11 августа 2014 г. |
А40-9740/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Москвиной Л.А., Пронниковой Е.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Распутиной И.И., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.05.2014 по делу N А40-9740/14 (11-70)
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по Москве
3-е лицо: ООО "АЛАРМ-ИНВЕСТ"
о признании незаконным отказа в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды
при участии:
от заявителя: |
Бицоев В.В. по дов. от 18.12.2013 N 33-Д-848/13-(0)-0; |
от ответчика: |
Кривенда Е.В. по дов. от 30.12.2013 N 22493/2013; |
от 3-го лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - ответчик, регистрирующий орган, Управление Росреестра по Москве) в государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г.Москва, Алтуфьевское ш., д.83, и обязании Управления Росреестра по Москве зарегистрировать дополнительное соглашение от 20.06.2013 к договору аренды от 27.11.2003 N 03-00765/03.
Решением суда от 20.05.2014 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
При этом суд пришел к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено без его участия.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 27.11.2003 между Департаментом имущества города Москвы и ООО "АЛАРМ-ИНВЕСТ" заключен договор аренды N 03-00765/03 на нежилое помещение общей площадью 137, 2 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, Алтуфьевское ш., д.83, сроком действия с 01.11.2003 до 21.06.2013.
Данный договор аренды зарегистрирован в установленном порядке в ЕГРП 21.01.2004 N 77-01/02-1029/2003-491.
20.06.2013 между Департаментом городского имущества города Москвы и ООО "АЛАРМ-ИНВЕСТ" подписано дополнительное соглашение к указанному договору аренды в части изменения срока договора аренды N 03-00765/03 до 30.06.2015.
Указанное дополнительное соглашение было представлено в регистрирующий орган для государственной регистрации.
Рассмотрев представленные на государственную регистрацию документы, ответчик принял решение об отказе в государственной регистрации права дополнительного соглашения от 20.06.2013 к договору аренды от 27.11.2003 N 03-00765/03 на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г.Москва, Алтуфьевское ш., д.83, со ссылкой на абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Указанный отказ Управления Росреестра по Москве послужил основанием для обращения Департамента в Арбитражный суд города Москвы с заявлением по настоящему делу.
Срок подачи заявления об оспаривании решения Управления Росреестра по Москве Департаментом соблюден.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности необходимых для удовлетворения заявления условий, предусмотренных ст.198 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, в соответствии с п.1 ст.2 Закона о регистрации государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, которая производится по установленной Законом о регистрации системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имуществом сделок с ним (п.2 ст.2 Закона о регистрации). При этом государственная регистрация носит со стороны государства правоподтверждающий, а не правоустанавливающий характер.
Пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации предусмотрен порядок государственной регистрации.
В статье 20 Закона о регистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, перечень которых является исчерпывающим. В том числе в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Согласно ст.16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя (п.1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п.2).
На основании п.1 ст.17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают такие обстоятельства - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшем в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения, иные документы, которые в соответствии с законодательством РФ подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям ст.18 Закона о регистрации и если иное не установлено законодательством РФ (п.2 ст.17 Закона о регистрации).
При государственной регистрации прав согласно ст.13 и п.1 ст.18 Закона о регистрации проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП.
В обоснование оспариваемого отказа регистрирующий орган указал, что Департаментом городского имущества города Москвы не представлены документы, подтверждающие соблюдение п.1 ст.17.1. Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), то есть документы, подтверждающие проведение конкурса или аукциона по предоставлению имущества в аренду на новый срок, либо документы, подтверждающие возможность продления срока действия договора аренды на бесконкурсной основе, отсутствуют.
Между тем данный вывод ответчика является ошибочным.
Так, согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Правительством Москвы приняты постановления от 25.12.2012 N 800-ПП, N 809-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г.Москвы" и от 15.04.2013 N 236-ПП "О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", в соответствии с которыми ставка арендной платы для субъектов малого предпринимательства 2011-2012г.г. была установлена в размере 1800 руб., арендная плата для субъектов малого и среднего предпринимательства на 2013 год - в размере 3500 руб.
ООО "АЛАРМ-ИНВЕСТ" в соответствии с имеющейся в материалах дела выпиской из базы данных реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы согласно ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) относится к субъектам малого предпринимательства.
На основании п.4 ст.53 Закона о защите конкуренции (в редакции от 28.07.2012, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения) до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. При этом заключение предусмотренных настоящей частью договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
В соответствии с ч.9 ст.17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, договор аренды N 03-00765/03 заключен 27.11.2003 - до 01.07.2008, дополнительное соглашение к договору аренды о продлении срока его действия подписано 20.06.2013 - до 01.07.2013.
Таким образом, как правильно указал суд в своем решении, на момент подписания дополнительного соглашения - 20.06.2013 действовали положения закона, позволяющие заключать договор аренды без проведения торгов.
Учитывая изложенное, является правильным вывод суда о том, что заявителем были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, в связи с чем у Управления Росреестра по Москве отсутствовали предусмотренные ст.20 Закона о регистрации основания для принятия оспариваемого отказа.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В настоящем случае ответчик не доказал законность принятого им отказа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности условий для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Кроме того, суд первой инстанции в соответствии с п.3 ч.5 ст.201 АПК РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя правомерно обязал Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 20.06.2013 о продлении срока действия договора аренды от 27.11.2003 N 03-00765/03 на нежилое помещение общей площадью 137, 2 кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, Алтуфьевское ш., д.83, заключенного между Департаментом городского имущества г.Москвы и ООО "АЛАРМ-ИНВЕСТ".
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.05.2014 по делу N А40-9740/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-9740/2014
Истец: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы
Ответчик: Управление Росреестра по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, УФС государственной регистрации кадастра и картографии по Москве
Третье лицо: ООО "Аларм-Инвест"