г. Саратов |
|
12 августа 2014 г. |
Дело N А57-22961/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 августа 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Смирникова А.В., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калинкиной К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы:
Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338, адрес местонахождения: 410028, г. Саратов, ул. Рабочая, 24),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (ИНН 6450604892, ОГРН 1046405041891, адрес местонахождения: 410038, г. Саратов, ул. Соколовогорская,8а)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 мая 2014 года по делу N А57-22961/2013 (судья Калинина А.В.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (ИНН 6454006283, ОГРН 1026403349950, адрес местонахождения: 410056, г.Саратов, ул. Белоглинская,40)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (ИНН 6450604892, ОГРН 1046405041891, адрес местонахождения: 410038, г. Саратов, ул. Соколовогорская,8а),
Управлению Федеральной налоговой службы по Саратовской области (ИНН 6454071860, ОГРН 1046415400338, адрес местонахождения: 410028, г. Саратов, ул. Рабочая,24)
о признании недействительными ненормативных правовых актов в части,
заинтересованные лица:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (ИНН 6450925977, ОГРН 1076450006280, адрес местонахождения: 410031, г. Саратов, ул. Первомайская,42/44),
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (ИНН 6452914177, ОГРН 1056415015910, адрес местонахождения: 410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев,116),
при участии представителей:
заявителя - Липунова С.И., действующая на основании доверенности от 27.05.2013, Андреева С.В., действующая на основании доверенности от 14.02.2014 N 8,
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - Харитонов В. Н., действующий на основании доверенности от 30.08.2011, Кузьменко А.С., действующая на основании доверенности от 30.05.2013 N 02-09/011994,
УФНС России по Саратовской области - Андреева В.А., действующая на основании доверенности от 01.10.2013 N 05-17/55,
ОАО "МРСК Волги" - Иевлева А.А., действующая на основании доверенности от 16.07.2014 N Д/14-337,
Комитет государственного регулирования тарифов - не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество "Саратовское предприятие городских электрических сетей" (далее - заявитель, ЗАО "СПГЭС", Общество, налогоплательщик) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными:
- решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (далее - налоговый орган, Инспекция, Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области) от 30.09.2013 N 14/07 в части привлечения к налоговой ответственности в части начисления налога на прибыль организаций в сумме 11 272 094 руб., в том числе за 2010 год в сумме 4 990 508 руб. и за 2011 год в сумме 6 281 586 руб.; в части начисления налога на добавленную стоимость (НДС) в сумме 10 144 886 руб., в том числе за 2010 год в сумме 4 491 458 руб., за 2011 год в сумме 5 653 428 руб.; в части начисления штрафа по налогу на прибыль в размере 20% - 2 685 656 руб. и пени в сумме 987 410,71 руб.; в части начисления штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 20% - 1 897 511 руб. и пени в сумме 1 223 526,76 руб.;
- решения Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - УФНС России по Саратовской области, Управление) от 16.12.2013 об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы в оспариваемой части.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги"), Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет государственного регулирования тарифов).
Решением от 07 мая 2014 года Арбитражный суд Саратовской области заявленные ЗАО "СПГЭС" требования удовлетворил.
Суд признал недействительными решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 30.09.2013 N 14/07 и решение УФНС России по Саратовской области в оспариваемой части.
В остальной части суд дело производством прекратил.
Кроме того, суд взыскал с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области в пользу ЗАО "СПГЭС" судебные расходы по делу в размере 4000 руб.
Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области не согласились с принятым решением в части и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительными решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 30.09.2013 N 14/07 и решения УФНС России по Саратовской области от 16.12.2013; принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.
ЗАО "СПГЭС" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представило письменный отзыв на апелляционные жалобы, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
УФНС России по Саратовской области в порядке статьи 262 АПК РФ представило отзыв на апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, в котором просит апелляционную жалобу Инспекции удовлетворить, решение суда первой инстанции в обжалованной части отменить.
ОАО "МРСК Волги" в порядке статьи 262 АПК РФ представило отзыв на апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области представила возражения на отзывы ЗАО "СПГЭС" и ОАО "МРСК Волги", в которых просит апелляционные жалобы удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований ЗАО "СПГЭС" отказать.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 АПК РФ (почтовое уведомление N 91268 9 о вручении корреспонденции). Комитет заяви ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. Судом ходатайство удовлетворено.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 01 августа 2014 года, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку по данному делу обжалуется часть решения суда первой инстанции, и лица, участвующие в деле не заявили возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, выслушав пояснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Межрайонной Инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка ЗАО "СПГЭС".
Результаты проверки отражены Инспекцией в акте выездной налоговой проверки от 26.08.2013 N 11/07.
Налогоплательщик, не согласившись с выводами акта выездной налоговой проверки от 26.08.2013 N 11/07, представил 25.09.2013 в Инспекцию возражения на данный акт.
Извещением от 16.08.2013 N 09-01-30/007584, направленным Инспекцией Обществу по почте заказным письмом, и полученным им 24.08.2013, что подтверждается реестром отправки заказных писем со штампом почтового отделения и почтовым уведомлением о вручении, заявитель извещен о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.
Материалы выездной налоговой проверки налогоплательщика, а также представленные возражения на акт, рассмотрены Инспекцией 30.09.2013 в присутствии представителей заявителя, что подтверждается протоколом рассмотрения материалов выездной налоговой проверки от 30.09.2013.
По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, Межрайонной Инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области вынесено решение от 30.09.2013 N 14/07, которым ЗАО "СПГЭС" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в общем размере 4 583 598 руб.
Кроме того, указанным решением Обществу доначислены налог на прибыль, НДС, транспортный налог в общей сумме 25 515 279 руб. и начислены пени в общем размере 2 211 271,69 руб.
ЗАО "СПГЭС", не согласившись с решением Инспекции, обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Саратовской области от 16.12.2013 апелляционная жалоба ЗАО "СПГЭС" на решение Межрайонной Инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 30.09.2013 N 14/07 оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - утверждено.
Считая решение Межрайонной Инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 30.09.2013 N 14/07 и решение УФНС России по Саратовской области от 16.12.2013 недействительными в части, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что в действиях ЗАО "СПГЭС" отсутствуют признаки правонарушения, вменяемые налоговым органом, а, следовательно, отсутствуют основания для привлечения ЗАО "СПГЭС" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, основной вид деятельности ЗАО "СПГЭС" - передача и распределение электроэнергии, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей.
ЗАО "СПГЭС" заключен договор об оказании услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 N 1 с ООО "СПГЭС", являющегося гарантирующим поставщиком потребителей электрической энергии на территории г. Саратова.
29 января 2008 года между ЗАО "СПГЭС" и ОАО "МРСК Волги" заключен договор N 08-151/Сар, согласно которому ОАО "МРСК Волги" по своим сетям, как смежная электросетевая организация, оказывало услуги ЗАО "СПГЭС" по передаче электрической энергии до согласованных сторонами точек присоединения к межрегиональным сетям контрагента.
Как следует из перечисленных в приложении N 3 к договору от 29.01.2008 N08-151/Сар точек присоединения и документов по учету электроэнергии, в отдельных случаях имеет место опосредованное подключение к сети ОАО "МРСК Волги" через энергетические установки (шины генерации) производителя электроэнергии филиалов ОАО "Волжская ТГК" - "Саратовская ГРЭС" и "Саратовская ТЭЦ-1".
Согласно актам об оказании услуг по передаче электроэнергии в 2010 и в 2011 годах ОАО "МРСК Волги" взималась плата с ЗАО "СПГЭС" за передачу электроэнергии по индивидуальному двухставочному тарифу, включающему в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии (ставка оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях) и ставку за 1 киловатт установленной генерирующей мощности (ставка за содержание электрических сетей).
В ходе проверки налоговым органом установлено, что ЗАО "СПГЭС" в 2010-2011 годах получало электроэнергию в сои сети не только из сетей ОАО "МРСК Волги", но и непосредственно с шин электростанций производителей электроэнергии - ОАО "Волжская ТГК" - "Саратовская ГРЭС" и "Саратовская ТЭЦ-1".
Основанием для доначисления оспариваемых сумм налогов, пени и штрафов послужил вывод налогового органа о том, что у ЗАО "СПГЭС" ответствовали правовые основания для оплаты услуг ОАО "МРСК Волги" по доставке электроэнергии по ставке тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии по данным точкам поставки, в которых энергопринимающие устройства ЗАО "СПГЭС" опосредованно присоединены к электросетям ОАО "МРСК Волги" через электрические установки производителя электрической энергии.
При таких обстоятельствах, налоговый орган полагает, что ЗАО "СПГЭС" в 2010-2011 годах неправомерно завышены расходы и налоговые вычеты по НДС при приобретении услуг по передаче электрической энергии, поученной с шин электростанций, по ставке на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ определено, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком.
Право налогоплательщика на уменьшение полученных доходов в целях обложения налогом на прибыль на величину произведенных расходов, непосредственно зависит от представления им соответствующих документов, подтверждающих затраты.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
Пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на полагающиеся налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с налоговым законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после их принятия на учет.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В пункте 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, предусмотрены особенности оплаты услуг по передаче электрической энергии для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, которые должны учитываться регулирующим органом при утверждении тарифов.
Так, согласно указанному пункту Методический указаний, для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, регулирующий орган устанавливает тарифы с учетом следующих особенностей оплаты услуг по передаче электрической энергии. В случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 10.02.2011 по делу N ВАС-14764/10, из пункта 55 Методических указаний следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей. Таким образом, обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в статье 6 Закона об электроэнергетике.
При этом опосредованно присоединенный потребитель оплачивает только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а сетевая компания получает возмещение условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые она несет независимо от объема фактически переданной электрической энергии.
Исходя из вышеизложенного, опосредованно присоединенный к сетям сетевых компаний потребитель, оплачивая только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии (в части ставки за содержание сетей), не должен оплачивать услуги по передаче электрической энергии в части ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии.
Налоговый орган полагает, что ЗАО "СПГЭС" в рассматриваемом случае является потребителем услуг по передаче электроэнергии, следовательно, к нему применим пункт 55 вышеназванным Методических указаний и не должно оплачивать ОАО "МРСК Волги" услуги по передаче электрической энергии в части ставки на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами инспекции в силу следующего.
Пункт 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке применяется к потребителям электрической энергии, являющимися опосредованно присоединенными.
В соответствии со статьей 3 Закона об электроэнергетике под потребителями электрической и тепловой энергии понимаются лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В этой же статье дано определение территориальной сетевой организации, согласно которому - это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно пункта 8 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 сетевая организация, в целях обеспечения исполнения своих обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии), заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Согласно действующему законодательству порядок оплаты услуг по передаче электрической энергии между территориальными сетевыми организациями установлен на иных принципах, нежили для потребителей электрической энергии.
Данная позиция отражена так же в письме Федеральной службы по тарифам N ЕП-8542/12 от 06.08.2014 на запрос ЗАО "СПГС" по вопросу применения пункта 55 Методических указаний к отношениям, возникающим при взаиморасчете между территориальными сетевыми организациями по индивидуальным тарифам на услуги по передаче электрической энергии.
Полномочиями по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории региона и контролю их применения наделен Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области.
Расчеты по договорам, заключаемым территориальными сетевыми организациями, осуществляются по тарифам на услуги по передаче электрической энергии, которые утверждаются Комитетом и носят индивидуальный характер.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО "СПГЭС" с ОАО "МРСК Волги" установлены:
- на 2010 год постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 26 декабря 2009 г. N 29/14 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ЗАО "Саратовское предприятие городских электрических сетей" и территориальными сетевыми организациями на 2010 год";
- на 2011 года постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 28 декабря 2010 года N 20/5. N 20/5 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО "Саратовское предприятие городских электрических сетей" с территориальными сетевыми организациями".
Комитетом тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии устанавливаются в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2.
В соответствии с пунктом 49 вышеуказанных Методических указаний, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в двух вариантах:
- единые (котловые) тарифы на оказание услуг по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), расчет которых осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех групп потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (для потребителей услуг, относящихся к группе "население" и группе "прочие потребители");
- индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Согласно пункту 52 Методических указаний индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах:
-двухставочный;
-одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:
- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям;
- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт.ч без разбивки по напряжениям.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный (суммарный) переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
Сальдо-переток электрической энергии - алгебраическая сумма перетоков электрической энергии по всем находящимся в работе межсетевым линиям электропередачи всех классов напряжения за расчетный период - календарный месяц.
При этом НВВ сетевых организаций региона должна суммарно обеспечиваться за счет индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу.
Судами установлено, что при установлении Комитетом индивидуальных взаиморасчетных тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии на период 2010-2011 года расчет тарифов для проведения взаиморасчетов смежных сетевых организаций ЗАО "СПГЭС" и ОАО "МРСК Волги" производился в соответствии с Методическими указаниями с учетом планового объема сальдированного перетока электрической энергии из сетей ОАО "МРСК Волги" в сети ЗАО "СПГЭС", при этом не учитывались уровни напряжения и не выделялись и не должны были выделяться объемы по конкретным точкам поставки электрической энергии, так как данные требования отсутствуют в Методических указаниях.
Согласно действующему законодательству установленные Комитетом единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии оплачиваются всеми потребителями (покупателями) электрической энергии в Саратовской области, независимо от того, к какой сетевой организации присоединены энергопринимающие устройства конкретного потребителя энергии.
Для сетевых-организаций Комитетом утверждаются индивидуальные взаиморасчетные тарифы на услуги по передаче электрической энергии.
Как указано выше, индивидуальные взаиморасчетные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утверждаются Комитетом в соответствии с пунктом 52 вышеуказанных Методических указаний также в двух вариантах: двухставочном и одноставочном, но без дифференциации по уровням напряжения.
Согласно пункту 52 Методики базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, а базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электрической энергии между сетевыми организациями.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, утверждаемые для взаиморасчетов пары сетевых организаций, определяются Комитетом государственного регулирования тарифов исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения по единым (котловым) тарифам, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях) сетевой организации, определенной при проведении экспертизы расчетных материалов.
Таким образом, Комитет на каждый регулируемый период, рассчитывает избыток средств, получаемых ЗАО "СПГЭС" от потребителей электрической энергии, присоединенных к сетям предприятия, на содержание электрических сетей и на компенсацию потерь электроэнергии в целях передачи указанных средств смежной сетевой организации ОАО "МРСК Волги".
Исходя из данных сумм, Комитетом по формулам 15.23 и 15.24 Методики, рассчитывает индивидуальные взаиморасчетные тарифы на возврат денежных средств ЗАО "СПГЭС" к "котлодержателю" ОАО "МРСК Волги".
Т.е. при утверждении тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии Комитет определяет условия взаимодействия смежных сетевых организаций и порядок их взаиморасчетов, с учетом получения каждой сетевой организацией необходимой валовой выручки, установленной при регулировании.
ЗАО "СПГЭС" во исполнение взятых на себя обязательств по договору с гарантирующим поставщиком ООО "СПГЭС" урегулировало правоотношения по передаче электроэнергии с вышестоящей смежной сетевой организацией ОАО "МРСК Волги" путем заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии от 29.01.2008 года N 08-151/Сар.
В приложениях к договору, заключенному между ЗАО "СПГЭС" и ОАО "МРСК Волги" на оказание услуг по передаче электрической энергии, определены точки поставки электрической энергии в сети ЗАО "СПГЭС".
В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии утвержденными постановлением правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 861 "точка поставки" - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Указанные в приложениях к договору точки поставки, определенные по фидерам филиала ОАО "Волжской ТГК" - СарГРЭС и ООО "Саратовская ТЭЦ-1", в соответствии с действующей нормативной базой, использовались для определения объема взаимных обязательств сторон по договору или объема сальдо-перетока электрической энергии из вышестоящей сетевой организации ОАО "МРСК Волги" в нижестоящую сетевую организацию ЗАО "СПГЭС".
В соответствии с вышеуказанными условиями и осуществлялись взаиморасчеты по договору, заключенному между ЗАО "СПГЭС" и ОАО "МРСК Волги".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявителем правомерно включена в расходы при исчислении налога на прибыль и налоговые вычеты по НДС, стоимость услуг по передаче электрической энергии, поученной с шин электростанций, по ставке на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.
Кроме того, как указал суд первой инстанции, при проведении выездной налоговой проверки ЗАО "СПГЭС" за период 2008-2009 годов система тарифообразования была идентичной периоду 2010-2011 годов. Расчеты между смежными сетевыми организациями проводились на основании индивидуальных взаиморасчетных тарифов аналогичным образом. При этом налоговому органу были представлены разъяснения ФСТ РФ и Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области о правомерности производимых взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями ЗАО "СПГЭС" и ОАО "МРСК Волга", что было учтено при подготовке Акта выездной налоговой проверки за период 2008-2009 годов. Налоговым органом не выставлялись претензии ЗАО "СПГЭС" в части неправомерности оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии по ставке на оплату технологического расхода (потерь) с объемов электрической энергии, переданной с точек поставки, определенных договором оказания услуг по передаче электроэнергии от 29.01.2008 года N 08-151/Cap по фидерам филиала ОАО "Волжская ТГК"-СарГРЭС и ООО "Саратовская ТЭЦ-1".
Таким образом, как верно указал суд, при неизменной нормативно-правовой базе и единообразной системе утверждения индивидуальных взаиморасчетных тарифов на оказание услуг по передаче электрической энергии между смежными сетевыми организациями за период 2008-2009 годов и период 2010-2011 годов налоговый орган дает разную правовую оценку и указывает на неправомерное завышение расходов сетевой организации ЗАО "СПГЭС" в период 2010+2011 годов, тем самым указывая на неправомерность утвержденных индивидуальных взаиморасчетных тарифов на территории Саратовской области.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционных жалоб не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционные жалобы Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области и УФНС России по Саратовской области следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, поданной на часть решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит судебный акт, в резолютивной части которого указывает выводы относительно обжалованной части судебного акта. Выводы, касающиеся необжалованной части судебного акта, в резолютивной части судебного акта не указываются.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 07 мая 2014 года по делу N А57-22961/2013 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-22961/2013
Истец: ЗАО "СПГЭС"
Ответчик: МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, УФНС РФ Саратовской области
Третье лицо: КГРТ Саратовской области, Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области, ОАО "МРСК Волги", СУ СК России по Саратовской области