспект Кулакова;
- обязать ответчика осуществить кадастровый учет вышеуказанных изменений. Уточнение заявленных требований принято судом (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 27.05.2014 принятым по настоящему делу заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, регистрирующий орган обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, как незаконное и необоснованное.
В обоснование апелляционной жалобы ФГБУ "ФКП Росреестра" указывает, что заявителем не были представлены необходимые для кадастрового учёта изменений документы, а именно акт органа государственной власти или органа местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:17.
Указывает, что на межведомственный запрос от 10.12.2013 получен ответ о том, что Комитет архитектуры и градостроительства города Курска сведениями об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:17 не располагает.
Обращает внимание суда на то, что установление и изменение вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в рамках градостроительной деятельности органами местного самоуправления и не относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем, Комитет не наделен полномочиями на принятие решений об изменении вида разрешённого использования земельных участков.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
Комитет в представленном отзыве возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, указывает, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, в данном случае таким актом является решение Комитета от 24.09.2013 N 01-19/2645.
Указывает, что Комитет по управлению имуществом Курской области, в соответствии с нормами действующего законодательства, является уполномоченным органом государственной власти Курской области на распоряжение и управление земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Регистрирующий орган и Комитет в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комитет по управлению имуществом Курской области зарегистрирован в качестве юридического лица за ОГРН 1024600947502, ИНН 4629011325, место нахождения - 305000, г.Курск, Красная площадь, Дом Советов.
Комитетом по управлению имуществом Курской области было принято решение от 24.09.2013 N 01-19/2645 "О проведении подготовительных мероприятий по проведению торгов (конкурс, аукцион) по продаже земельного участка", в соответствии с которым принято решение провести подготовительные мероприятия по проведению торгов (конкурс, аукцион) по продаже земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью 1040 кв.м., с кадастровым номером 46:29:103149:17, расположенного по адресу: г. Курск, просп. Кулакова, для строительства объектов по обслуживанию автотранспорта (автомойка, шиномонтаж).
15.11.2013 Комитет по управлению имуществом Курской области обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Курской области с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 46:29:103149:17, в соответствии с прилагаемыми документами, в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.
29.11.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Курской области было принято решение N Ф46/13-91968 от 29.11.2013 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:17 площадью 1040 кв.м., расположенного по адресу: город Курск, проспект Кулакова.
18.12.2013 филиалом ФГБУ "ФКП Росрееестра" по Курской области было принято решение N Ф46/13-98146 от 18.12.2013 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:17 площадью 1040 кв.м., расположенного по адресу: город Курск, проспект Кулакова.
Полагая действия регистрирующего органа не соответствующими требованиям законодательства и нарушающими права и законные интересы заявителя, Комитет обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии действий регистрирующего органа нормам действующего законодательства.
Апелляционная инстанция находит позицию суда первой инстанции правильной, а решение - правомерным на основании следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Согласно части 3 статьи 16 Закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений (в том числе сведений об изменении вида разрешенного использования) осуществляется на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Изменение названных сведений также осуществляется на основании обращения с заявлением лица, имеющего право на такое обращение.
Правом на обращение с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости частью 3 статьи 20 указанного Закона наделены собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Статьей 2 Закона Курской области от 06.10.2006 N 65-ЗКО "О регулировании некоторых вопросов в сфере земельных отношений в Курской области" установлено, что в соответствии с федеральным законодательством распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, за исключением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Курск", являющемся административным центром Курской области.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Курск", являющемся административным центром Курской области, осуществляется Администрацией Курской области и органами местного самоуправления городского округа "Город Курск" (далее - город Курск) в пределах полномочий, определенных настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 названного Закона Администрация Курской области в сфере земельных отношений определяет исполнительный орган государственной власти Курской области, уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Курской области, и на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1 статьи 5 указанного закона органы местного самоуправления города Курска предоставляют земельные участки гражданам и юридическим лицам на основании своих решений, если размер земельных участков не превышает максимальных размеров, установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 3 настоящего Закона; в соответствии со статьей 4 уполномоченный орган предоставляет земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные в границах города Курска, за исключением случаев, когда предоставление указанных земельных участков отнесено настоящим Законом к компетенции органов местного самоуправления города Курска.
В соответствии с постановлением Губернатора Курской области от 17.10.2006 N 447 комитет по управлению имуществом Курской области определен органом исполнительной государственной власти Курской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах города Курска (пункт 1); максимальный размер земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах города Курска, которые могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на основании решений органов местного самоуправления города Курска, - до 200 кв.м. (пункт 2).
Следовательно, Комитет, как уполномоченный орган субъекта вправе как распоряжаться земельными участками, так и обращаться с заявлениями о проведении кадастрового учёта в соответствующий орган.
Данный вывод согласуется с выводами, изложенными в Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 26.04.2012 по делу N А35-7183/2012.
В соответствии с п. 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, п. 5.1.4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N457, п. 7.1.11 Положения об Управлении Росреестра по Курской области, утв. Приказом Росреестра от 19.04.2010 NП/157, п. 11 Устава ФГБУ "ФКП Росреестра", утв. приказом Росреестра от 01.09.2011 N П/331, п.2.1 Положения о филиале ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области, утв. приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 25.10.2011 N128, ведение государственного кадастра недвижимости на территории Курской области отнесено к полномочиям филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области.
В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа местного самоуправления об установлении (изменении) вида разрешенного использования земельного участка.
Состав необходимых для кадастрового учета документов перечислен в статье 22 Федерального закона от 24.07.2007 N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
К числу таких документов согласно подпункту 9 пункта 1 указанной статьи отнесена копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
Из материалов дела усматривается, что 15.11.2013 Комитет обратился в регистрирующий орган с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 46:29:103149:17, приложив к нему решение от 24.09.2013 N 01-19/2645 "О проведении подготовительных мероприятий по проведению торгов (конкурс, аукцион) по продаже земельного участка", в соответствии с которым принято решение провести подготовительные мероприятия по проведению торгов (конкурс, аукцион) по продаже земельного участка из категории земель населенных пунктов, площадью 1040 кв.м., с кадастровым номером 46:29:103149:17, расположенного по адресу: г.Курск, просп.Кулакова, для строительства объектов по обслуживанию автотранспорта (автомойка, шиномонтаж).
Помимо прочего, в материалы дела представлен ответ Комитета архитектуры и градостроительства города Курска N 5209/02.01-11 от 04.09.2013 на запрос Комитета по управлению имуществом Курской области, в котором говорится о том, что целесообразным видом разрешенного использования спорного земельного участка вместо АЗС, является предоставление участка для шиномонтажа или автомойки. Таким образом, на момент принятия оспариваемых решений о приостановлении и об отказе в осуществлении кадастрового учета, согласование вида разрешенного использования земельного участка между уполномоченными на то органами местного самоуправление было осуществлено.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства вправе по своему усмотрению выбирать и менять вид (виды)
использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешенные как основные и вспомогательные для соответствующих территориальных зон при условии соблюдения требований технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования и иных обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок действий по реализации приведенного выше права устанавливается законодательством. Правообладатель земельного участка, имея обязанность соблюдать установленные правила использования земельных участков, в пределах этих правил может по своему выбору использовать земельный участок по любому назначению из возможных.
Соответственно, при отражении сведений о земельном участке в кадастре подлежат отражению все возможные виды разрешенного использования, а не только вид, фактически используемый правообладателем.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из содержания правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 12651/11 от 15.12.2011, следует, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
Впоследствии, данная правовая позиция нашла свое отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.05.2012 N 12919/11 по делу NА27-12204/2010 и была использована Президиумом ВАС РФ при разрешении вопроса о возможности изменения ранее установленного вида разрешенного использования земельного участка в случае, когда фактическое использование земельного участка осталось неизменным.
В случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый учет производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов (ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Как следует из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 13016/11, пункт 3 статьи 85 Земельного Кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. По смыслу указанного законоположения оно устанавливает общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Статья 16 Закона о кадастре предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов. Таким образом, упомянутая норма тоже имеет в виду внесение в кадастр сведений о фактическом изменении вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, но не выбор нового разрешенного использования участка для целей, не обусловленных реальным изменением его фактического использования. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Таким образом, из приведенных положений следует, что принятие органом кадастрового учета решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка предполагает, что фактическое использование земельного участка изменилось, соответствует заявленному виду разрешенного использования, а также требованиям градостроительного и земельного законодательства.
В силу п. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне, устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Из Решения Комитета по управлению имуществом Курской области от 24.09.2013 N 01-19/2645 следует, что его принятие преследовало цель предоставить земельный участок из категории земель населенных пунктов, площадью 1040 кв.м., с кадастровым номером 46:29:103149:17, расположенного по адресу: г.Курск, просп.Кулакова, для строительства объектов по обслуживанию автотранспорта (автомойка, шиномонтаж).
Тем самым, было совершено волеизъявление уполномоченного органа на установление вида разрешенного использования спорного земельного участка - "для строительства объектов по обслуживанию автотранспорта (автомойка, шиномонтаж)", и принятие отдельного акта не требовалось, поскольку в данном случае названное решение Комитета является актом, который подтверждает установление разрешенного использования спорного земельного участка.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым учесть, что отсутствие в данном решении наименования "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка", не свидетельствует о том, что такой акт не является документом, устанавливающим вид разрешенного использования участка, поскольку в решении содержится вся необходимая информация о виде изменения разрешенного использования земельного участка и основаниях такого изменения.
Кроме того, из анализа положений ст. 22 Закона о кадастре следует, что действующее законодательство не содержит требование о необходимости представления в целях осуществления кадастрового учета изменений именно акта об изменении вида разрешенного использования, - заявителю необходимо представить копию документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка.
По смыслу положений названного закона и диспозиции названной статьи в данном случае решение Комитета по управлению имуществом Курской области от 24.09.2013 N 01-19/2645 является документом, подтверждающим установленное разрешенное использование земельного участка.
Доказательств признания решения Комитета от 24.09.2013 N 01-19/2645 в установленном законом порядке незаконным подателем жалобы не представлено.
Основания для отказа в осуществлении кадастрового учета приведены в ст. 27 Закона о кадастре.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, об отсутствии у органа кадастрового учета законных оснований для отказа в учёте изменений спорного земельного участка, апелляционный суд принимает во внимание, что Комитетом в целях осуществления кадастрового учета уполномоченному органу были представлены все необходимые документы, в том числе подтверждающие установленное разрешенное использование земельного участка.
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в рассматриваемом деле устранение нарушения прав заявителя в порядке п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ возможно путем обязания ФГБУ "ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области осуществить кадастровый учет изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 46:29:103149:17 площадью 1040 кв.м, расположенного по адресу: город Курск, проспект Кулакова, по заявлению Комитета по управлению имуществом Курской области N 46-0-1-142/3001/2013-14593 от 15.11.2013.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своих позиций при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые решения ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курской области является незаконными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учётом изложенного, обжалуемое судебное решение следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 27.05.2014 по делу N А35-11207/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-11207/2013
Истец: комитет по управлению имуществом Курской области
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ ФКП "Росреестра " по Курской области