город Москва |
|
8 августа 2014 г. |
дело N А40-60324/14 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.08.2014.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марковой Т.Т.,
при ведении протокола |
помощником судьи Гумеровой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ апелляционную жалобу ОАО "Центральная ППК"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2014
по делу N А40-60324/14, принятое судьей Уточкиным И.Н.
по заявлению ОАО "Центральная ППК" (115054, Москва, Павелецкая площадь, 1А)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (115054, Москва, ул. Дубнинская, д. 17)
третье лицо: ОАО "РЖД" (107174, Москва, Новая Басманная, 2)
об оспаривании постановления;
при участии:
от заявителя: |
Михеев Д.В. по доверенности N 570 от 25.12.2013; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2014 в удовлетворении заявленного ОАО "Центральная ППК" требования о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту по делу об административном правонарушении от 08.04.2014 N 104 о привлечении ОАО "Центральная ППК" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
В качестве третьего лица в деле участвует ОАО "РЖД".
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в судебном заседании представителем изложены доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители Управления и третьего лица в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 28.02.2014 Московско-Курской транспортной прокуратурой при участии заведующего санитарно-экспертным пунктом на Курском вокзале г. Москвы - врача по общей гигиене ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства в помещении билетной кассы платформы Кутузовская Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Помещение, в котором организована работа билетной кассы платформы Кутузовская, представляет собой металлический вагончик - бытовку (не стационарный), установленный за пределами платформы станции. Централизованное водоснабжение, канализация (п. 7.1.20 СП 2.5.1198-03) и механическая вентиляция (в нарушение п. 7.2.1 и 7.2.3 СП 2.5.1198-03) в указанном помещении отсутствуют. Кулер не установлен.
В нарушение п. 7.1.20 СП 2.5.1198-03 общая площадь павильона кассы менее 25 м., в составе кассового павильона не предусмотрены помещения: билетная касса с витражом и расчетным окном площадью не менее 6, 5 м. 2; подсобное помещение площадью не менее 3 м. 2; комната приема пищи площадью не менее 6 м. 2; комната отдыха и ночного сна площадью не менее 4, 8 м. 2; туалет площадью не менее 3 м. 2; тамбур площадью не менее 1, 7 м. 2 с двойными дверями. Помещение билетной кассы не разграничено. Комната приема пищи и комната отдыха в кассе отсутствуют.
В билетной кассе отсутствует туалет или биотуалет.
В помещении кассы отсутствуют, обеденный стол, холодильник, плита и титан (кулер), бытовой шкаф.
Несмотря на отсутствие в кассе центрального водоснабжения, централизованное привозное водоснабжение не осуществляется.
Выявленные обстоятельства послужили основанием для вынесения 11.03.2014 заместителем Московско-Курского транспортного прокурора постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Центральная ППК" и вынесения Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту оспариваемого постановления от 08.04.2014 N 104.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что законные основания для привлечения общества к административной ответственности, имелись; вина общества в совершении административного правонарушения доказана; установленный порядок привлечения к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении соблюден; оспариваемое постановление принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Железнодорожные перевозки согласно ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 N 435-Т ОАО "РЖД" включено в реестр субъектов естественных монополий по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд организаций.
Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность (ст. 1 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).
Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" к отношениям, вытекающим из договора перевозки, относятся не только сама перевозка грузов и порожнего железнодорожного подвижного состава, но и услуги по использованию инфраструктуры, а также дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, выполняемые на железнодорожном транспорте в местах общего и необщего пользования.
На основании ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ответственности привлекаются лица, допустившие нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
Объектом указанного административного правонарушения являются установленные государством санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Из материалов дела следует, что ОАО "Центральная ППК" является субъектом естественных монополий, в соответствии с лицензией серии ППБ N 7703265 осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Для осуществления своей деятельности между ОАО "Центральная ППК" и ОАО "РЖД" заключен договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении N Д-7Л/МДИ от 18.01.2013, согласно которому ОАО "РЖД" оказывает ОАО "Центральная ППК" услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления регулярных перевозок пассажиров.
В соответствии с пп. "а" п. 1. 2 договора владелец инфраструктуры (ОАО "РЖД") предоставляет перевозчику (ОАО "Центральная ППК") право пользования объектами инфраструктуры, необходимыми для осуществления перевозок пассажиров и багажа.
Для организации продажи, контроля и хранения проездных документов в Приложение N 4 к договору сторонами определены помещения, предоставляемые владельцем инфраструктуры для осуществления перевозчиком перевозочной деятельности.
Согласно п. 2.1.8 договора владелец инфраструктуры обязуется содержать и поддерживать вокзальные комплексы (помещения, сооружения, механизмы, оборудование, технические и транспортные средства, пассажирские платформы, а также используемые перевозчиком помещения (площади) в зданиях (сооружениях) и иные объекты владельца инфраструктуры в соответствии с техническими, санитарными и противопожарными нормами.
В соответствии с п. 2.1.12 договора владелец инфраструктуры обязан обеспечивать вокзальные комплексы, в том числе помещения (площади), используемые перевозчиком, коммунальными услугами (электро-, тепло-, водоснабжением и т.д.) и другими инженерными сетями и оборудованием.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 29-ФЗ от 27.02.2003 "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" единый хозяйствующий субъект (ОАО "РЖД") осуществляет свою деятельность исходя из основных принципов: сохранение единства и централизованного управления инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, находящейся в собственности единого хозяйствующего субъекта, обеспечение устойчивой работы единого хозяйствующего субъекта и безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе перевозок в условиях военного положения и чрезвычайного положения.
ОАО "Центральная ППК" не является собственником или арендатором транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в том числе вокзальных комплексов, турникетных комплексов, билетных касс, тоннелей, мостов, переходов, платформ и прилегающих территорий, и соответственно не вправе проводить конструктивные изменения в зданиях билетных касс по нарушениям, выявленным в результате проверки, а также не может отвечать за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В соответствии с п. 27 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 N 703 "Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" стоимость услуг по использованию инфраструктуры определяется исходя из тарифов, сборов и платы, установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации, с учетом согласованного объема оказанных услуг.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является в силу Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 334, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющая функцию по определению (установлению) тарифов (цен) в сфере деятельности естественных монополий, в том числе тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
28.10.2010 ФСТ России принят приказ N 156-т/1, согласно которому регулятором введен тариф на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые ОАО "РЖД" при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации.
Данный приказ содержит перечень работ (услуг), выполняемых ОАО "РЖД", затраты по которым учтены в тарифе на услуги по использованию инфраструктуры.
Поскольку Приложение N 37 дает четкую расшифровку работ (услуг), учтенных при формировании тарифа на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе включает расходы на текущий ремонт зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, обслуживание зданий, сооружений, оборудования и инвентаря, связанных с пассажирскими перевозками в пригородном сообщении (в том числе вокзалов), ОАО "Центральная ПИК" не вправе нести расходы по внесению конструктивных изменений в здания билетных касс, в том числе по их ремонту.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что административным органом в ходе производства по административному делу не приняты необходимые и достаточные меры для установления лица, ответственного за выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, поскольку при проведении проверки, вопрос о подтверждении правомочия заявителя на содержание помещения не выяснялся, что, в свою очередь, может повлечь, в том числе неблагоприятные для заявителя последствия в виде повышенной налоговой нагрузки.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеющее юридическое значение для дела обстоятельство, а именно факт того, является ли ОАО "Центральная ППК" субъектом вмененного административного правонарушения, административным органом не доказано. По мнению суда апелляционной инстанции, общество в данном случае не может быть признано субъектом вменяемого административного правонарушения, соответственно, состав указанного административного правонарушения в действиях общества не установлен и не доказан.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2014 по делу N А40-60324/14 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту по делу об административном правонарушении от 08.04.2014 N 104 о привлечении ОАО "Центральная ППК" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-60324/2014
Истец: ОАО "ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК"
Ответчик: Управление роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту
Третье лицо: ОАО "РЖД"