г. Хабаровск |
|
13 августа 2014 г. |
А73-3162/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Песковой Т.Д., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 23.06.2014
по делу N А73-3162/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН-1032700316560, ИНН-2721104828)
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска от 05.03.2014 о наложении административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вынесенного в рамках исполнительного производства N 17897/12/01/27
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска, Отдел судебных приставов) от 05.03.2014 о наложении административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вынесенного в рамках исполнительного производства N 17897/12/01/27, которым должник привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Решением от 23.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушения норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участие в заседании суда апелляционной инстанции не принимали.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
17.04.2012 в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 041048716, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 13.03.2012 по делу N 2-392/12 на основании решения от 20.12.2011 возбуждено исполнительное производство N 17897/12/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника возложена обязанность за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Оляка Мартинасу Викторовичу вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в пределах г. Хабаровска Хабаровского края на состав семьи из одного человека, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства N 17897/12/01/27 направлена Министерству.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
Однако, в адрес отдела судебных приставов от Министерства ЖКХ Хабаровского края в ответ на требования поступило информационные письмо от 14.04.2012 N 1-07/4549 о наличии обстоятельств, препятствующего исполнению решения суда, - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Хабаровске.
24.04.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Министерства исполнительского сбора в размере 5000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 24.06.2013 по делу N 2-4518/13 постановление о взыскании исполнительского сбора оставлено без изменения.
С целью исполнения указанного ранее исполнительного документа судебным приставом-исполнителем должнику под вх. N от 24.01.2014 было вручено очередное требование N 17897/14/01/27 от 23.01.2014 об исполнении судебного решения в срок до 03.02.2014.
В требовании должник предупреждался об ответственности по статьи 113 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по статьям 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по статьи 315 УК РФ.
17.02.2014 с целью исполнения указанного ранее исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Министерству ЖКХ Хабаровского края под вх. N от 17.02.2014 было вручено уведомление N 17897/14/01/27 о необходимости явиться 24.02.2014 в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. 20, каб. N 6, для дачи объяснений по факту неисполнения судебного решения, а также для решения вопроса о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
В назначенное время представитель должника в Отдел судебных приставов не явился, информации подтверждающей исполнение решения суда не представил.
В связи с чем, 24.02.2014 судебным приставом-исполнителем в отношении должника составлен протокол N 011793/01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
24.02.2014 года И.о. начальника ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 11 час. 40 мин. 05 марта 2014 года по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. N 20, каб. N 1.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику 25.02.2014 под входящий N .
По состоянию на 05.03.2014 Министерством решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился.
Ходатайств об отложении указанных в протоколе N 011793/01 от 24.02.2014 года исполнительных действий в виде рассмотрения вопроса о привлечении Министерства ЖКХ Хабаровского края к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в адрес Отдела судебных приставов не поступало, документов, подтверждающих уважительность причин неявки представителя должника также судебному приставу-исполнителю не представлено.
05.03.2014 И.о. начальника ОСП по Центральному району г. Хабаровска Светлановой Е.В. в отношении Министерства вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Министерство ЖКХ Хабаровского края обжаловало его в суд, который, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 за N 229-ФЗ (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Согласно статье 14 Закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Статьей 6 Закона N 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 36 Закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статья 105 Закона N 229-ФЗ устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможные последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона N 229-ФЗ).
Материалами дела подтверждается, что 17.04.2012 в Отделе судебных приставов на основании исполнительного листа серии ВС N 041048716, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 13.03.2012 г. по делу N 2-392/12 на основании решения от 20.12.2011 возбуждено исполнительное производство N 17897/12/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Оляка Мартинасу Викторовичу вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям в пределах г. Хабаровска Хабаровского края на состав семьи из одного человека, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства N 17897/12/01/27 направлена должнику.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
Вместе с тем, в адрес ОСП от Министерства в ответ на требования поступило информационные письмо от 14.04.2012 N 1-07/4549 о наличии обстоятельств, препятствующего исполнению решения суда, - отсутствие свободного жилого помещения государственного жилищного фонда в г. Хабаровске.
24.04.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 5000 руб.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 24.06.2013 по делу N 2-4518/13 постановление о взыскании исполнительского сбора оставлено без изменения.
С целью исполнения указанного ранее исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Министерству ЖКХ Хабаровского края под вх. N от 24.01.2014 было вручено очередное требование N 17897/14/01/27 от 23.01.2014 об исполнении судебного решения в срок до 03.02.2014.
Однако в установленные сроки требования исполнительного документа исполнены не были. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о доказанности в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Министерства ЖКХ заключается в том, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Оляка М.В. благоустроенного жилого помещения.
В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда. Общий срок неисполнения должником решения суда составил более года, при этом в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что требование исполнительного документа об обязании Министерства предоставить гражданину благоустроенное жилое помещение, носит имущественный характер, в связи с чем привлечение Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ является незаконным, подлежит отклонению ввиду следующего.
В статье 105 Закона об исполнительном производстве раскрывается специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.
Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), в данном случае исполнительным листом Центрального районного суда г. Хабаровска на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15. КоАП РФ и отсутствие правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления от 05.03.2014.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 23.06.2014 по делу N А73-3162/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-3162/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному району г. Хабаровска, Отдел судебных приставов по Центральному району города Хабаровска