г. Самара |
|
11 августа 2014 г. |
Дело N А65-8555/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 04 августа 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 августа 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2014 г. по делу N А65-8555/2014 (судья Нафиев И.Ф.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению индивидуального предпринимателя Шахбазова Бекоглана Шахверан Оглы (ИНН 165100415552, ОГРНИП 304165133500097), г. Нижнекамск, Республика Татарстан,
к Закамскому территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, п. Красный Ключ. Нижнекамский район, Республика Татарстан,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Шахбазов Бекоглан Шахверан Оглы (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Закамскому территориальному управлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к ответственности за правонарушение, предусмотренное статьей 8.41 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2014 г. по делу N А65-8555/2014 заявленное требование удовлетворено полностью.
Административный орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и административного органа, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании письма советника Главы Нижнекамского муниципального района N 223/28/1 от 04.02.2014 г., а также контроля за поступлением платежей за негативное воздействие на окружающую среду административным органом 05.02.2014 г. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Определением от 19.02.2014 г. рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 05.03.2014 г., затем для надлежащего извещения индивидуального предпринимателя Шахбазова Бекоглан Шахверан Оглы о времени рассмотрения дела отложено на 07.04.2014 г.
07.04.2014 г. вынесено постановление N 73 о привлечении индивидуального предпринимателя Шахбазова Бекоглана Шахверана Оглы к административной ответственности предусмотренной ст. 8.41 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 руб.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В данном случае дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении административным органом дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 05.02.2014 г. (п.4 ч.4 ст.28.1 КоАП РФ).
В соответствии с положениями ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Из материалов дела следует, что административным органом допущены нарушения норм законодательства при привлечении заявителя к административной ответственности.
Так, протокол N 005908 об административном правонарушении был составлен административным органом 19.02.2014 г. в отсутствие заявителя или его законного представителя.
В материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего (своевременного) извещения индивидуального предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, уведомление индивидуального предпринимателя о том, что 19.02.2013 в 11 час. 00 мин. ему необходимо явиться для ознакомления и подписания акта, протокола об административном правонарушении, направлено телефонограммой накануне - 18.02.2014 г. в 13 час. 00 мин. В подтверждение данного обстоятельства административным органом представлен текст телефонограммы, согласно которому данная телефонограмма была направлена по номеру телефона 89172761552 и в поле передал (а) указано: "Шахбазов Б.Ш-О.", а в графе принял (а): "Галашко".
Вместе с тем, административным органом не представлено доказательств, что телефон 89172761552, по которому направлена вышеуказанная телефонограмма, принадлежит заявителю. Извещения по адресу места жительства предпринимателя о явке на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ не направлено.
Следовательно, в материалах дела соответствующие доказательства, которые свидетельствовали бы о надлежащем и своевременном извещении заявителя или законного представителя заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, отсутствуют.
Не известив надлежащим образом индивидуального предпринимателя о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, административный орган не обеспечены гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Доводы заявителя о том, что ему не было известно о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении не опровергнуты административным органом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 27.01.2003 г. N 2 разъяснил, что нарушение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа.
Изложенное свидетельствует о том, что административный орган в нарушение вышеприведенных норм закона и их разъяснений не обеспечил возможности лица, в отношении которого поводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, представить имеющиеся оправдательные документы, что является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки.
Допущенное административным органом при производстве по делу об административном правонарушении нарушение установленных КоАП РФ процессуальных требований является в соответствии с разъяснениями Пленума ВАС РФ, содержащимися в п.10 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа поскольку эти нарушения носят существенный характер и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и отсутствует возможность устранения последствий данного нарушения прав лица, привлекаемого к ответственности, при рассмотрении дела, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным и его отмены.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным и отменив постановление Закамского территориального управления Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июня 2014 г. по делу N А65-8555/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8555/2014
Истец: ИП Шахбазов Бекоглан Шахверан Оглы, г. Нижнекамск
Ответчик: Закамское Территориальное Управление Министерства экологии и природных ресурсов РТ, Нижнекамский район, пос. Красный Ключ, Закамское Территориальное Управление, Нижнекамский район, пос. Красный Ключ
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара