г. Хабаровск |
|
13 августа 2014 г. |
А16-123/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 августа 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Козловой Т.Д.
судей Гетмановой Т.С., Михайловой А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.
при участии в заседании:
от Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ленинский": Шапиро Е.А., представитель, доверенность от 04.07.2014 N 1/323;
от Министерства внутренних дел Российской Федерации: Шапиро Е.А., доверенность от 14.01.2014 N 79 АА0086692;
от Прокуратуры Еврейской автономной области: Колесников А.В., представитель, доверенность N АУ 0011876, Витютнев К.В., представитель, доверенность N АГ 0011877;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области
на решение от 07.05.2014
по делу N А16-123/2014
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Осадчук О.Ю.
по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ленинский"
о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области от 24.09.2013 N 54
третьи лица: Министерство внутренних дел Российской Федерации; Прокуратура Еврейской автономной области
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ленинский" (ИНН 7904505230 ОГРН 1117907001079, далее - МО МВД России "Ленинский", Отдел МВД) обратился в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании недействительным распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области (ИНН 7901535533 ОГРН 1097901001593, далее - Управление Росимущества в ЕАО) от 24.09.2013 N 54 "Об изъятии из оперативного управления межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ленинский" недвижимого имущества и закреплению недвижимого имущества на праве оперативного управления за Прокуратурой Еврейской автономной области" (далее - Распоряжение от 24.09.2013 N 54).
Определением суда от 29.01.2014 к участию в деле к качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Прокуратура Еврейской автономной области (далее - Прокуратура ЕАО).
Решением суда от 07.05.2014 заявление МО МВД России "Ленинский" удовлетворено. Распоряжение от 24.09.2013 N 54 признано недействительным как не соответствующее статьям 296, 299 ГК РФ, Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432.
В апелляционной жалобе Управление Росимущества в ЕАО просит отменить решение суда от 07.05.2014 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права (статей 296, 299 ГК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом"). Оспаривает вывод суда о необходимости согласования изъятия имущества, находящегося в оперативном управлении МО МВД России "Ленинский" с МВД России. Приводит доводы о том, что оспариваемое распоряжение принято в целях упорядочения использования и повышения эффективности управления находящимися в федеральной собственности административными зданиями, сооружениями и нежилыми помещениями, расположенными на территории Российской Федерации. Указывает на то, что имеется вступивший в законную силу судебный акт по делу N А16-757/2011 Арбитражного суда Еврейской автономной области, которым Отделу МВД отказано в истребовании имущества из чужого незаконного владения Прокуратуры ЕАО.
В отзыве на апелляционную жалобу Прокуратура ЕАО поддержала доводы апелляционной жалобы. Сослалась также на то, что в постановлении Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа по делу N А16-1191/2012, которым отказано в удовлетворении исковых требований Прокуратуры о признании отсутствующим права оперативного управления Отдела МВД на спорные нежилые помещения, содержится вывод о том, что Прокуратура не лишена возможности использовать занимаемые помещения в связи с отказом в истребовании у неё имущества.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители Прокуратуры ЕАО поддержали позицию Управления Росимущества в ЕАО, дав пояснения по доводам своего отзыва.
Представитель Отдела МВД и МВД России выразила несогласие с доводами жалобы, просила оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный.
Управление Росимущества в ЕАО, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечило.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, представленного отзыва, заслушав представителей сторон, принимавших участие в судебном заседании, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующему.
Установлено, что нежилое здание, расположенное по адресу: Еврейская автономная область, с. Ленинское, ул. Пограничная, 18 (лит. А), общей площадью 2055,5 кв.м, кадастровый (условный) номер 79-27-09/001/2006-263, и здание гаража (лит. Б) по тому же адресу, площадью 657,9 кв.м, кадастровый (условный) номер 79-27-09/001/2006-264, являются федеральной собственностью (выписка из реестра федерального имущества от 26.06.2006 N 552).
Распоряжением Управления Росимущества в ЕАО от 26.06.2006 N 184 за Отделом МВД закреплены нежилые помещения общей площадью 2 055,5 кв.м и здание гаража площадью 657,9 кв.м, расположенные по адресу: с. Ленинское, ул. Пограничная, д. 18. В тот же день подписан соответствующий акт приема-передачи, государственная регистрация права оперативного управления произведена в установленном законом порядке 11.09.2006 (свидетельства серии 27 АБ N 187005, N 187006).
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.11.2011 по делу N А16-757/2011, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012, постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.05.2012, отказано в удовлетворении требований МО МВД России "Ленинский" к Прокуратуре ЕАО об истребовании из чужого незаконного владения имущества - части помещений (комнаты по плану строения N N 23-28, 32, 34 на третьем этаже здания по ул.Пограничной, д.18 в с.Ленинское, которые с 1993 года занимает прокуратура и гаражный бокс N5, который используется названным лицом) по причине пропуска срока исковой давности.
Решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 11.04.2013 по делу N А16-1191/2012, оставленным без изменений постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2013, признано отсутствующим право оперативного управления МО МВД России "Ленинский" на спорные нежилые помещения площадью 200,9 кв.м (комнаты на третьем этаже) и гаражный бокс N 5 площадью 68,8 кв.м.
На основании обращения Прокуратуры ЕАО от 10.09.2013 N 10-5401-2013, согласования Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.08.2013 N 10-/15-27927 и вышеназванных судебных актов Управлением Росимущества в ЕАО издано распоряжение от 24.09.2013 N 54 "Об изъятии из оперативного управления межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ленинский" Еврейской автономной области названного недвижимого имущества и закреплению недвижимого имущества на праве оперативного управления за Прокуратурой Еврейской автономной области".
Отдел МВД, ссылаясь на то, что распоряжение от 24.09.2013 N 54 вынесено с нарушением статей 209, 296, 299 ГК РФ, Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", частей 9 и 10 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 125, пунктом 3 статьи 214 ГК РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
Вопросы управления федеральной собственностью отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации (статья 114 Конституции Российской Федерации).
В свою очередь, Правительство Российской Федерации путем издания нормативных актов делегировало свои полномочия по управлению федеральной собственностью федеральным органам исполнительной власти, определив их компетенцию в соответствующих положениях, устанавливающих их полномочия и порядок деятельности.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) и его территориальные органы наделены полномочиями собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти (пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Согласно пункту 10 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 248, МВД России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом органов внутренних дел и внутренних войск.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям.
Федеральные органы исполнительной власти в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства, управляют имуществом и осуществляют полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе федерального имущества, переданного подведомственным этим органам федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям (пункт 2.12 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 N 30).
Пунктом 2 Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 N 537, (далее - Положение N 537) предусмотрено, что функции и полномочия учредителя в отношении федерального казенного учреждения в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).
Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в установленном порядке согласовывает распоряжение недвижимым имуществом федеральных казенных учреждений (подпункт "к" пункта 3 Положения N 537).
МВД России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника, а также полномочия учредителя в отношении федерального недвижимого и движимого имущества, закрепленного за подведомственными ему государственными учреждениями, в том числе - МО МВД России "Ленинский".
Однако, в нарушение вышеуказанных норм, его согласования на изъятие из оперативного управления неиспользуемого Отделом МВД имущества, получено не было.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при изъятии из оперативного управления Отдела МВД спорного имущества с его дальнейшим закреплением за Прокуратурой ЕАО, Управление Росимущества в ЕАО действовало без учета указанных норм права с превышением законодательно определенных полномочий на распоряжение данным имуществом от имени собственника.
Доводы жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на их неправильном толковании со стороны заявителя.
Тот факт, что на момент издания распоряжения от 24.09.2013 N 54 имелись вступившие в законную силу судебные акты о признании отсутствующим права оперативного управления у Отдела МВД на спорное имущество, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку названные судебные акты не содержали выводов о необходимости изъятия имущества из оперативного управления Отдела МВД России.
Кроме этого, постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.10.2013 решение суда по делу N А16-1191/2012, которым признано отсутствующим право оперативного управления Отдела МВД на спорное имущество, отменено, в удовлетворении требований Прокуратуры ЕАО отказано.
Факт использования с 1993 года спорных помещений Прокуратурой ЕАО и наличие судебного акта, которым отказано в их истребовании у Прокуратуры, не отменяет обязанности Росимущества согласовывать изъятие неиспользуемых Отделом МВД помещений с МВД России, учитывая наличие зарегистрированного в установленном порядке права оперативного управления.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда от 07.05.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 07 мая 2014 года по делу N А16-123/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Козлова |
Судьи |
Т.С. Гетманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-123/2014
Истец: Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Ленинский", Отдел внутренних дел по муниципальному образованию "Ленинский муниципальный район" Еврейской автономной области
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Еврейской автономной области
Третье лицо: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Прокуратура Еврейской автономной области
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3446/14